17.11.2024

«Черт возьми, да ведь должно быть просто стыдно!»


Родственники жертв трагедии сбитого над Донбассом потребовали ответа от Москвы

29.09.2016 

«Куда нам эту красавицу грузить, Николаевич?»

Международная следственная группа (JIT) обнародовала новые данные по расследованию причин и установлению виновных в трагедии МН17. Напомним, что технические обстоятельства крушения лайнера были оглашены в октябре 2015 года. Эксперты из семи стран, присоединившихся к расследованию (под председательством Нидерландов в расследовании участвуют Малазия, Украина, Бельгия и Австралия, власти России от участия в совместном расследовании отказались), тогда установили, что малазийский «Боинг-777» был сбит ракетой «земля-воздух» с установки «Бук».

 

Уголовное расследование подтвердило этот вывод и представило доказательства доставки «Бука» с территории России и его транспортировки обратно, уже после крушения МН17. Были представлены фото- и видеоматериалы, полученные следствием от местных жителей, а также перехваченные разговоры сепаратистов, сопровождающих «Бук»: в докладе упоминаются позывные неких Николаича «Дельфина» и Андрея Ивановича «Ориона», военного советника комендатуры «ЛНР». В беседе двух мужчин говорится о том, что установка была доставлена в Донецкую область из России — в конвое из нескольких машин. Беседа состоялась 17 июля в 9.22 утра — за несколько часов до катастрофы МН17. Этот и все другие перехваты получены JIT от спецслужб Украины.

— Куда нам эту красавицу грузить, Николаевич?

— Какую? Эту?

— [Ту] что я привез. Я уже в Донецке. 

— Это — о чем я думаю, да? «М» которая?

— Да-да-да, «Бук».

— А она на этом, на тягаче?

Далее «Николаич» рассказывает, что через границу установка перешла своим ходом, а затем двигалась на трале.

«Через полоску перешла своим ходом, да», — говорит Николаич.

В то же время его собеседник «Орион» сообщает, что далее «Бук» необходимо отправить в Донецк к танкам батальона «Восток» (вооруженная группа сепаратистов под руководством Александра Ходаковского) и дожидаться там команды.

Следователи заявляют, что не смогли разыскать самих «Дельфина» и Ориона», но призывают их выйти самими на связь под гарантии безопасности и защиты свидетелей. Помимо этого следователи надеются получить информацию о местонахождении этих мужчин от третьих лиц.

— Мы пока изучаем вопрос, как нам обеспечить их участие и присутствие, — заявил главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке.

На нескольких фотографиях, представленных международной группой, запечатлено, как «Бук» под камуфляжной тканью движется от российской границы по направлению к Донецку на белом тягаче «Вольво». Свидетельства о передвижениях тягача с «рекламным» номером телефона на борту, который везет «самоходку» с четырьмя ракетами, следствие также получило от местных жителей.

До Донецка тягач сопровождает военный «УАЗ» с вооруженными людьми в форме без опознавательных знаков. Далее на некоторое время «Бук» останавливается в Макеевке, опять попадаясь на глаза зевакам, фотографирующим на телефоны. А после отправляется в сторону Тореза и Снежного, где его спускают с тягача и далее он движется своим ходом. Снова и снова его фотографируют и снимают местные жители. «Бук» движется в сторону поселка Первомайского — своей «конечной точки», как обозначают следователи место запуска ракеты.

Международная группа заявила, что обладает большим количеством свидетельств, полученных от жителей Первомайского, которые слышали звук выстрела, а также видели дымные следы после запуска. Например, в ходе презентации доклада была продемонстрирована фотография следов, оставшихся после запуска ракеты, — любительская съемка выжженного участка поля 30 на 30 метров в Первомайском. На снимках со спутника, сделанных 16 июля, за день до катастрофы МН17, и 20 июля, через два после, видны отличия во внешнем виде участка, откуда предположительно был осуществлен запуск — на снимке от 21 июля заметны следы гусениц.

Как предполагают следователи, вскоре после запуска ракеты «Бук» был снова помещен на тот же тягач «Вольво» и начал быстрое движение в сторону Красного Луча и далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.

В доказательство этого международная следственная группа предоставила перехват разговора, который состоялся в семь утра на следующий день после катастрофы МН17.

— Они довели машину до перекрестка и оставили ее там, — рассказывает «Дельфин» Николаич коллеге «Ориону». — Машина ушла куда надо, все нормально. Но дальше началось… Непонятные звонки от десяти человек.

— От каких десяти? — не понял Орион.

— На его [сопровожлающего установку] номер стали звонить какие-то люди, которые представлялись первыми, вторым, третьими. Он говорит, что уже *** (возмущен и устал — П.К.). Потом, говорит, сам Стрелков стал звонить.

— Да?

— Так представился.

— И [потом] он взял и выключил телефон… И [теперь] мы не знаем, где машина вообще!

— Машина в России, — сообщает Николаич.

Далее «Орион» отчитывается, вероятно, старшему командиру, беседующему с русским говором.

— Я вернулся только, там все нормально было. Ему позвонило восемь человек разных! Он передал машину, а ему звонят восемь разных человек! Он телефон и выключил!

— Так а доложить мне о том, что произошло, могли? Где машина сейчас?

— Машина давно уже в России находится. Он сразу ее передал тем, кто встречал.

Следователи JIT заявляют, что обладают информацией о 100 лицах «в разной степени причастных к преступлению», однако «вопрос, как получить их показания, остается открытым». Правительства пяти стран-участниц расследования призвали лиц из этой сотни выйти на связь первыми — под твердые гарантии защиты и безопасности. Следователи особо подчеркнули, что не имеют в данный момент правовых претензий к российскому государству, но продолжат обращаться к властям РФ за содействием. На уточняющий вопрос о том, идет ли речь про запросы об экстрадиции причастных, голландские прокуроры ответили, что «формат привлечения лиц еще может быть разным».

«Пока мы не можем публично назвать конкретные имена и завести в отношении этих людей уголовные дела. Нам еще предстоит ответить на вопрос, кто непосредственно несет ответственность, кто конкретно был причастен к поставке и доставке, кто охранял "Бук", и кто атаковал авиалайнер рейса МН17».

Автор: Павел Каныгин спецкор источник


66 элементов 1,165 сек.