Самые худшие прогнозы относительно шествия прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) по улицам украинской столицы, к счастью, не сбылись. Cпецслужбам и полиции удалось не допустить провокаций в отношении участников крестного хода, начатого на востоке и западе страны, а завершившегося в Киеве 27 июля.
Информационная шумиха, которой сопровождалось это трехнедельное действо, мобилизовала прихожан Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) на то, чтобы также выйти на улицы, пусть и на сутки позже – 28 июля, в день крещения Руси. Именно им было адресовано заявление Петра Порошенко о необходимости создания единой украинской православной церкви.
Крестный ход УПЦ МП в Украине восприняли не иначе как попытку Русской православной церкви (РПЦ) дестабилизировать ситуацию в стране. Сами организаторы шествия декларировали благородную цель – достичь мира в Украине.
Правда, за ним они почему-то пошли не в Москву, имеющую непосредственное отношение к войне в Донбассе, и не в самопровозглашенные ЛНР и ДНР, а в Киев. Вероятно, их задачей было в очередной раз продемонстрировать, что ключ к решению конфликта на востоке страны находится именно в украинской столице, а все происходящее в последние два года в Украине – не что иное, как гражданская война.
Украинские спецслужбы не исключали, что одной из целей этого крестного хода была также попытка спровоцировать на кровопролитие прихожан УПЦ МП и правых радикалов. Как бы там ни было, благодаря СБУ и МВД этого удалось избежать. Бойни не случилось. Зато, похоже, именно во время этого шествия произошло окончательное разделение верующих на своих и чужих. По крайней мере, ни у кого не осталось иллюзий по поводу того, что УПЦ МП была и остается под контролем Русской православной церкви.
Московский патриархат в Украине не жалуют уже давно. Он сделал все, чтобы его в государстве воспринимали как пятую колонну. Наместники патриарха Кирилла демонстративно не признают участия России в войне в Донбассе, не почитают память погибших военных на востоке страны и регулярно отказываются отпевать украинских бойцов. Все это вызывает недоумение даже у самих прихожан.
Во времена Виктора Януковича "базовой" церковью для власти была именно УПЦ МП. Что, собственно, и не удивительно, учитывая, что представители бывшего режима позже массово сбежали в Россию. Нынешняя же власть демонстрирует свои симпатии к УПЦ КП. Так, Петр Порошенко проигнорировал шествие представителей Московского патриархата и появился на молебне прихожан Киевского патриархата, где говорил о необходимости создания в стране единой православной церкви. И было очевидно, на основе какой из церквей она может быть создана.
В июне этого года Верховная Рада обратилась к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию православной церкви в Украине. Украинцам пообещали создать комиссию, которая рассмотрит этот вопрос. Наверняка, рано или поздно такое право страна действительно получит. Тогда Московскому патриархату придется довольствоваться статусом гостя на украинской земле.
Конечно, путь к созданию единой Украинской поместной православной церкви – долгий и непростой. Для успешного его завершения нужны усилия не только УПЦ КП, а всего украинского общества. Страна, которая вынуждена с оружием в руках отстаивать свою независимость и территориальную целостность, заслуживает мира и межконфессионного согласия.
С помощью крестного хода УПЦ МП попыталась продемонстрировать свою мощь. Одни утверждают, что в украинской столице было 20 тысяч "ходоков", другие говорят о 80 тысячах. В любом случае, мы стали свидетелями максимальной мобилизации приверженцев Московского патриархата в Украине. Шествие дало хотя бы приблизительно предоставление о количестве тех, кого нередко называют пятой колонной Путина. Именно с ними в будущем надо будет вести разговор о создании единой православной церкви в стране, если на то будет воля Вселенского патриархата.
На сегодняшний же день УПЦ МП была и остается верным союзником Москвы в Украине. Она пользуется поддержкой одного из центральных телеканалов страны и бывших соратников Януковича. Возможно, значительная часть ее прихожан – это политически пассивная, но все же преданная Русской православной церкви аудитория, которую Кремль в любой момент может привлечь к борьбе, будь то борьба "за мир", против "хунты" или с "фашистами". И пусть крест не может превратиться в кинжал, в руках людей, для которых церковь – лишь средство в борьбе за умы ее прихожан, он не менее опасен, чем любое другое оружие.
Сергей Руденко