Часто бывая в центре Киева, автор часто проходит мимо синагоги, что стоит на углу улиц Рогнединская и Шота Руставели. Иногда, во время еврейских праздников, там можно наблюдать живописные картины, более привычные для Израиля. Мужчины в черных сюртуках и шляпах, с длинными пейсами явно выбиваются из окружающей суеты. Как-то раз, автор шел по Рогнединской вверх, впереди шел именно такой персонаж. За ним увязались двое подвыпивших парней и явно его задирали именно из-за внешнего вида. Тот старался не обращать внимания и явно не желал вступать в перепалку с подвыпившими балбесами. Автор приблизился к этой процессии и культурно предложил ребятам задать все вопросы, интересующие их не еврею, а ему. Ребята отвлеклись, и обладатель пейсов ушел за угол здания. Очень быстро, оболтусы забыли свои вопросы и двинулись куда-то вглубь дворов.
Эта история вспомнилась потому, что кто-то из наших читателей, выдал восхищение действиями Турции, которая де законно возвращает свои территории в Сирии. И как изюминка на торте, вся сирийская эпопея была представлена как интриги евреев, которые всех поссорили. Надо сказать, что читатель не из Украины и даже не из России, а потому – не вполне знаком с риторикой россиян, которые тоже объявили Россию без границ, возвращающую исконные территории, а в подтексте – о евреях, которые поссорили. В связи с этим мы решили прояснить некоторые позиции.
Мы как-то пытались разобраться в основных причинах нынешнего антисемитизма, не погружаясь в исторические наслоения и не ходя тропками матерых теоретиков, типа товарища Гитлера. Отбросив следствия, мы обнаружили основную причину, которая так часто вызывает отторжение евреев. Как не странно ею является сплоченность. Все остальное – следствие из этого фундаментального качества.
В связи с этим, вспоминается старый, еще совковый, времен Брежнева, анекдот.
Двое грузинских аксакалов рассуждают о жизни:
— Послушай Ираклий, — говорит один и них – у меня есть черная «Волга» и у тебя есть, а у Мамуки вообще нет машины.
— Давай сложимся и купим ему машину, пусть живет как человек?
Двое русских джентльменов тоже рассуждают о жизни:
— Вася, у тебя сколько ходок было на зону, две или три?
— Да ты что, ну конечно же три!
— А вот Ванька вообще ни разу не сидел, давай посадим?
Тут вся суть антисемитизма. Если вместо грузин подставить евреев, то получается почти точная картина. Евреи всегда пытаются подтащить и подсадить своих лишь потому, что те – евреи. Почему? Вот это – ключевой вопрос и даже не в том, какой из него следует ответ, а в том, что мы его задаем, ибо не понимаем, почему они это делают.
Просто внимательно присмотритесь к сослуживцам, соседям и родственникам и вы поймете, о чем я. Еврей едет в незнакомый город и обязательно имеет несколько адресов или телефонов людей, которые ему гарантированно помогут. Причем, это не родственники и даже не знакомые. Просто такие же евреи. Юноша поступает в столичный вуз и живет у тети Цили, о которой никогда даже не слышал. Живет все пять лет учебы. Он никогда не узнает, что такое жесткая нужда или голод. А если будут проблемы с каким-то предметом, то тетя Циля найдет репетитора, старого Мойшу, который восполнит пробел знаний. Мойшу юноша тоже никогда не знал. И так — за что не возьмись. Там созданы низовые связи, которые прочно удерживают евреев в этом мире, без необходимости ассимиляции. Они помнят свои предков, знают свой язык, невзирая от страны, эпохи, режима или окружения.
Вот эта стойкость и эти прочные связи дают проявления, которые так тяжело понять и невозможно принять. А невозможно потому, что Яша с 5 лет пилит скрипку, а Ваня с того же возраста – глушит самогон. Потому, что Яша к 8 годам уже говорит на местном, иврите и английском, а Ваня – на плохом русском и матом. А к окончанию школы, Яша уже знает не только, куда поступит учиться дальше, но и к кому пойдет работать, а Ваня уже освоил метадон. И главное, Ваня уже знает, что нельзя быть лохом, ибо ближний – обязательно кинет, а дальний – приблизится и тоже кинет. Но Ваня так же знает, что если он сам кинет кого-то, то этим можно гордиться.
А в итоге получается, что вокруг формируется ненавистное окружение, но самое болезненное то, что перед глазами возникает пример совсем других отношений. Евреи живут иначе и не собираются ничего менять, демонстрируя вызывающую успешность.
Из этого вытекает один вывод. При всех отрицательных вещах, которые безусловно делали евреи, как, впрочем, и не евреи, они являются неким индикатором того, насколько все плохо с тем, кто смотрит на них. Если рука тянется к Майн Кампф или подобным вещам, то можно с уверенностью говорить о собственной ущербности. Тем более, что на посторонних всегда легче списывать свои проблемы и неудачи.
Собственно говоря, достаточно посмотреть на Израиль, который они создали в радикально враждебном окружении. Совершенно маленькая страна, практически без природных ресурсов, смогла стать одной из ведущих по уровню жизни, промышленного производства, медицине и науке. Там создана одна из лучших и боеспособных армий мира, а спецслужбы Израиля считаются наиболее эффективными. И что самое важное, все это создано как раз благодаря низовым связям евреев. Какая еще диаспора так помогает и тянет свою Родину?
Короче говоря, прав был сэр Уинстон Черчилль, в ответ на вопрос «почему в Англии нет антисемитизма, еврейских погромов?», ответил «мы, англичане, не считаем евреев умнее себя».