Историки и сегодня спорят, кем были «рыцари Храма»: алчными накопителями несметных богатств и вероотступниками или невинно пострадавшими защитниками христианской веры. Для того чтобы разобраться в этом, надо прежде всего перенестись во времена создания Ордена…
Как известно, большинство рыцарских орденов возникли во времена крестовых походов (1095–1291 гг.). Это были своеобразные военно-монашеские общины, создаваемые для военных действий на Востоке с целью освобождения Иерусалима, защиты Гроба Господня, проповеди Слова Божья среди нехристианского населения и охраны паломников в Святую землю.
В 1099 году иерусалимский король Бодуэн I позволил девяти франкским рыцарям поселиться на месте бывшего Храма Соломона. Это были набожные молодые люди из знатных семей, участвовавшие в Первом крестовом походе и многое сделавшие для создания христианского Иерусалимского королевства.
Королевство было невеликим (длина составляла 70 лье, а ширина – 20 лье) и находилось в плотном кольце врагов, поэтому каждый меч, да ещё в руках человека, сызмальства обученного сражаться, высоко ценился. Без рыцарей, сопровождавших паломников от побережья, они вряд ли добрались бы до Иерусалима.
Своей резиденцией воины совсем не случайно выбрали место, на котором некогда стоял Храм Соломона, и стали называться рыцарями-храмовниками.
Что их влекло сюда? Для начала на месте храма они воздвигли новую постройку. Однако более всего рыцарей интересовала подземная часть храма: подвалы и разветвлённые ходы. Целых девять лет они тайно вели поиски и раскопки, мечтая найти Ковчег Завета – величайшую святыню древних иудеев.
В Ковчеге хранились каменные Скрижали с Десятью заповедями, само присутствие его свидетельствовало о присутствии Бога в народе, им обладавшим. Неслучайно, когда иудеи направились в поход через реку Иордан, чтобы завоевать Иерихон, священники несли перед народом Ковчег Завета, и как только они вошли в воду, река расступилась в обе стороны, и русло её высохло.
Иисус Навин переходит реку Иордан с Ковчегом Завета. Художник Бенджамин Вест.
Считалось и считается до сих пор, что Ковчег Завета хранился в тайном помещении Храма Соломона. Удалось ли рыцарям найти эту святыню, никому не известно. Однако раскопки принесли ценные плоды – это не вызывает сомнения. Прежде всего был обнаружен древний архив Храма, находившийся в подземельях.
Этот архив содержал множество тайных знаний, включавших в себя сведения по оккультным наукам, алхимии и истории Земли. В будущем эти тайные знания сыграют с тамплиерами злую шутку. Они дадут им могущественную силу, но косвенным образом будут использованы для обвинений в колдовстве, магии и чародействе. Но это ещё не все.
В 50-е годы прошлого века английские учёные расшифровали один из так называемых Кумранских свитков, найденных в пещере на побережье Мёртвого моря. В нём говорилось о несметных сокровищах, спрятанных в подвалах Храма Соломона. По всей видимости, эта информация была задолго до XX века получена рыцарями-храмовниками.
Ведь чем ещё можно объяснить тот факт, что до 1109 года они проживали на месте Храма Соломона лишь вдевятером? Только тем, что средств было «негусто». А вот в период с 1109-го до 1118 года, считающегося годом создания Ордена, в ряды тамплиеров (от фр. temple – Храм) вступили сотни новых рыцарей.
В 1128 году на синоде в Труа Орден получил устав от Бернарда Клервосского, ставшего святым ещё при жизни. Согласно этому уставу рыцари давали обет верности, целомудрия и послушания.
Орден имел строгое иерархическое устройство. Во главе – магистр, избираемый особым комитетом из членов капитула. В случае отсутствия магистра его замещал сенешаль. Военным министром и полководцем ордена назначался маршал. Великий прецептор Иерусалимский являлся казнохранителем. Под его началом находились принадлежавшие Ордену суда, он же распоряжался военной добычей.
Так же учреждалась должность комтура Иерусалима: вместе с десятью рыцарями, нёсшими чёрное с белым орденское знамя, он должен был сопровождать паломников к Иордану и снабжать их необходимыми припасами и лошадьми. Подобные же высшие должности были установлены в XII веке в Ордене тамплиеров в Триполи, Антиохии, Франции, Англии, Пуату, Арагоне, Португалии, Апулии и Венгрии.
Члены Ордена делились на рыцарей, капланов (капелланов) и служащих братьев. Последние, в свою очередь, делились на оруженосцев, сопровождавших рыцарей в походах, и ремесленников. К четвёртому классу относились «посторонние» члены Ордена. Они состояли из дворян и людей простого звания, которые по собственной воле выполняли или все орденские предписания, или часть их, но не жили в общежитиях Ордена.
Каждому рыцарю полагалось иметь три лошади, одного оруженосца и один шатёр. Все члены получали одинаковые пайки, одинаковое оружие и одинаковую белую одежду с красным крестом. На печати Ордена изображались два всадника на одной лошади. Некоторые исследователи тайн тамплиеров считают, что так отражался обет бедности.
Печать Ордена Тамплиеров, XII век.
Однако другие утверждают, что печать свидетельствовала: один рыцарь-тамплиер равен двум. Как бы там ни было, сарацины считали, что благодаря своему вооружению, храбрости и умениям один рыцарь вполне мог справиться с десятком обычных воинов. Вот почему в современной исторической литературе тамплиеров нередко называют «спецназом Средневековья».
К началу XIV века храмовники располагали десятью тысячами резиденций по всей Западной Европе, из которых тысяча находилась во Франции. Никакой другой власти рыцари-тамплиеры не признавали. Орден пользовался правом экстерриториальности и не попадал под юрисдикцию властей, на чьих землях располагались его отделения.
Орден не платил никому никаких налогов. От церковной десятины тамплиеры освобождались специальными буллами. Членам Ордена разрешалось посещать только свои капеллы и исповедоваться только у своих клириков.
Военная мощь тамплиеров была более чем значительной. В рядах Ордена насчитывалось 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов (оруженосцы-пехотинцы) – это без священников, ремесленников, гостей Храма и вассалов. Так, задолго до наших дней создавалось «транснациональное государство в государствах».