22.12.2024

Гай Бехор – Кто они — окружение нового президента США?

Кто они — окружение нового президента США? Это и вправду самая произраильская администрация за всю историю наших взаимоотношений? Что случится и чего не будет? Кто там дергает за ниточки, скрываясь от чужих глаз? Они действительно правее израильского правительства? И что там с идеей о «двух государствах» — неужто приказала долго жить? И кто станет «казненным философом»?

У Александра Македонского, покорившего Восток вплоть до самой Индии, наставником и учителем был сам Аристотель, сопровождавший царя на протяжении всей недолгой жизни последнего. Как-то раз Александр пожаловался Аристотелю на то, что во время долгих походов ему не с кем беседовать о философии. Аристотель посоветовал Александру взять с собой другого своего ученика — Каллисфена, к тому времени уже снискавшего себе славу философа.

Прежде чем отпускать Каллисфена в поход, Аристотель постарался научить его тому, как уцелеть при дворе Александра. Однако молодой философ, как видно, не особо прислушивался к советам учителя. Он верил в чистую философию, в простые безыскусные слова, в правду, которую следует говорить целиком и прямо. Если уж Александр Македонский действительно так ценит философию, он не станет возражать тому, кто будет говорить честно и по существу, считал Каллисфен.

И вот, в одном из долгих походов Александра, этот самый Каллисфен слишком уж часто высказывался свободно. Так что однажды Александр взял и казнил его…

Quod licet iovi non licet bovi («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку «) — это важнейшее правило любого царского двора, да, впрочем, и любого иерархического общества.
Правитель не любит, когда его подданные становятся ему друзьями. Поэтому придворные (и это в равной степени верно для любой крупной современной компании) овладевают особым искусством — как обустраивать свои дела таким образом, чтобы правитель чувствовал себя еще более царственным, а все остальные боялись мощи, сосредоточенной в руках царедворца. Как использовать чары видимости. Ведь им прекрасно известно, что в царском окружении важно не то, что было на самом деле, а то, как это выглядело.

Необходимо следить за языком — не говорить лишнего, не высовываться, дабы не вызывать зависть, по мере необходимости использовать лесть, и при этом самое главное — уметь обратить на себя царское внимание.

Правила эти одинаковы и неизменны для любого царского двора. И тот, кто умеет играть по ним, — уцелеет, иных — казнят.

***

Как охарактеризовать царский двор президента Дональда Трампа, приводящего в замешательство и потому пугающего мировых лидеров? Почти все его назначения необычны. И каждый раз президент Трамп выдергивает нового кандидата, будто достает кролика из цилиндра фокусника.

Но прежде чем заняться описанием двора, можно уже с достаточной определенностью сказать, что войдет в повестку дня этой революционной администрации и чего там не будет.

Прочь отправляются: глобализация, мультикультурность, многосторонние торговые отношения, американская система разведки, ядерная сделка с Ираном, Европейский Союз, особые отношения с Европой, мировое потепление, абсолютные обязательства перед НАТО, политика отдаления от России, «палестинцы» и концепция «двух государств».

 

Напротив, войдут в повестку дня: односторонние отношения, сближение с Россией, двухсторонние торговые отношения, Британия, ограничения на въезд в США и безусловная, усиленная поддержка Израиля.

Все это можно понять, глядя на команду, которую уже подобрал себе Трамп. Можно было коснуться десятков имен, рассматривая их с точки зрения самых разных параметров, но мы ограничимся двумя: отношением к Израилю и степенью близости к президенту.

В целом можно сказать, что еще никогда за всю историю еврейского государства в США не подбиралась столь произраильская и правая команда в администрации, как теперь.

И даже пусть мы сами стали бы собирать администрацию нашей мечты, она не была бы лучше этой.

***

Прежде всего, последнее слово всегда остается за президентом, тем более, в случае столь независимого и упорного человека, как Трамп, уже инициировавшего множество изменений в Белом доме — от интерьера, до кадров. Но и у его команды немалое влияние, поскольку он любит слушать своих советников. Трамп всегда был сторонником привлечения к делу лучших профессионалов.

