Этого человека судьба долго испытывала на прочность. Но он не отступил, не сдался, не сломался и добился всего, о чем мечтал – звездных ролей, славы и благополучия.
Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе в бедной еврейской семье. Его предки эмигрировали из Киева в начале века и страх въевшийся в кожу, был, пожалуй, единственным багажом, который они вывезли из России. «Мои родители были детьми эры экономической депрессии. Они постоянно твердили: «Ты ничего не понимаешь», «Ты не знаешь цену доллару», «Ты даже не подозреваешь, что мы пережили».
Но Дастин был другой породы, он наперекор всему шел к своей мечте – стать актером, хотя природа наделила его далеко не актерской внешностью. «В школе издевательствам одноклассников не было предела. Для них я был не просто «карликом» или «коротышкой», «человеческим обрубком». Он вспоминал, как в детстве долго не мог заснуть, представляя себя дерущимся воином, получающим удар за ударом, падающим, но восстающим вновь, чтобы продолжить борьбу. И побеждающим.
Он страдал дислексией, ему было трудно учиться и вдобавок ко всему, как говорил Хоффман, у него была лучшая в школе коллекция прыщей на лице. Но, несмотря на это, на яростные протесты родителей, после школы он пошел учиться в театральную студию, где все пытались ему объяснить, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не попадет в кино и на сцену.
Десять лет он мыкался без работы, жил впроголодь, стучался во все театральные двери, но они были наглухо закрыты перед этим странным, некрасивым, носатым коротышкой с типично, вернее, с карикатурной еврейской внешностью.
Он жаждал играть, жаждал сниматься, старался не потерять веры в свой талант и надежды на то, что когда-нибудь его заметят. Наконец, в двадцать восемь лет он сумел устроиться в театр, и это была «ставка больше чем жизнь». И выиграл — за роль в спектакле Дастин Хоффман получил престижную театральную премию. Его заметили.
А в 1967 кинорежиссер Майк Николс, пригласил актера на главную роль в фильме «Выпускник». В тридцать лет, когда большинство голливудских звезд находятся уже в зените славы, он только начинал, и ему – взрослому мужчине предстояло сыграть юношу, которому только что исполнилось девятнадцать. Впервые придя на пробы, Хоффман так нервничал и был так испуган, что его приняли за уборщика, а он со страху, тут же начал протирать стекла в кабинете продюсера.
На премьере фильма у Дастина от ужаса не переставая стучали зубы, но это звучал марш победителя. «Выпускник» был номинирован в 6-ти номинациях и в том числе за лучшую мужскую роль. После триумфа в «Выпускнике» у Дастина от предложений не было отбоя, но он не спешил, тщательно выбирая новую роль. Слишком долго он шел к славе, слишком долго сидел без работы, чтобы позволить себе промахнуться.
И неожиданно для всех, он, отвергающий один сценарий за другим, соглашается на второстепенную роль в первом американском фильме англичанина Джона Шлезингера «Полуночный ковбой». Его герой озлобленный, больной, грязный, мелкий воришка с неприятным, измученным лицом по прозвищу «крыса». Хофману все говорили, что эта роль опасна для его карьеры, но он заболел этой ролью, вжился в образ так, что заходился перед камерой в туберкулезном кашле до рвоты.
За роль в картине «Полуночный ковбой» он вновь выдвигается на Оскара, но награда и в этот раз не нашла героя.
В 1979 году Хоффман снимается в одном из лучших своих фильмов «Крамер против Крамера» и на этот раз успех был оглушительным. Этот удивительно добрый и человечный фильм рассказывает о двух людях, большом и маленьком, отце и сыне, которых покинула жена и мать и они впервые остаются один на один друг с другом. Хоффман получает «Оскара», а съемочная группа вздохнула с облегчением, потому что, наконец, закончился этот кошмар под названием Дастин Хоффман. Актеры, которым выпала нелегкая участь играть с ним, говорят об этом с содроганием. Он доводил до исступления всех. Дастин въедливо влезая в каждую мелочь, учил режиссера и оператора как надо снимать, сценариста как писать сценарий, а актеров как надо играть. Он так вошел в роль покинутого мужа, что во время съемок жена, с которой он прожил 10 лет, не выдержала и подала на развод.
У каждого творческого человека свой метод и победителей не судят. «Почему я должен кому-то уступать? Я и так отдал славе слишком много времени, сил, здоровья. И потом место под солнцем должно принадлежать лучшим. А разве я не лучший?», — отвечал актер на все замечания съемочной группы.
