В Третьем Рейхе Рождество, никто не запрещал и не пытался заменить его каким-нибудь партийным нацистским праздником. Тем не менее, нацистская пропаганда приложила максимум усилий для того, чтобы превратить этот праздник в Рождество без Христа…
"Разобраться" с Рождеством национал-социалисты собрались еще до прихода к власти, в 1930 году. Еврейское происхождение Иисуса Христа и сильное влияние церкви на немецкие умы противоречили политике партии.
Одной из главных задач стало свести на нет эмоциональную связь немцев с религиозными традициями. То есть привычные ритуалы-то можно было и оставить, дабы не нервировать консервативных граждан (попробуйте отнять у немца любимый праздник!), но надо было подвести под них выгодную идеологическую базу.
Рождество было решено заменить национал-социалистской интерпретацией праздника Йоль (Julfest) – языческий праздник зимнего солнцеворота у германских народов в Средневековье. Различные ведомства от СС до гитлерюгенда выпустили брошюры с "надлежащим" описанием официальных праздничных мероприятий, а немецким семьям "заботливо" выдавали небольшие рождественские книги и даже календари Адвента с предложениями, как лучше провести этот день.
Рождественскую ёлку заменило Йольское дерево (та же ель, вид сбоку), на верхушке которой вместо звезды или католического креста "сияла" свастика, немецкого Николауса заменили два персонажа из германской мифологии: старуха-волшебница фрау Холле, которая наказывала плохих детей и приносила подарки хорошим, и древнегерманский верховный бог Вотан.
Ответственным за цензуру рождественских песен стал один из основных идеологов Третьего рейха – уполномоченный по контролю за духовным и мировозренческим воспитанием НСДАП Альфред Розенберг. Из текстов ловко убрали все религиозные аллюзии, заменив их, например, нейтральными описаниями природы.
Любопытно, что многие современные рождественские рынки обязаны своим месторасположением именно национал-социалистическому режиму. К примеру, "по решению фюрера" знаменитый нюрнбергский Кристкиндлесмаркт был перенесен в центр города, а также подогнан под "партийные стандарты". Зачастую рядом с рынками проходили акции нацистского общественного фонда "Зимняя помощь", где оказывалась помощь беднякам и бездомным.
Чуть позже, с началом военных действий, солдатам на фронт отправляли "рождественские посылки", упакованные Союзом немецких девушек или все тем же гитлерюгендом. Обычно праздничный паек состоял из пряника, хлеба с цукатами, сигар, сигарет и табака, леденцов (для некурящих), бритвенные лезвия, яблок и книг. Часто отправляли небольшие елки, но они не всегда доходили до адресатов. Тогда годилось что-то другое: к примеру, под Сталинградом немецкие солдаты наряжали чертополох.
Отмечало праздник Йоля и верховное руководство НСДАП. Глава СС Генрих Гиммлер любил дарить своим подчиненным так называемые йольские светильники, изготовленные на легендарном заводе фарфоровых изделий в Аллахе. И даже в концлагерях в этот день было немного "празднично". Офицеры зажигали свечи на ёлках в память о языческом йольском огне, а заключенные как могли прибирали свои скромные "покои": наряжали под столом еловые веточки, если их удавалось найти на территории лагеря.
Примечательно, что при всех стараниях национал-социалистов немцы не особенно стремились расставаться с привычным рождественским укладом и любимыми песнями. После окончания войны от елочных игрушек со свастикой поспешили избавиться.
В Германии проходит выставка, посвященная рождественским украшениям былых времен. Экспонаты, выставленные в немецком городе Ульм, напоминают посетителям о том, как елочные игрушки извращали величайший праздник в истории христианства в целях пропаганды нацистского режима.
Елочные игрушки с рунами и языческими символами. Германское язычество активно рекламировалось. В том числе и при помощи рождественских елочных игрушек.
Как известно, разрозненные немецкие земли объединила в единое государство Пруссия. Объединила "железом и кровью" (Бисмарк, автор крылатого выражения, имел в виду противостояние противникам объединения Германии, но далеко не все жители других немецких земель были рады присоединению к Пруссии).
Ёлочные украшения выполненные в виде бомб и гранат.
Пруссия на протяжении всей своей истории была крайне воинственным государством. А за пределами Германии слова немец и прусак стали синонимами. Как мы узнаем, что перед нами именно немецкие елочные игрушки? Правильно, – если это "бомбен унд гранатен", значит игрушки немецкие.
Ёлочные украшения выполненные в виде Железного Креста.
Конечно, не могли не стать елочными игрушками и Железные Кресты (разумеется игрушечные). Судя по лентам с цветами национального германского флага “догитлеровского” периода, набор выпущен в промежутке между мировыми войнами.
При Третьем Рейхе на верхушку рождественской елки помещали фарфоровую голову Гитлера, а вовсе не фигурку ангела или звезду. Также широко использовались серебряные шары с партийным лозунгом “Sieg Heil!”.
Другие атрибуты Рождества в Третьем Рейхе:
Форма в виде свастики для приготовления печенья.
А это – обложка книжки с рецептами рождественских лакомств.
Рождественская открытка. Какая же елочка без Гитлера?
Рождественская открытка 1944 года. Рождественская ель в окружении крестов погибшим солдатам.
Рождественская открытка 1944 года. Семья солдата читает письмо с фронта.
Почтовая открытка, 1944 год. Солдаты читают письма из дома с новогодними поздравлениями.
В конце войны Рождество для немцев снова стало именно Рождеством. Без языческих символов, свастик и Железных Крестов. Правда, война для немцев скоро закончится. Закончится сокрушительным поражением…
Эти раритетные снимки были сделаны в 1941 году на нацистской рождественской вечеринке. Здесь все высшие чины Рейха и нацистской партии во главе с самим Гитлером который сидит в окружении генералов. Вместо ангелов -свастики, а вместо Святого Николая – Один.
Не смотря на то что вечеринка праздничная нацисты как-то не особо ликуют. Гитлер явно чем-то расстроен – видимо новости из под Москвы его сильно отрезвили и он понял во что вляпался.
Нацистская рождественская вечеринка состоялась в ресторане Lowenbraukeller в Мюнхене 18 декабря 1941 года.
Нацистское Рождество значительно отличалось от традиционного. Так как фюрер не оставлял в мире Третьего Рейха места для религии, он приказал заменить христианский лик святого Николая фигурой древнегерманского бога Одина. Само Рождество было представлено как языческий праздник зимнего солнцестояния.
Украшение вечеринки в Мюнхене также соответствовало установкам фюрера. Так, рождественские елки были украшены свастиками, железными крестами и руничнимы символами, а на столах стояли тарелки с печеньем характерной формы.
Автор снимков – один из личных фотографов Гитлера Уго Ягер – в конце войны спрятал кадры в стеклянные банки и закопал недалеко от Мюнхена, чтобы отвести от себя подозрения. Позже он продал их американскому изданию Life Magazine.
В нашей стране в тридцатые-сороковые годы Рождество государственным праздником не было. Но современная традиция празднования Нового Года сформировалась именно в этих годах.