 

Круг первый — семья

Самым сильным и наиболее влиятельным человеком при президенте является его зять, Джаред Кушнир, муж любимой дочери Иванки. Кушнир — ортодоксальный еврей из богатой и обладающей связями (хотя и не в такой степени, как Трамп) семьи. Настоящий еврей с четкими правыми взглядами. Вместе с женой они молились на могиле Любавического ребе о победе Трампа на президентских выборах. Его семья пожертвовала немало средств на поселение Бейт-Эль, он сам — близкий друг иерусалимского мэра Нира Барката и один из последовательных сторонников переноса американского посольства в израильскую столицу.
Кушнир назначен Трампом особым посланником по вопросам переговоров на Ближнем Востоке. Его видение Израиля — это видение верующего еврея — консервативное, традиционное и любящее. Он отнюдь не человек «двух государств» и других столь же бессодержательных лозунгов.

Трамп очень ценит его, в том числе и потому, что Кушнир немало сделал для его избрания.

Самой же влиятельной женщиной при президенте Трампе, безусловно, является его дочь — Иванка, прошедшая полный ортодоксальный гиюр и получившая еврейское имя Яэль. Она жена Джареда и дочь Трампа от первого брака с чешкой Иванной.
Вместе с мужем Иванка приняла предложение отца — полностью отказалась от семейного бизнеса и целиком переключилась на работу в команде президента. Семья переехала в дом на Трейси-Плейс, что на северо-востоке Вашингтона, к слову, поблизости от дома, где будет жить и семья Обамы. У Иванки много друзей в Израиле, где она часто бывала по делам бизнеса, не забывая молиться у Западной стены. Ее задача — защищать отца.

Что касается Мелании, третьей жены и двух старших сыновей Трампа — Дональда-младшего и Эрика, то, вероятно, они будут в гораздо меньшей степени иметь влияние на политическую команду президента.

 

Круг второй — министры

Госсекретарь Рекс Тиллерсон — в прошлом политикой не занимался, был председателем совета директоров и главным управляющим американского нефтяного гиганта ExxonMobil.
Это прозрачный намек на стремление Трампа вернуть США международные позиции в энергетической области. Тиллерсон отлично понимает, «откуда и куда дует ветер». Он уже раскритиковал речь предыдущего госсекретаря Джона Керри против Израиля, назвав ее «тревожной». Он назвал Израиль важнейшим союзником на Ближнем Востоке. И он не собирается заниматься поселениями, разве что палестинские арабы проявят «серьезные намерения» и вернутся за стол переговоров. До тех же пор, пока этого не произошло, он вообще не станет влезать в вопросы о еврейском строительстве. Тиллерсон за пересмотр ядерной сделки с Ираном и за активное противодействие любым попыткам бойкота Израиля. В остальных ближневосточных вопросах он не хочет слишком большой американской вовлеченности.

Министр жилищного строительства и городского развития др. Бен Карсон — наверное, самый известный нейрохирург в США.
Он сам участвовал в президентской гонке, а затем поддержал Трампа против всей Республиканской партии и остальных кандидатов. Теперь Трамп вознаграждает его за это. Это будет очень важный портфель в правительстве нового президента, желающего инициировать революционное обновление гражданских инфраструктур США: строительство аэропортов, дорог, поездов, новых городов и множества квартир. Карсон — единственный афроамериканец в кабинете.

Он считается нашим близким другом, и летом, когда участвовал во внутрипартийных выборах, сказал, что «если станет президентом, у Израиля появится очень хороший друг». Он также сказал, что США были созданы на еврейско-христианских ценностях и дистанцировался от ислама. По его утверждению, администрация Обамы продала Израиль. А палестинских арабов, он, как правило, вообще не упоминает.

Вице-президент Майк Пенс — был губернатором штата Индиана и одним из первых провел закон (который с тех пор был принят и во многих других штатах) против бойкота Израиля.
Пенс — это связующее звено между Трампом и колоссальной общиной американских евангелистов. Его симпатии к Израилю огромны, и добавить к этому нечего.

Министр обороны генерал Джеймс Мэттис — единственный левый во всей сборной Трампа, поэтому, кстати, его кандидатуру легко поддержали демократы. И, наоборот, республиканские законодатели как раз не были особенно расположены его утверждать.
Нас Мэттис любит не особенно. По крайней мере, так это было до сих пор. В то же время, наши контакты с ним не лежат в политической плоскости, как это было и с его предшественниками.

