Судьба этого важного для России памятника трагична. История и причины создания благородны. Его строили, возводили, обворовывали, уничтожали как могли, а он стоял величаво и терпел — новую кровавую власть, безбожников и анархистов, насильственно искоренявших всё «старое» — то, что строилось и создавалось царями и императорами России. Замысел понятен, только вот принять противно как-то. Идеология, созданная на крови, насилии и скорби…
Начиналась вся эта вакханалия с уничтожения царской семьи, с разворовывания, перепродажи и уничтожения всего царского имущества, позже перешли на памятники и архитектуру, — ликвидировалась все то, что хоть как то напоминало о «старой России». А когда стало совсем невмоготу, взялись за уничтожение святынь, храмов, церквей. Финальным аккордом в веренице немыслимых зверских злодеяний обезумевших псов, стало уничтожение самого главного памятника России — Храма Христа Спасителя в Москве.
«… взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России». Владимир Солоухин — «Последняя ступень»
История гибели Храма Христа Спасителя и его возрождение уникальна, и началась она задолго до официального приговора, вынесенный властями и исполненный спецслужбами в 1931 году.
Началось все в 1918 году, когда демонтировали в сквере храма памятник Императору Александру III. Как говорилось выше — массовая утилизация «всего старого».
Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил:
«Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…»
В эпоху антирелигиозной пропаганды приводились в исполнение самые дерзкие деяния, а сама идеология пропагандировала и внедряла в оголенные и уязвимые общественные умы иные ценности. Так в России создавался однополярный мир КПСС. Символичен и цвет этой власти — ярко красный. *Любопытно, что в стране до сих пор эта партия вообще существует, когда столько всего было уничтожено именно в расцвете ее правления. Цена прихода к власти краснощеких вандалов была высока, а ущерб измерялся самыми страшными по своим масштабам категориями. В формате этой статьи перечислю лишь некоторые выдержки, относящиеся к антирелигиозной кампании:
• Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма.
• В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «…Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.» На катке «Красные Хамовники» шло представление: «Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь…»
• «Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов…»
И вот, на фоне этой антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Технически сносить такие здания видимо не умели, или не хотели по-человечески. Хотя о каком «по-человечески» может идти речь, когда взрывают памятник народной славы, памятник войнам, героям земли русской, павших в Отечественной войне 1812 года против Наполеона.
Храм — символ старой России: православной, буржуазной, купеческой — не мог, не имел права стоять в центре Москвы. Он был обречен уже тогда, когда расправились с царской семьей и по оценкам местных архитекторов уже не представлял никакой архитектурной ценности. Как должен был выглядеть Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя:
Дворец Советов должен был стать таким!
Борис Иофан. Проект Дворца Советов 1947-1948
А так бы он выглядел со стороны Кремлёвской набережной:
По официальной версии Храм взорвали, а не снесли по причине чересчур крепких конструкций. Собор оказался гораздо крепче, чем думали. Свинцовые спайки не позволяли разобрать или сломать его. Храм решено было взорвать, предварительно изъяв оттуда все ценное. Одного золота с куполов сняли 413 килограмм. К зиме на Москворецкой набережной остался только остов. Под него заложили взрывчатку. 5 декабря 1931 года храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать.
Кинооператор Владислав Микоша снял их в тот самый морозный день. Он был единственным, кому удалось запечатлеть разрушение храма. Задание было секретным, сам оператор узнал что, собственно, будет происходить, уже на месте.
«Сказал потом, что был настолько потрясен тем, что происходило, что не мог снимать сначала, потому что они сразу начали валить эти скульптуры, отбойными молотками вгрызаться в итальянский мрамор».
Символичный кадр, когда ангелу на шею набрасывают и завязывают петлю. Эти кадры перепечатывались в разных альбомах тысячи раз.
Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейками украсили «Новокузнецкую». Плиты с именами героев Отечественной войны превратили в крошку и посыпали ею дорожки в московских парках. Дворец Советов так и остался проектом.
Строительство Дворца, этакой гигантской вавилонской башни, с статуей Ленина на верху, началось в 1939 году, но с началом войны было прервано, а металлический каркас уже построенных семи этажей здания пустили на изготовление противотанковых ежей.
Кстати, учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Амбициозному проекту не суждено было сбыться…
Котлован простоял до 60-х годов. А затем на этом месте был построен плавательный бассейн «Москва». Второе название было придумано очень скоро — «лужа». Любопытно, что проект с Дворцом Советов не реализовался по самой главной причине — умерла сама идея, а не амбиции архитекторов или власти. Да и от былой идеологии и культа личности решили отказаться. Повзрослели или поумнели, или в Бога стали верить, или же историю страны стали чтить? Отчего ж вдруг…
Кстати, более подробно о самом бассейне можно прочестьздесь — классный пост!
Бассейн довольно быстро пришел в негодность. Уже к концу 80-х сооружение имело довольно жалкий вид, и купание в нем прекратили. А в 90-х развернулась кампания по сбору средств на восстановление храма Христа Спасителя. В архивах отыскались даже чертежи, по которым работал архитектор Тон.
До начала 20 века Храм Христа спасителя считался не то что большим, просто огромным. Говорили даже, что храм нарушает уютный архитектурный облик центра Москвы, сравнивая его с этаким самоваром посреди стола, за которым чаевничает какой-нибудь замоскворецкий купец. На фоне Москвы сегодняшней он смотрится, конечно, скромнее. При этом не утратив былой величественности: он по-прежнему остается главным храмом страны.
До сих пор ведутся споры о достоверности облика храма, о вписанности его в ландшафт. Однако это мало заботит людей, идущих сюда на Пасху и Рождество — потомков тех, кто строил храм, разрушал его, и строил вновь.
Любопытные факты
• В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».
• Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный ниже в галерее). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.
1 из 7
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА
• «Общественное мнение» о сносе храма готовили несколько лет. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах, мастер исторической живописи, искусствовед, брат Виктора Васнецова.
• После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
• Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
• С историей храма связано скандальное выступление Юрия Гагарина перед однопартийцами:
Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания. Об этом мы расскажем в следующей статье…