Россия находится на третьем месте в мире по количеству убийств на душу населения. Такие данные приводит портал правовой статистики Генпрокуратуры. В 2016 году в нашей стране зафиксировано 9,6 тыс. убийств или покушений на убийство. «Преступная Россия» представляет обзор самых громких из них.
Жертвами резонансных убийств в 2016 году стали как невинные дети, так и высокопоставленные силовикиФото: Преступная Россия
Няня-убийца
Последний день зимы ознаменовало поистине ужасное событие. Утром 29 февраля работавшая в Москве няней гражданка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова задушила свою воспитанницу − четырехлетнюю девочку, обезглавила ее и подожгла квартиру, где она проживала с семьей малышки.
Гюльчехра Бобокулова с головой ребенка в руках
После этого Бобокулова отправилась к станции метро «Октябрьское Поле», где на протяжении получаса ходила и, размахивая головой ребенка, кричала, что является террористкой, угрожала устроить взрыв. Через некоторое время женщина была задержана сотрудниками полиции.
Бобокуловой было предъявлено обвинение по статьям «убийство малолетнего», «умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога» и «заведомо ложное сообщение о взрыве» (ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167, ч. 1 ст. 207 УК).
Перед первым судебным заседанием Бобокулова заявила, что убила девочку, потому что ей приказал Аллах. В марте ей была назначена психиатрическая экспертиза в Институте судебной психиатрии им. Сербского. По некоторым данным, у себя на родине она состояла на учете в психоневрологическом диспансере.
24 ноября Хорошевский районный суд Москвы признал Бобокулову виновной во всех инкриминируемых ей преступлениях и отправил на принудительное лечение на основании экспертизы, установившей наличие у нее психического расстройства.
По данным РБК, ФСБ была не согласна с квалификацией дела и настаивала на том, что действия Бобокуловой следует квалифицировать по статье «теракт». По заявлениям некоторых сотрудников спецслужбы, решиться на такое преступление женщина могла после воздействия вербовщиков, связанных с одной из международных экстремистских группировок.
При этом преступление, совершенное Бобокуловой, вскрыло множество проблем беспокоящих общество. Во-первых, это исламский терроризм. Несмотря на то, что Бобокулова была признана душевнобольной, ее угрозы взрыва и выкрики «Аллах акбар» были спроецированы на другие случаи террора, происходившие в нашей стране, а также в Европе и США. Нелегальная миграция − у Бобокуловой не было официального разрешения на работу. Плохая работа полиции, сотрудники которой подверглись критике со стороны президента Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергея Гончарова. По его мнению, Бобокулову нужно было нейтрализовать гораздо раньше, чем это было сделано. Неоднозначно также оценивался и поступок полицейского, бросившегося на нее, накрыв своим телом. Контроль людей, работающих с детьми. Наконец, цензура – все федеральные телеканалы и другие СМИ, по большому счету, проигнорировали это экстроординарное происшествие.
Расстрел в тире
Утром 15 апреля на базе ФСО «Динамо» в поселке Мирный Приволжского района города Казани погибли три человека, еще двое были госпитализированы. Как оказалось, на спортивно-учебной базе произошла перестрелка. Трое погибших − это замдиректора учебной базы МВД Фарид Шакирзянов, подполковник внутренней службы Раиль Садретдинов, а также директор стрелкового клуба, майор МВД в отставке Сергей Иванов. Последнего застрелили сотрудники спецподразделения СОБР, когда тот оказал сопротивление. Ранеными оказались еще два сотрудника полиции.
Сергей Иванов, застреленный сотрудником ОМОН
Иванов арендовал на этой базе помещение для своего стрелкового клуба, а также имел там оружейный магазин. Предположительно, к преступлению его подтолкнуло известие о том, что его бизнес после новой реформы МВД придется свернуть. В то же время предприниматель мог воспринять это как попытку «отжать» бизнес. На этом фоне между Шакирзяновым и Ивановым возник конфликт. Также известно, что в день, когда произошла трагедия, в очередной раз решался вопрос о продлении аренды. При этом к преступлению Иванов хорошо подготовился − на нем был бронежилет, с собой он взял два автомата Калашникова с 14 рожками, наполненными патронами, пистолет «Макаров» с восемью магазинами, а также 16 осколочных гранат.
Сам Иванов был уволен из органов МВД в ноябре прошлого года. Однако, по данным «Новой газеты», свой бизнес майор полиции открыл еще до увольнения со службы, а чтобы это не противоречило закону, формально коммерческое предприятие было оформлено на его 23-летнего сына.
Также об Иванове известно, что, будучи сотрудником МВД, он в начале 2000-х проходил службу в Чечне, где получил контузию. Знавшие его вспоминают, что после возвращения он «стал другим человеком» − раздражительным, резким и конфликтным.
