04.11.2024

Вслед уходящему…

+ +

58-е выборы президента США запланированы на вторник 8 ноября 2016 года. Президент Обама уходит. Говорят, это был худший президент в истории США. Возможно. Однако сейчас положение Израиля в мире лучше, чем восемь лет назад. Нетаниягу в своем комментарии заявил: «…Мы продолжим делать закупки в израильском военно-промышленном комплексе за счет выделяемой помощи США. Это рекордная помощь, которую США предоставляли когда-либо какому бы то ни было государству… Я хочу поблагодарить президента Барака Обаму и его администрацию за это историческое соглашение…»

 

Летом 2008 года американский сенатор от штата Иллинойс приезжал в Израиль и посетил небольшой городок Сдерот, расположенный в нескольких километрах от границы с сектором Газа. Гостю показали дом, куда несколько дней назад попала выпущенная из Газы ракета, привели на склад, где хранились десятки ракетных остовов, покореженных и обгоревших. Тогда у Израиля еще не было «Железного купола», и хамасовские изделия падали не только в чистом поле, но часто на улицы и дома в Сдероте, самом обстреливаемом городе в стране.
Сенатор внимательно осмотрел все, что ему показали, а также выслушал все, что ему рассказали о том, как дети не могут спать по ночам, как школьники прячутся под партами, когда звучит сирена, как в одночасье люди лишаются жилья, а некоторые — жизни. «Так жить нельзя! — заявил сенатор. — Террору нужно дать отпор, на месте израильского руководства я не потерпел бы обстрелов».
Сенатор вернулся в Соединенные Штаты и в ноябре, победив на выборах, стал сорок четвертым американским президентом. Звали сенатора Барак Обама.
Прошло восемь лет. Президент Обама покидает свой пост, оставляя сорок пятому президенту решение множества проблем во внешней и внутренней политике. В том числе и нерешенную «палестинскую проблему». Обаму часто обвиняют в том, что он был самым антиизраильским президентом за всю историю. В том, что он «сдал Израиль» самому непримиримому и грозному нашему врагу — Ирану. В том, что он «выкручивал Израилю руки». И, конечно, в том, что у Обамы не сложились личные отношения с Нетаниягу. Президент США относился к премьер-министру Израиля с антипатией, которую не всегда умел (или не хотел) скрыть.
Попробуем беспристрастно (насколько это возможно) оценить, каковы оказались для Израиля результаты деятельности Барака Обамы на посту президента США.
Есть два наиболее важных для Израиля события, произошедших за эти восемь лет. Одно от Обамы не зависело, другое произошло при его активном участии. Первое событие — «арабская весна». Второе — «ядерный договор» с Ираном. «Арабская весна» в 2011 году взорвала страны Ближнего Востока и Магриба, привела к смене власти в Египте, военному хаосу в Сирии, Ливии, Ираке, нестабильности в странах Залива, Тунисе, Иордании. Ни одна арабская страна не осталась вне расшатавшего Ближний Восток процесса. Единственным островом стабильности в регионе сейчас является Израиль. Израиль, где арабы живут лучше, чем в любой другой арабской стране. Израиль — единственная страна в регионе, откуда арабы (мусульмане!) не бегут в Европу и не стремятся эмигрировать в другую арабскую страну.
Более того, мир убедился в том, что арабо-израильский конфликт не является (да и не был никогда!) главной причиной нестабильности на Ближнем Востоке. Разумеется, арабо-арабские войны по соседству с Израилем представляют и для нас потенциальную угрозу, но сейчас конкретная угроза военного конфликта с какой-либо из арабских стран стала гораздо менее актуальной, чем лет пять назад.
Но в этом нет прямого участия Барака Обамы. США не сумели предвидеть начало «арабской весны», не сумели (и старались ли?) вовремя загасить пламя конфликта, и уходящему президенту нечего записать в свой дипломатический актив.
Иное дело — договор с Ираном. Пожалуй, этот договор — единственный, хотя и сомнительный успех Барака Обамы во внешней политике. Обама сумел преодолеть сопротивление конгресса, недовольство союзников, гнев Нетаниягу, и договор вступил в силу, освободив Иран от санкций, мешавших аятоллам создать собственное атомное оружие. К чести Нетаниягу можно сказать, что он предпринял все от него зависевшее, чтобы плохой договор с Тегераном не был подписан. Из-за этих действий израильского премьер-министра не сложились личные отношения глав двух стран. Выступив — вопреки Обаме — перед американскими конгрессменами, Нетаниягу нанес личным отношениям с Обамой непоправимый ущерб, но ведь и сам Нетаниягу наверняка не потерпел бы, если бы, скажем, король ­Иордании выступил в кнесете против договора Израиля с любой арабской страной.
Личные отношения глав государств, конечно, очень важны, и, бывает, именно они определяют развитие истории. Но не в этом случае. Нетаниягу не смог предотвратить подписание договора с Ираном и наверняка знал, что ему это не удастся. Но он обязан был сделать все — и сделал. Велика ли оказалась цена поступка? Действительно ли, как считают многие, Нетаниягу нанес непоправимый ущерб не только личным отношениям с Обамой, но и межгосударственным отношениям Израиля и Соединенных Штатов?
