Крупнейшая выставка, организованная в рамках международного проекта в честь 500-летия со дня смерти художника, была торжественно открыта 31 мая в Музее Прадо. Кульминация «года Босха» и событие, достойное королей! Поклонникам искусства предоставлен уникальный шанс увидеть такое количество знаковых работ самого загадочного художника XV века.
На выставке представлены 24 оригинальные работы Босха, из них восемь работ хранятся в Испании, остальные прибыли из музейных коллекций Лиссабона, Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Вены,Венеции, Парижа, Роттердама, Филадельфии и Вашингтона.
Воз сена. Центральная часть триптиха
Иероним Босх
1515, 135×100 см
С именем Босха бок о бок всегда идут сенсации, нынешняя выставка — не исключение. В фокусе новости — актуальнейший вопрос атрибуции работ, вокруг которого бушуют нешуточные споры между испанскими и голландскими экспертами — настоящие босховские страсти!
На знаменательном событии присутствовали королевская чета Испании — Филипп VI с супругой Летисией и принцесса Беатрикс — мать короля Нидерландов, отрекшаяся от престола в пользу сына Виллема-Александра в 2013 году.
Фото: facebook.com/Hieronymus.Bosch.Movie/photos
Фото: Agencia EFE/J. J. Guillén
Яркой коллекцией произведений Босха Музей Прадо обязан страсти другого испанского монарха — Филиппа ІІ, собравшего богатейшую коллекцию великого Иеронима. Унаследовав королевское собрание, Прадо, таким образом, владеет шестью работами Босха, среди них триптихи «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов» и «Воз сена». Из других собраний в Испании на выставке представлена работа «Несение креста» из Эскориала и «Святой Иоанн Креститель» из коллекции Хосе Ласаро.
Триптих И. Босха «Воз сена» на выставке в Прадо. Photo: © Museo Nacional del Prado
На выставке в Прадо представлены работы, которые не удалось заполучить музею Хертогенбоса на их выставке, которая закончилась три недели назад. Это триптих Святого Антония из Лиссабона, «Христос» из Лондонской галереи и «Несение креста» из Эскориала.
При подготовке к празднованию юбилейного года Босха между испанскими и нидерландскими экспертами сложилось острое соперничество. Эксперты Музея Северного Брабанта из родного города художника Хертогенбоса поставили под сомнение четыре работы Босха из коллекции музея Прадо.
Команда в Брабанте насчитывает 24 оригинальных работ Босха, из которых на их выставке было представлено 17, а мадридцы настаивают на 27 оригинальных работах и представляют на своей выставке 24 произведения.
Противостояние этих двух музеев обострилось при отборе работ для двух крупнейших выставок международного проекта«Босх 500». Музей Северного Брабанта просил у мадридского Прадо работу «Извлечение камня глупости» на свою выставку. При этом в договоре указали на автора этой работы как последователя Босха, относя ее к 1500−1520 годам. Мадрид отказал: «Это недопустимо — брать у нас работу, значащуюся как работа Босха и выставлять ее как последователя», — заявили кураторы. Сейчас на выставке в Прадо эта работа представлена как работа великого Иеронима, написанная в 1501—1505 гг.
Извлечение камня глупости
Иероним Босх
1500-е , 48.5×34.5 см
Голландские ученые отвергают также «Искушение Святого Антония» из коллекции Прадо, датируя работу 1530−1540 гг., через несколько десятилетий после смерти автора. Эксперты Прадо, однако, настаивают на авторстве Босха на основании инфракрасного изображения. Третья работа, отвергаемая голландцами, всем известные «Семь смертных грехов».
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. Центральная часть
Иероним Босх
Смотреть далее:
https://artchive.ru/news/1868~Ieronim_Boskh_v_Prado_velichajshaja_vystavka_stoletija_otkrylas_v_Madride
1485