Следственным управлением СКР по Татарстану возбуждено уголовное дело по статье «убийство двух или более лиц» (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Задержан сын Сергея Иванова, который, предположительно, мог знать, что отец готовится совершить преступление.
Побег из психушки
В ночь на 12 апреля в психиатрическом отделении 442-го Окружного военного клинического госпиталя Санкт-Петербурга было совершено убийство двух медсестер. Одну из них − 63-летнюю Надежду Иванову − нашли в туалете с четырьмя ножевыми ранениями в области груди, там же валялось и орудие убийства. Другая медсестра − 52-летняя Ольга Горохова − была найдена задушенной в палате отделения. При этом выяснилось, что в ту ночь из больницы сбежали трое военнослужащих: 19-летний контрактник Внутренних войск МВД Александр Томский, 18-летний первокурсник Военно-космической академии Можайского Степан Даценко и 18-летний срочник взвода технического обеспечения из Большой Ижоры Давид Зиганшин. Днем всех троих задержали под Светогорском, откуда они пытались проникнуть на территорию Финляндии.
Александр Томский, Давид Зиганшин и Степан Даценко
Таким образом, на убийство они пошли лишь ради того, чтобы завладеть ключами и сбежать из лечебницы. В противном случае им грозила уголовная ответственность за имитацию психических расстройств.
Военный следственный отдел ВСУ СКР по Санкт-Петербургскому гарнизону возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство двух лиц организованной группой по предварительному сговору).
«Сызранская Кущевка»
В ночь на 24 апреля в деревне Ивашевке Самарской области произошло преступление, которое сразу сравнили с трагедией, случившейся в станице Кущевской. Там убили почти всю семью бывшего начальника полиции Сызрани Андрея Гошта. Помимо него самого, погибли его отец и мать, жена, супруга его брата и племянница. Еще одной племяннице − 7-летней Софье, получившей тяжелые травмы, удалось выжить − в состоянии комы она попала в больницу.
Андрей Гошт
Столь резонансное преступление первоначально связали с профессиональной деятельностью Андрея Гошта. Считалось, что убийство могло стать местью со стороны криминалитета. На посту начальника сызранской полиции Гошт активно боролся с нелегальными торговыми точками и различными ОПГ.
Первых троих подозреваемых в кровавой расправе задержали 1 мая. Ими оказались выходцы из Азербайджана Роман Фаталиев, Ислам Бабаев и Орхан Зохрабов. Они сразу признали свою вину и заявили, что хотели только ограбить дом родителей Гошта, а людей убили из страха, что их опознают. 4 мая в руках правоохранителей оказался четвертый предполагаемый убийца − Махмадали Ахмадов. Его взяли в аэропорту «Домодедово».
Как установило следствие, преступление было совершено из корысти. Преступники не знали, на чей дом они совершают нападение, а общая стоимость их добычи составила около 200 тыс. рублей. Это бытовая техника, мобильный телефон, наличные деньги в сумме 906 рублей, а также банковские карточки и служебное удостоверение Андрея Гошта. Во время следствия азербайджанцы Орхан Захрабов, Ислам Бабаев и Роман Фаталиев признались в убийстве. При этом вероятный организатор преступления Махмадали Ахмадов заявил, что виновным себя не считает, так, по его словам, он не мог забить жертв до смерти − удары, которые он наносил по спящим людям, были не сильными.
Всем налетчикам инкриминируются разбой (п.п. «а, в» ч. 4 ст. 162 УК РФ), убийство (п.п. «а, ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и покушение на убийство (ч. 3 ст. 30 УК РФ и п.п. «а, в, ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Судить их будет коллегия присяжных.
В то же время брат погибшего экс-полицейского Евгений Гошт считает, что у подсудимых были слишком слабые мотивы преступления. По его словам, его родных могли убить другие люди, а обвиняемых просто подставили. Тем более что на видео зафиксировано лишь то, как пришли какие-то люди в масках и закрыли камеру перчаткой. «Моих родных шли целенаправленно убивать, показательно», − заявил Евгений Гошт.
Пять трупов за 15 секунд
Эта трагедия произошла рано утром 8 мая близ деревни Челохово Егорьевского района Подмосковья. 27-летний Илья Асеев застрелил пятерых мотоциклистов.
Илья Асеев
Накануне байкеры из местного клуба «Дикие сердца» возводили на открытой площадке импровизированную сцену для празднования на природе предстоящих Дня Победы и открытия летнего мотосезона. К вечеру небольшая часть из них разбила там палаточный лагерь и осталась ночевать. Помимо байкеров, среди ребят находились две девушки и никогда не имевший своего мотоцикла Асеев. Во время празднования дня рождения одного из членов клуба и распития алкогольных напитков у Асеева произошел конфликт с именниником. Драку быстро пресекли, после чего Асеев уехал на такси домой в Егорьевск. Однако вскоре он, опытный охотник, работавший к тому же охранником в одном из ЧОПов, вернулся с 12-миллиметровым карабином «Вепрь молот», имеющим лазерным прицел.