При Обаме США активно выступали против любого строительства в поселениях Иудеи и Самарии и даже в восточной части Иерусалима, называли такое строительство незаконным, а присутствие Израиля на этих территориях — оккупацией. Но разве это происходило только при Обаме? Риторика президентов США мало менялась: более активная при Обаме, чуть менее активная при Буше и Клинтоне, но по смыслу — та же. И если оценивать не риторику, а действия, то при Обаме Израилю не навязывали (хотя и много говорили об этом) прямые переговоры с Абу Мазеном, не заставляли уступать и отступать.
Большую часть нынешних «своих» территорий (так называемые зоны А и В) палестинцы получили, когда президентом США был Билл Клинтон, а конференцию в Аннаполисе провели при Джордже Буше. Во время президентства Буша Израиль ушел из сектора Газа, а при Обаме не отдал палестинским арабам ни одного квадратного сантиметра территорий. При Обаме США, как и прежде, голосовали против антиизраильских резолюций в ООН и налагали вето на аналогичные резолюции в Совете Безопасности.
Риторика риторикой, но именно при Обаме Соединенные Штаты помогли Израилю создать знаменитый «Железный купол» и другие противоракетные системы. Именно в эти годы были проведены самые широкомасштабные совместные учения военных США и Израиля — не только сухопутные, но и военно-воздушные. И именно при Обаме Соединенные Штаты продали Израилю эскадрилью самых совершенных истребителей-бомбардировщиков F-35. Израиль сегодня — единственная страна, которая получит такие самолеты. 
Единственным (но большим!) камнем преткновения в отношениях Израиля и США была и остается тема поселений. 21 сентября в Нью-Йорке состоялась последняя (семнадцатая по счету!) встреча президента Барака Обамы и премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Симптоматично, что лидеры двух стран вообще не говорили о поселениях, оставив эту проблему нерешенной и, возможно, нерешаемой. Обозреватель израильской газеты «Исраэль а-Йом» («Израиль сегодня») Боаз Бисмут охарактеризовал эту встречу словами: «Несмотря на все черные предсказания, речь идет о двух странах, являющихся стратегическими партнерами». Вряд ли есть причина в этом сомневаться.
Сомнения все же существуют. Многие обозреватели сомневаются, например, в том, что заключенный в сентябре этого года новый договор с Соединенными Штатами о военной помощи выгоден для Израиля.
Согласно прежнему договору, срок действия которого истек в нынешнем году, Израиль получал ежегодно 3,1 млрд долларов, которые тратил в основном на закупку военной техники и боеприпасов в Соединенных Штатах, но некоторую часть (небольшую по сравнению с общей суммой) мог потратить и на заказы у израильского военно-промышленного комплекса. Кроме того, Израиль имел право ежегодно обращаться за дополнительной военной помощью в 600 млн долларов к конгрессу США, и конгресс в помощи не отказывал (эти деньги шли на военные проекты вроде «Железного купола»). Всего, таким образом, Израиль получал ежегодно 3,7 млрд долларов.
Новый договор рассчитан на десять лет, и в нем прописана полная сумма американской военной помощи: 38 млрд долларов. Договор включает два пункта, относительно которых у обозревателей и возникают сомнения. Первое: Израиль должен тратить все деньги в США, не оставляя ни доллара для поддержки собственного оборонного комплекса. И второе: Израиль не будет больше обращаться за дополнительной помощью в конгресс США, поскольку такая помощь уже включена в договор.
Сумма действительно включена. Более того, согласно новому договору, величина ежегодной помощи стала больше прежней на 100 млн долларов. Что касается закупок израильской военной техники, то Нетаниягу в своем комментарии заявил: «В течение первых семи лет действия договора мы продолжим делать закупки в израильском военно-промышленном комплексе за счет выделяемой помощи, без изменений… Это рекордная помощь, которую США предоставляли когда-либо какому бы то ни было государству… Я хочу поблагодарить президента Барака Обаму и его администрацию за это историческое соглашение, а также наших многочисленных друзей в конгрессе и американский народ за безоговорочную помощь вне зависимости от партийной принадлежности».
Выступая 22 сентября с речью на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нетаниягу сказал: «Я призываю всех наших противников в ООН сложить оружие. Война против Израиля в ООН завершилась». Возможно, это заявление слишком оптимистично. Скорее всего, прагматично.
Президент Обама уходит. Говорят, это был худший президент в истории США. Возможно. Однако сейчас положение Израиля в мире лучше, чем восемь лет назад.
И это главное.
Песах АМНУЭЛЬ, Израиль

Автор: Песах АМНУЭЛЬ, Израиль источник


64 элементов 8,030 сек.