В рассказах Глинки (композитора) занесен следующий факт. Однажды покойный литератор Кукольник, без приготовлений, "необыкновенно ясно и дельно" изложил перед Глинкой историю Литвы, и когда последний, не подозревая за автором "Торквато Тассо" столь разнообразных познаний, выразил свое удивление по этому поводу, то Кукольник отвечал: "Прикажут – завтра же буду акушером". Ответ этот драгоценен, ибо дает меру талантливости русского человека. Но он еще более драгоценен в том смысле, что раскрывает некоторую тайну, свидетельствующую, что упомянутая выше талантливость находится в теснейшей зависимости от "приказания". Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и все, что угодно.
Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин
Вопрос, поставленный в заголовке, не устаревал никогда. Но в последние месяцы неожиданно вышел на первый план. При обсуждении того, кого Путин может избрать в Преемники (подобно тому, как Путина избрал Ельцин: принципат третьего Рима, изобретенный Октавианом Августом в Риме без номера налицо), первым называют Рамзана Кадырова. Однако встает вопрос: а как насчет перехода самой православной страны на Земном Шаре (самодержавие-православие-народность лозунг, который после перерыва на Советскую Власть, казалось, вновь навсегда зазвучал) в ислам? Ответ на который на все времена дал Великий Русский Сатирик. «Прикажут – и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут – и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и все, что угодно.»
Готовность, отмеченная Салтыковым-Щедриным, стала главным принципом взаимоотношения народа и власти с приходом Советского Строя. Вспомним пионерскую клятву, которую каждый принимаемый в пионеры обязан был дать:
К борьбе за дело Ленина-Сталина будьте готовы!
ВСЕГДА ГОТОВЫ! – был дружный ответ.
После разоблачения культа личности Сталина (являвшегося попросту культом) в пионерскую клятву было внесено чисто лингвистическое изменение:
К борьбе за дело Коммунистической Партии будьте готовы!
ВСЕГДА ГОТОВЫ!
Что не меняло главного: готовности. Готовности как таковой. Готовности без уточнения к чему именно. Готовности ко всему!
Готов осуждать Израильских (или Американских) агрессоров? Готов!
Готов обличать Турцию и ее "фашистского фюрера Эрдогана?" Готов!
Готов славить дружбу с Эрдоганом с того момента, как его опять объявили другом? Готовы как один человек! Имя которого всем известно. Главный в стране: Сталин, Брежнев, Андропов, Путин. Вождь меняется – готовность инварианта.
Выступление космонавтов на трибуне Мавзолея после возвращения из полета в космос, передававшееся на всю страну, раз от раза менялось, однако главное: клятва в готовности выполнить любое задание партии и правительства – оставалось неизменным. Клятва и только она. Хрущева, встречавшего Гагарина, сменил Брежнев, Брежнева сменил Андропов, Андропова Черненко – а клятва:
ГОТОВ ВЫПОЛНИТЬ ЛЮБОЕ ЗАДАНИЕ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА!
была неизменна.
Готовность без уточнения, какое задание готов космонавт, как и весь Советский Народ, выполнить. В отсутствии уточнения, к чему именно готов, была фундаментальная заковырка. И остается.
В Советской Готовности имелся немаловажный краеугольный нюанс.
Готовность выполнить любое задание не означала, что человек (будь то пионер, космонавт или же рядовой коммунист) способен в реальности выполнить то, к чему как бы готов.
Готов космонавт полететь на Сатурн или на Альфа Центавра? Готов. Может ли он полететь на Альфа Центавра? Разумеется нет.
Готов россиянин создать самый быстрый в мире компьютер? Готов как никто в мире!Может ли он его сделать? Смешно говорить, он и понятия об том не имеет. Но готов!
И так во всем.
Готовность к делу так же отличается от самого дела, как старая перечница от перечницы.
Готовность к делу в Российской Империи, ее бесправонаследнике СССР и его правонаследнице Федерации важнее дела. Причем любого! Это было для русских главным. И остается. Не для Советских Людей эстонцев, латышей, грузин, армян, украинцев или же молдован (что после развала Союза экспериментально доказано), а только для Русского Человека. Со времени открытия этой истины Михаилом Евграфьевичем Салтыковым-Щедриным изменилось мало чего. Разве только с появлением телевидения и интернета усовершенствовалось.
Так что если наследником Путина будет Кадыров, никаких протестов не будет. И у церквей народные толпы не лягут костьми. Заменят крест полумесяцем, как в Главном Православном Храме Всего Человечества Святой Софии в Константинополе – всего и делов! Русский народ – если ВВВ (Владимир Второй Владимирович) прикажет – дружными колоннами и рядами пойдет в мечети. Не менее дружно, чем по приказанию Владимира Первого за тысячу лет до этого дружно крестились. Хотя, как повествуют летописи, будучи обращаемыми в Днепре, кричали плывущим в воде деревянным изображениям Перуна, которым их деды и прадеды веками, как и они сами только вчера, поклонялись: ПЛЫВИ, БОЖЕ! Обращались в религию, которая прежнюю отменяет, запрещает и проклинает, прославля вчерашнюю. И это неудивительно. От всему миру известного РУССКИЕ ЛЮБЯТ ЦАРЯ И ВЕРЯТ В ХРИСТА – к шельмованию царей и воинственному безбожию. От СЛАВЫ КПСС – к проклинанию КПСС при Брежневе – и опять восхищению при Владимире Путине. От восхищения Сталиным – к возмущению его преступлениями после разоблачения Хрущевым и снова к народному восхищению ИМ.
Готовность превыше всего!
НАША Готовность к делу выше любого дела!
Россия при всех своих колоссальных размерах – страна нулевой массы. Потому что ее не заносит ни на каких поворотах. Яко – вопреки Ньютону – инерции нет.
В Советском Союзе в течение семидесяти лет настойчиво и упорно выводили новый вид человека:
ЧЕЛОВЕКА ГОТОВНОГО.
И ВЫВЕЛИ!!!
При том, что корни этой Готовности уходят в Далекую Старину.
«Куда угодно, когда угодно и все, что угодно.»
Ура НАМ!