По словам выжившей девушки, сначала она увидела красную лазерную точку на теле одного из мотоциклистов. Потом раздался выстрел, и байкер упал. После этого Асеев застрелил еще одного мотоциклиста. Следом он разбудил спавшего в палатке третьего обидчика, поинтересовался, как тот себя чувствует, и после ответа также застрелил. Подобным образом Асеев убил еще двух байкеров. На все у него ушло не больше 15 секунд.
Выжить в этом побоище удалось только девушкам. По словам одной из них, убийца пощадил их из-за маленьких детей. При этом одну из них он заставил отвезти себя домой.
Уже днем 8 мая стрелка задержала полиция − он находился дома и признался в содеянном.
В отношении Ильи Асеева было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство двух и более лиц». В настоящее время он заключен под стражу. За содеянное ему грозит пожизненный срок, тем более что в деле не фигурируют какие-либо смягчающие обстоятельства.
«Хованское побоище»
14 мая на Хованском кладбище в Москве произошло настоящее сражение. По разным данным, от 200 до 500 человек, главным образом выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии, вооруженные битами, арматурой и огнестрельным оружием, решили выяснить отношения. В результате драки погибли три человека, порядка 30 получили ранения. Более 100 участников были задержаны. Среди них − экс-глава территориального отделения № 3 ГБУ «Ритуал» Юрий Чабуев, а также соучредитель общественной организации «Здоровая нация» Александр Бочарников, которым предъявлено обвинение в убийстве двух и более человек, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 213, а также ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 105 УК РФ), еще 12 участникам конфликта инкриминируют хулиганство. Среди подозреваемых оказался и бывший сотрудник ОМВД «Хамовники» Никита Мошенко.
Задеражнные у Хованского кладбища
Причиной конфликта, по версии ГСУ СКР, стала попытка передела сфер влияния в «криминальном бизнесе». Якобы Чабуев с помощью своих знакомых спортсменов-борцов, среди которых как раз превалируют кавказцы, попытался вытеснить с кладбища граждан Таджикистана, которые, начав с нелегальных услуг по уборке территории и могил, потом занялись строительством надгробий. Сам Чабуев заявил, что знал о планировавшемся конфликте на кладбище и пытался его предотвратить. По другой версии, это был бытовой конфликт, возникший из-за некачественно выполненной таджиками работы по благоустройству захоронения родственника одного из подозреваемых, за которую им не заплатили. По некоторым данным, воспользовавшись ситуацией, борцы также решили либо обложить нелегалов данью, либо заставить освободить прибыльную территорию, бизнес на которой приносил до 4 млн рублей в день.
С топором на ДПС
Днем 17 августа двое мужчин, вооруженных огнестрельным оружием и топорами, напали на пост ДПС в Щелковском районе Подмосковья. Один из нападавших достал топор и ударил полицейского, попытавшись завладеть его оружием. Ответным огнем он был убит, однако второй налетчик успел выхватить пистолет и ранил еще одного полицейского. Его убил подоспевший третий сотрудник полиции. В результате нападения двое сотрудников полиции − Николай Дрозд и Михаил Балакин − получили ранения. Балакин впоследствии скончался. Нападавшими оказались уроженцы Чечни − 18-летний Сулим Исраилов и 21-летний Усман Мурдалов.
Нападавшие Усман Мурдалов и Сулим Исраилов
Ответственность за нападение взяла на себя запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство». Как отмечает Reuters, на сайтах, связанных с ИГ, была опубликована видеозапись, на которой Мурдалов и Исраилов заявляли, что находятся в Москве и готовы выполнять приказы лидера террористов Омара аль-Багдади.
Известно также, что Мурдалов собирался уехать в Германию, где проживает его семья. По словам его родственника, он получил загранпаспорт, но у него еще не было визы. Исраилова же отчислили за неуспеваемость из педагогического техникума, и он ничем не занимался. Непосредственно перед совершением преступления они сказали близким, что уезжают в отпуск на Каспийское море, в дагестанский город Избербаш.
Однако, как установили сотрудники правоохранительных органов, вместо этого преступники отправились в Москву. Добравшись на автобусе до столицы, молодые люди переночевали в гостинице в Люблино, после чего, опять же на автобусе, поехали в подмосковную Балашиху. Там в магазине они приобрели два топора, с которыми уже на маршрутке приехали к посту ДПС.