«Крамер против Крамера» принес актеру настоящую славу, и тут бы «взять быка за рога», но Хоффман несколько лет отказывался сниматься. «Стать звездой, все равно, что умереть, — говорил он, — тебя мумифицируют, и ты не можешь свободно двигаться».
Следующим фильмом после «Крамера» стала картина «Тутси» и вновь бешеный успех и номинация на «Оскар». Он долго готовился к этой роли, пытаясь понять, что же волнует женщин, читал любовные романы, от которых впадал в ступор, совершенно не понимая, от чего же так страдают и чего хотят героини.
Вот отрывок из интервью с актером, опубликованного после премьеры: «Женщины, которые работали с нами над картиной, говорили мне, что никто не ведет себя таким образом. И давали советы, как и что надо делать. К счастью, я их не слушал. Вот и получалось — дама делает мне замечание: «Таким жестом поправлять — волосы нельзя», а минуту спустя сама повторяет мой жест». И если в «Крамер против Крамера» актер доказал, что мужчина может быть лучшей матерью, то в «Тутси» убедил, что мужчина может быть лучшей женщиной, чем сама женщина.
Актер был вновь номинирован на «Оскар», но премия досталась другому. Хофман шутил, что ему не дали за эту роль «Оскара» лишь только потому, что возник вопрос: в какой категории выдвигать Хоффмана — как «лучшего актера» или как «лучшую актрису»?
В 1988 году последовал новый триумф и вторая премия «Оскар» за главную роль в фильме «Человек дождя», в котором он сыграл персонажа больного аутизмом. Уникальная актерская работа Хоффмана в этой картине стала возможна благодаря все той же изматывающей подготовке к съемке, общению с психиатрами, наблюдению за больными аутизмом и чтению медицинских книг. На съемки фильма ушло восемнадцать месяцев, огромный срок по голливудским меркам. Но Дастин только пожимал плечами, когда ему на это пеняли, и отвечал, что Сикстинскую капеллу расписывали 10 лет, и никому в голову не пришло торопить художника. И добавлял: «Если бы вам предстояла серьезная операция, какого хирурга вы бы выбрали: противного зануду или веселого рубаху парня?».
В Голливуде никак не могли успокоиться, что на актера с такой внешностью сыплются награды, поговаривая, что впервые золотая статуэтка выше ростом, чем ее обладатель. Хоффман долго шел к профессии и заработал славу наперекор всему, работа вошла в его кровь и плоть, она стала целью и смыслом жизни, и потому он так истово работает, и поэтому так бесится, когда кто-то относится к работе иначе.
Дастин и сам понимал, что у него трудный характер и на вопрос журналиста: «С кем вы дружите?», актер честно отвечал: «А кто со мной будет дружить?». И все-таки Дастину повезло, после развода с первой женой, нашлась все-таки смелая женщина, которая рискнула связать свою жизнь с таким непростым человеком. Она юрист и далека от мира кино. У них родилось четверо детей, и они, судя по всему, счастливы. «У нас очень сплоченная семья. Раньше, когда я отправлялся на съемки, со мной ехали все. В нашем доме нет демократии. Потому что с детьми невозможно выиграть спор. Они умнее взрослых. Когда ты говоришь им «нет», они спрашивают «почему?», и ты теряешься. Поэтому в нашей семье нельзя спрашивать «почему?». «Нет», значит «нет», это закон».
Хоффман снялся после «Человека дождя» больше чем в 30 фильмах. Сейчас актеру 79 лет, его характер не стал легче, но он стал мудрее и, может быть, терпимее к близким. «Вполне вероятно, что я уже миновал пик своей актерской карьеры. Это звучит страшновато, но меня это не пугает. Когда актер умирает, в некрологах пишут: «Такой-то и такой-то, снялся в таких-то фильмах». И это все, что после него остается. Я говорю себе: «Не попади в эту ловушку. Нет ничего важнее семьи и близких тебе людей». Въедливый и дотошный во всем, пессимист со своеобразным чувством юмора, Хоффман уже заготовил себе эпитафию: «Я так и знал, что этим кончится».
Автор: Юлия Королькова
Об авторе
Меня зовут Юлия Королькова. Окончила Институт культуры. Мы его называли институт культуры и отдыха, потому что учится там было легко и интересно. Очень люблю валяться на диване и читать интересные книжки. Очень люблю валяться на диване и смотреть хорошее кино. Много путешествую, побывала во многих странах, например, на Крайнем Севере, на берегу Ледовитого океана и в пустыне Нубии. Пишу давно и с удовольствием. Я счастливый человек, который занимается любимым делом.