Царица Савская – один из самых известных библейских персонажей. Впервые она упоминается в Третьей книге Царств Ветхого Завета. И хотя ее существование считают недоказанным, образ царицы Савской оказал значительное влияние на фольклор и литературу народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. В наши дни к нему неоднократно обращались кинематографисты. Вот только где находилась ее страна?…
Фотографии для «Фигаро»
В город Мариб, где в незапамятные времена правила легендарная царица Савская, ученые пытались проникнуть давно. Однако само его местонахождение долгое время оставалось тайной, которую тщательно хранили местные арабские племена и власти Йемена.
В 1976 году очередную попытку проникнуть в заветный город предприняли французы. Они вели переписку с йеменскими властями долгих семь лет, пока не добились разрешения на посещение развалин одним человеком, которому было дозволено лишь осмотреть их. И тогда в Мариб решили послать парижского фотографа из журнала «Фигаро», умеющего снимать скрытой камерой.
Ему удалось увидеть и снять массивные колонны разрушенных храмов и дворцов, а также несколько скульптур, относящихся к периоду VI-IV веков до нашей эры. Одни были сделаны из мрамора, другие – из бронзы, третьи – из алебастра. Какие-то фигуры имели явно шумерские черты, другие – парфянские. Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням.
Фотографу удалось запечатлеть и выбитую на камне своего рода охранную грамоту: «Люди Мариба возвели этот храм под покровительством своих богов, царей и всего народа государства Саба. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят». Как раз после съемки этого текста фотографа попросили уехать.
Запись была сделана на осколке барельефа внутри здания, от которого остался лишь фундамент. Внутри него копошились люди в лохмотьях, которые укладывали в мешки половинки кирпичей. У фотографа сложилось впечатление, что в Мариб европейцев не пускают не из-за того, что он объявлен священным для мусульман местом, а по той причине, что он является частной каменоломней какого-то местного феодального клана.
По словам фотокора «Фигаро», ему удалось сфотографировать лишь сотую часть возможного. Он признался, что такая работа сродни тому, чтобы промчаться на мотоцикле по залам Лувра…
Из рода царей-жрецов
Сама царица Савская принадлежала к роду сабейских царей-жрецов – мукаррибов. Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа. Родилась она приблизительно в 1020 году до нашей эры в стране Офир, которая простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар.
Обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми и добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, овец и верблюдов, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь и умели выплавлять бронзу.
Развалины города Аксум
Столица Офира – город Аксум – находилась в Эфиопии. В пятнадцатилетнем возрасте Македа отправилась царствовать в Южную Аравию, в Сабейское царство, где стала царицей Савской. Она правила царством около сорока лет. Подданные говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.
Столицей Сабейского царства был город Мариб. В Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись Солнцу. Относительно недавно ученые установили, что в народной религии древнего Йемена большую роль играло солнечное божество Шамс.
Легенды говорят, что первоначально царица поклонялась звездам, Луне, Солнцу и Венере. Она имела почетный титул верховной жрицы планетарной соборности и устраивала в своем дворце «Соборы мудрости». Была она верховной жрицей и некого южного культа нежной страсти. Лишь после путешествия к царю Соломону она познакомилась с иудаизмом и приняла его.
Царица Савская – фрагмент фрески Пьеро делла Франческа
По описаниям античных авторов, владыки Сабы жили в мраморных дворцах, окруженных садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.
Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая держала воду в искусственном озере. Через сложную систему каналов и стоков озеро поило крестьянские поля, а также фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах. Длина каменной дамбы достигала 600, а высота – 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза.
За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, раз в год приносимая тропическим ураганом из Индийского океана. Коран утверждает, что ирригационная система была разрушена небом как кара за язычество. В реальности же катастрофу учинили римляне, разграбившие город и разрушившие шлюзы в наказание за отчаянное сопротивление жителей Мариба.
Путешествие в Иудею
Путешествие Билкис (так называют царицу Савскую в более поздних арабских текстах) к Соломону стало одним из самых известных библейских сюжетов. Она отправилась в семисоткилометровый путь с караваном из 797 верблюдов. Свита ее состояла из черных карликов, а охранный эскорт – из высокорослых светлокожих гигантов.
На голове царицы красовалась корона, украшенная страусиными перьями, а на мизинце был перстень с камнем «астерикс», который неизвестен современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.
«Соломон и царица Савская», Джованни Демин, XIX век
В Иудее царица задавала Соломону мудреные вопросы, но все ответы владыки были абсолютно верными. Историки отмечают, что едва ли не большинство загадок царицы основывались не на житейской мудрости, но на знании истории еврейского народа, и это действительно выглядит странным в устах солнцепоклонницы из далекой, по меркам того времени, страны.
В свою очередь, Соломон был покорен красотой и умом Билкис. Эфиопская книга «Кебра Негаст» описывает, что по прибытии царицы Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней».
Согласно некоторым преданиям, он женился на царице. Впоследствии двор Соломона получал из знойной Аравии лошадей, драгоценные камни, украшения из золота и бронзы. Самым же ценным по тому времени было благовонное масло для церковных курений.
Царица тоже получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, она с тех пор правила в одиночку. Зато от Соломона у Билкис родился сын по имени Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии. В конце жизни царица Савская вновь вернулась в Эфиопию, где к тому времени правил ее повзрослевший сын.
Еще одна эфиопская легенда повествует о том, что долгое время Билкис хранила в тайне от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим, сказав, что он узнает отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в храме бога Яхве.
Добравшись до Иерусалима и придя в храм на богослужение, Менелик достал портрет, но вместо рисунка с удивлением обнаружил небольшое зеркало. Посмотрев на свое отражение, Менелик обвел взглядом всех присутствующих в храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец…
Загадка для ученых
Между тем недавно случай помог приблизиться к разгадке целого ряда тайн Древней Аравии. Менее десяти лет назад поработать в Йемене пригласили целую группу горных инженеров из стран Европы, США и Саудовской Аравии. В эту сугубо техническую команду без лишнего шума были включены несколько археологов.
Первое, что они обнаружили, это обилие забытых оазисов и древних поселений. Пустыня, овеваемая восточными легендами и знойными ветрами, в давние времена далеко не везде была безжизненной. Там были пастбища, охотничьи угодья, прииски драгоценных камней.
Среди прочего была обнаружена небольшая каменная скульптура, напоминающую древнюю индоевропейскую Богиню-мать, что озадачило ученых. Как ритуальная скульптура попала в южные края?
Впрочем, и многие керамические черепки со специфическими орнаментальными украшениями были явно индоевропейского типа, близкого к шумерскому.
На севере Йемена археологи нашли десять участков с отвалами шлаков. По плавильным печам они определили, что там перерабатывали добротную медную руду, делали бронзу. Слитки из Сабы шли в страны Африки, Месопотамию и даже в Европу.
Все это доказывало, что удачливыми металлургами были отнюдь не бедуины, а оседлые племена другого этнического происхождения.
Валдис ПЕЙПИНЬШ