Перестрелка в Цыганском поселке
3 сентября в Цыганском поселке Екатеринбурга произошла перестрелка, в результате которой погибли два человека. События разворачивались у дома бывшего спецназовца, а ныне предпринимателя и казака Олега Шишова, к которому на разборку приехали порядка 20 человек во главе с цыганом Дмитрием Пестриковым. На стороне Шишова выступили Александр Дутов, его пасынок Александр и брат Алексей. Через пару минут разговор перерос в драку со стрельбой, в результате чего ранения получили не менее 12 человек. В том числе 9 со стороны Пестрикова. От полученных ран скончались двое из них: 27-летний десантник, бывший сотрудник ЧОП «Сова» Кирилл Штриплинг и 18-летний Илья Ташимов.
Олег Шишов (слева) и Александр Дутов-старший
Событиям предшествовала ссора Шишова с Пестриковым, которая случилась днем ранее на дне рождения у Александра Дутова.
После бойни все ее участники, за исключением раненых, скрылись с места происшествия. Пустился в бега и хозяин дома, однако 5 сентября Олег Шишов и Александр Дутов сами пришли в полицию, принеся с собой нарезной карабин «Вепрь», из которого с их стороны велся огонь. Следствие отпустило обоих на свободу под подписку о невыезде.
Зато начали задерживать их оппонентов. По ходатайству следствия Ленинский райсуд арестовал Дмитрия Пестрикова, Руслана и Петра Оглы, Яника Князева и Сергея Гончарова. Им инкриминируют части 1 и 2 статьи 212 УК РФ («Организация и участие в массовых беспорядках»). По данным следственного управления СК по Свердловской области, всего в перестрелке принимали участие не менее 21 человека, личности и местонахождение остальных устанавливаются.
Псковские подростки
В Псковской области продолжается расследование гибели 15-летних школьников, обстрелявших сотрудников полиции, а затем, по официальным данным, покончивших с собой. Напомним, по версии следствия, 15-летние Денис Муравьев и Екатерина Власова из Пскова сбежали от родителей после того как мать девочки застала их вместе, а подросток ранил ее в ногу из травматики. После этого пара забаррикадировалась в частном доме в Стругах Красных в 80 км от Пскова, принадлежащем отчиму девочки, сотруднику правоохранительных органов. По версии следствия, взломав сейф с оружием, 14 ноября подростки обстреляли из ружья полицейскую машину.
Денис Муравьев и Екатерина Власова
Свои действия они транслировали онлайн в Periscope, фото и видео также публиковались в Instagram Дениса. При этом в последнем снятом ими видео школьники говорят, что в преддверии штурма сдали все оружие, вплоть до ножей, и размышляют, надо ли им сдаться.
После штурма дома бойцами Росгвардии было объявлено, что оба подростка погибли от огнестрельных ранений. По версии следствия, когда дом окружили сотрудники подразделения СОБР отдела Росгвардии по Псковской области, Денис убил подругу, после чего застрелился. Бойцы СОБР не стреляли в детей, уверяют в региональном Следственном комитете. Ранее областная прокуратура на основании данных баллистической экспертизы признала действия собровцев законными.
Первоначально СКР возбудил дело о покушении на жизнь сотрудников полиции, по факту небрежного хранения охотничьего оружия и по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами. Впоследствии к ним прибавилось еще и уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство»).
Нападение на полицейского и его жену в Самарской области
В ночь с 10 на 11 декабря начальник ОМВД России по городу Отрадному Дмитрий Вашуркин и его супруга Екатерина, вернувшись в свой дом в селе Смышляевке Волжского района Самарской области, подверглись нападению. В результате жена Вашуркина, получившая тяжелые повреждения, в том числе рубленую рану головы, скончалась. Полицейский, придя утром в сознание, вызвал бригаду «скорой помощи» и был госпитализирован. Из дома пропали три золотые цепочки и портмоне с банковскими картами и небольшой суммой денег.
Дмитрий Вашуркин
Спустя несколько дней в Самаре и области были задержаны пять подозреваемых. Выяснилось, что они выследили Вашуркиных в магазине, после чего проникли к ним в дом с целью ограбления.
Непосредственным исполнителям преступления Даниилу Елтышеву, Эрнсту Яцуненко и Виталию Яранкину предъявлено обвинение по статьям «убийство и покушение на убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц с целью скрыть другое преступление; разбой». Водителю автомашины Андрею Пермякову, который привез нападавших к месту преступления, предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 162 УК РФ («совершение разбойного нападения в составе группы лиц по предварительному сговору»). Еще один фигурант дела − Кристина Чистякова, по версии следствия, не принимала участия в разбойном нападении, но «оказала содействие соучастникам в сокрытии похищенного и предметов со следами преступления». Ей предъявлено обвинение по ст. 316 УК РФ («укрывательство особо тяжких преступлений»).