В 1989 году советские газеты пестрят сообщениями о появлении в Московском метрополитене неких суперсуществ. Их встречают в тоннелях путевые обходчики, несколько раз сбивают поезда, их следы обнаруживают на станциях. Официально руководство Московского метро открещивается от крыс-мутантов, однако в городе упорно ходят слухи о создании специального отряда по борьбе с подземными грызунами. Якобы бывшие десантники с автоматами и огнеметами по ночам спускаются на рельсы.
Метрополитен это не только станции, переходы и тоннели. Это сложная система водоотвода. Она содержит массу коллекторов и стоков, которые соединяются с подземными реками и городской канализацией. Встречать крыс необычного размера доводилось и московским диггерам. По их утверждению эти существа сосредоточены в так называемых скотопрогонных тоннелях под мясокомбинатами. Это мир крыс, и обилие крови и субпродуктов делает их жизнь здесь просто раем.
Вот отрывок из беседы с московским диггером Вадимом Михайловым: «Мы увидели трех особей…, нам показалось, что они ростом с кошку… они бросились на нас. В одну я метнул лом, она упала, и тут же на нее набросились сотоварищи. И пока они там ее рвали, писк и визг стоял на весь тоннель, и мы предполагали, что за нами уже несется стая в сотни этих голов… Вы представляете, как мы испугались…в те времена нам было по 18-20».
Результаты проб воды в подземных коллекторах приводят в ужас. Предельно допустимые значения азота, тяжелых металлов и кислот в некоторых местах превышены в 20 раз. Одни организмы в таких условиях вымирают, другие подвергаются мутации. Крысы могут приспособиться к любым условиям.
Крысы-мутанты – результат экологической катастрофы, которая уже наступила на подземном уровне города. Но есть и другая версия, гигантские особи – прокол в работе секретной биолаборатории, которая была создана в г. Саратов еще в 1929 году и где в течение десятилетий из мирных грызунов делали диверсантов и разведчиков. В конце 80-х в вивариях находилось уже 148 поколение лабораторных крыс.
В лаборатории было три вольера. В одном раз в неделю имитировали смену времен года, считалось, что крысы так быстрее эволюционируют. Во втором поддерживали постоянный уровень радиации. А в третьем жила контрольная группа животных. Днем младшие научные сотрудники чистили клетки, меняли воду, следили за соблюдением условий содержания. Подопытные, как правило, в это время спали.
Ночной график жизни животных был расписан буквально по часам. С крысами работали психологи, медики, генетики. Младших сотрудников на тренировки не пускали. Даже по виду военные крысы отличались от обычных. Их головы были крупнее, а передние лапы больше напоминали руки. Тренировки продолжались до июня 1989-го года. Тогда пришел приказ о ликвидации лаборатории животных, и всю документацию надо было уничтожить.
Но, к всеобщему удивлению, суперкрысы прогрызли толстенную стену бетона и сбежали через тоннель, который был тщательно замаскирован, проходил под всеми тремя вольерами и соединялся с системой вентиляции. То есть, получается, крысы заранее знали о том, что их должны были убить. Сколько же поколений крыс должно было участвовать, чтобы прогрызть такую стену из бетона?
Сейчас на месте лаборатории остались полуразрушенные корпуса, никаких документов не сохранилось. Нет сведений о дальнейшей судьбе 189-го поколения обитателей вивариев. Среди оказавшихся на воле суперкрыс были самцы и самки, а значит, возможно, и 190-е и 200-ое поколение. По утверждению специалистов-биологов особой опасности крысы-мутанты не представляют. В живучести они значительно проигрывают обычным серым крысам.
В многоэтажном лабиринте подвалов, коммуникаций и тоннелей «серые» создали свою цивилизацию, высокоорганизованное общество со своими законами, порядками, иерархией. И чужакам в мире крыс не место.