После смерти академика Лихачёва в России больше не осталось совести.
Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в зажиточной старообрядцев. Дмитрий Сергеевич в большинстве своих интервью подчёркивал, что настоящая русская культура сохраняется только в старообрядчестве.
Что бы старообрядцы не делали – рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей – они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере – все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России – и очень богатый, и очень щедрый».
В 1928 г. Дмитрий Лихачев окончил Ленинградский государственный университет и в этом же году, был арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук», где незадолго до того сделал доклад о старой русской орфографии, "попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского", осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность, и направлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Не остались без внимания НКВД и другие члены студенческой Академии.
Здесь, на Соловках, Лихачев публикует свою первую научную работу "Картежные игры уголовников" в журнале "Соловецкие острова" (1930, № 1). В ноябре его переводят из Соловецкого лагеря в Бел-Балтлаг, где он работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала вплоть до 8 августа 1932 г., когда был освобожден из заключения досрочно и без ограничений как ударник. Вернулся в Ленинград. В 1938 г. он пришел в Пушкинский дом (Институт русской литературы АН СССР), и уже в 1941 году защитил кандидатскую, в 1947 году докторскую диссертации. С 1953 года он член-корреспондент АН СССР, с 1970 года – действительный член (академик) АН СССР.
Известный ученый, автор фундаментальных трудов по истории русской литературы и русской культуры, сотен работ (500 научных и около 600 публицистических), десятков книг по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Перечислить все регалии Дмитрия Сергеевича сложно. Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США – Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года – председатель Пушкинской комиссии РАН. Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.
Д. С. Лихачев о национальной идее:
Никакой особой миссии у России нет и не было! Народ спасёт культура, не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Культура — основа всех наших движений и успехов. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет к фашизму.
О совести:
Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.
О суде над КПСС:
Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.
О любви к Родине:
Многие убеждены, что любить Родину — это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви — любви-жалости. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии ее мученической жизни.
Об интеллигенции:
К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория.
О сталинских репрессиях:
Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них.
Скончался Д. С. Лихачев 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в Комарове.
В некрологе, опубликованном в Литературной газете, известный ученый С.С. Аверинцев сказал: «с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей мы больше не увидим». Жена Зинаида Александровна, будучи младше мужа на год, умерла в 2001 г.