Надо надеяться, что он разберется с тем, «какие ветры дуют в командной ставке», иначе вылетит оттуда, как тот самый «философ Александра». К слову, когда он представлял себя Трампу, то сообщил, что во время военных действий обычно берет с собой книгу римского философа Марка Аврелия, чтобы оставаться хладнокровным даже в самый разгар боя… Философ…

Одним словом, он — единственное прискорбное назначение во всей команде. Будем надеяться, что он это поймет.

Постоянный представитель США в ООН Никки Хейли. О, это интересная история! Хейли из семьи индийских сикхов, эмигрантов. Недаром, когда она получила назначение, ее семья, та, что осталась в Индии, молилась за нее в Золотом храме в городе Амритсар.

Ее имя, полученное при рождении — Нимрата Рандхава. Она была губернатором Южной Каролины. Хейли — восходящая звезда Республиканской партии. Есть те, кто считают, что в будущем она еще станет кандидатом в президенты.

Она рассматривает свое назначение в ООН как инструмент, а не как цель. Поэтому она жестко критикует организацию, вполне в духе Трампа. С ее точки зрения, бесчестное отношение ООН к Израилю — это крупнейший провал международной структуры, «американскому народу надоело враждебное отношение ООН к Израилю». По ее словам, каждый год США оплачивает 22% бюджета ООН, «и что мы с этого имеем»? Одним словом, если Трамп решит урезать или вообще пресечь американское финансирование ООН, она сделает это, не задумываясь.

Безусловно, уже одно то, что она сменит на своем посту Саманту Пауэр, не может не радовать.

Министр энергетики Рик Перри — важен нам по двум причинам.
Во-первых, его роль состоит в том, чтобы вновь раскрутить могучий маховик гигантской энергетической индустрии США, заржавевший во время Обамы. Иными словами, обуздать всех плохишей — производителей нефти.

Во-вторых, в противоположность прежнему министру энергетики Эрнесту Монизу (помните, такого со странной прической, что всегда крутился возле Керри), назначенному продвигать ядерную сделку с Ираном, Перри теперь предстоит проверить ее заново.

Перри — поклонник Израиля. Еще когда он был губернатором Техаса, он выступил против «палестинского государства» и против ядерной сделки с Ираном. Кроме того, он поддерживал выступление Нетаниягу в Конгрессе. Вообще-то, Трампа, перед тем, как тот возглавил партию, Перри называл «раковой опухолью консервативного движения», поэтому даже удивительно, что президент назначил его на министерскую должность.

Кандидат на должность торгового представителя США Роберт Лайтизер — противник Транстихоокеанского партнерства, а также, в духе видения самого Трампа, противник экономического усиления Китая. А вот с нами он как раз предлагает подписать соглашение о свободной торговле — без каких либо ограничений, препятствий и налогов.

Министр финансов Стивен Мнучин (Мнухин) — в прошлом, высокопоставленный руководитель в одном из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs. К слову, Мнучин был компаньоном миллиардера Джеймса Паркера (близкого друга Нетаниягу). Они с Паркером занимались продюсерской деятельностью в Голливуде. А отец Мнучина — активист Объединения друзей израильского музея в Иерусалиме, и недавно преподнес в подарок музею дорогую картину.

Министр внутренних дел Райан Зинке — интересная личность. Он заслужил признание, когда командовал знаменитым подразделением ВМС США «Морские котики». Согласно его собственным словам, в прошлом, по долгу службы, ему приходилось сотрудничать с израильтянами. Он считается большим другом еврейского государства и активно поддерживал выступление Нетаниягу в Конгрессе.

Можно ожидать, что он будет плодотворно сотрудничать с израильскими службами безопасности по вопросам борьбы с террором. Кто знает, может, с его легкой руки, Трамп согласится и наконец, внесет израильский загранпаспорт в список документов, не требующих визы в США. Кстати, это может произойти лишь тогда, когда израильский загранпаспорт станет биометрическим, как паспорт стран Евросоюза и самих США.

Автор: Гай Бехор источник


72 элементов 1,245 сек.