Это было 10 июня 2014 года. Второй по величине город Ирака с населением около 2 миллионов человек пал под натиском боевиков из [запрещенной в России и ряде других стран] группировки, которая на тот момент называла себя "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ).
Колонна из нескольких сотен суннитских бойцов под черными знаменами пришла из восточной Сирии. Она пересекла границу, проходящую по пустыне, всего за четыре дня до этого и, не встречая серьезного сопротивления, устремилась к главному призу.
В Мосуле в руки боевиков попала богатая добыча. Иракская армия, заново созданная, обученная и оснащенная американцами после 2003 года, побросала большое количество бронетехники и новейших вооружений. Всё это исламисты прибрали к рукам. А в хранилище мосульского филиала иракского Центрального банка, по некоторым сообщениям, им достались около 500 млн долларов.
Пользуясь бегством иракской армии, боевики стремительно продвигались вниз по течению Тигра. Города и деревни падали перед ними, словно кегли. За одни сутки они заняли город Байджи с огромным нефтеперерабатывающим заводом, а затем родной город Саддама Хусейна Тикрит – центр суннитского движения.
. Когда его окружили боевики ИГИЛ, солдаты сдались. Из тысяч пленных джихадисты методично отобрали шиитов, связали их, увезли на грузовиках и расстреляли в специально вырытых рвах. Считается, что жертвами этого хладнокровного убийства стали около 1700 человек. Массовые захоронения находят до сих пор.
Новых показных актов жестокости и варварства долго ждать не пришлось.
Прошло всего два месяца, и ИГИЛ, переименованное к этому времени в "Исламское государство" (ИГ), двинулось на север Ирака, захватив обширные территории, находившиеся под контролем курдов.
В конце того же месяца, августа 2014 года, кровавый эксгибиционизм достиг кульминации. ИГ опубликовало видеозапись, на которой говорящий по-английски с лондонским акцентом палач Мохаммед Эмвази, получивший от бывших заложников прозвище "Джихадист Джон", отрезал голову американскому журналисту Джеймсу Фоули.
В последующие недели появилось еще несколько профессионально смонтированных видео, на которых Эмвази, впоследствии убитый, так же хладнокровно обезглавливал других американских и британских журналистов и гуманитарных работников
За считанные месяцы мало кому известная группировка вырвалась на мировую авансцену. Слово "ИГИЛ" выучили все.
ИГ родилось, и мир его заметил. Однако эти люди в черном не возникли из ниоткуда. Условия для их появления зрели давно.
Теология убийства
Идеологические и религиозные корни ИГ и подобных ей группировок уходят глубоко в историю, практически ко временам возникновения ислама в VII веке.
Как христианство за шесть веков до этого, и иудаизм еще на восемь столетий ранее, ислам зародился в суровом племенном мире Ближнего Востока.
Но история не стояла на месте, ислам распространялся на огромной территории, сталкивался с множеством иных культур и постепенно приспосабливался к их обычаям, верованиям и институтам.
Однако всегда оставались консервативные мусульмане, видевшие в этих явлениях отход от заветов пророка и требовавшие возвращения к "чистоте" первых дней ислама. Многие из них дорого заплатили за такую позицию.
Ахмад бин Ханбал (780-855), основавший одну из главных школ суннитской исламской юриспруденции, вступил в спор с халифом багдадским из династии Аббасидов. За это его бросили в тюрьму и избили до полусмерти. Пять веков спустя другой знаменитый богослов той же ортодоксальной школы, Ибн Таймийя, умер в тюрьме в Дамаске.
Эти два человека считаются духовными прародителями позднейшего идеологического течения, получившего название "салафизм". Оно призывало вернуться к наследию основателей ислама, которых они называли "салаф аль-салих" – праведные предки.
Самый влиятельный продолжатель этой традиции подарил салафизму свое имя – ваххабизм.
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703 году в маленьком поселении в регионе Неджд в центре Аравийского полуострова.
Ревностный исламский богослов, он стремился возродить веру, как ему представлялось, в исконной чистоте и строгости. А для распространения своих идей был готов идти на альянсы с властями предержащими.
В 1744 году Абд аль-Ваххаб заключил судьбоносный союз с местным правителем Мухаммадом ибн Саудом. Ваххабизм должен был обеспечить идеологическую основу военно-политической экспансии дома Сауда к выгоде обеих сторон.
Претерпев несколько мутаций, этот альянс сохраняется по сей день и доминирует на большей части Аравийского полуострова. Правящая династия Саудовской Аравии и сегодня опирается на ультраконсервативный ваххабитский религиозный истеблишмент, несмотря на периодически возникающие из-за этого политические сложности.
Салафизм ваххабитского толка, черпающий в Саудовской Аравии политическую поддержку и миллиарды нефтедолларов, – это один из источников современного джихадизма. Джихад означает усердие на пути Аллаха. Он может принимать различные формы, но чаще всего понимается как ведение священной войны.
Однако главную роль в деле популяризации идей салафизма в XX веке приписывают египетскому мыслителю Сайиду Кутбу. Именно он перебросил мост от мыслей и наследия Абд аль-Ваххаба и его предшественников к новому поколению воинствующих джихадистов, включая "Аль-Каиду" и ее продолжателей.
По мнению Кутба, единственный путь к освобождению мусульманского мира – наступательный джихад против Запада и его местных агентов. По сути Кутб совершил то, что в исламской теологии называется такфир, – объявил своих оппонентов-мусульман отступниками или кафирами (неверными), что оправдывает их убийство и даже обязывает к нему.
Но идеи Кутба живут в 24 книгах, которые остались после него. Эти книги прочитали десятки миллионов людей. Еще живы люди, которые общались с ним лично, один из них, например, нынешний лидер "Аль-Каиды" Айман Завахири.
Один из конфидентов основателя "Аль-Каиды" Усамы бин Ладена как-то заметил, что "Кутб – этот тот, кто больше всех повлиял на наше поколение". Его называют "источником всей джихадистской мысли" и "философом исламской революции".
Image copyrightТак возникла теология воинствующего джихадизма. Но для торжества ей требовались две вещи: поле битвы и стратеги, чтобы направлять ход этой битвы.
В Афганистане появились и эти недостающие элементы.
Подъем "Аль-Каиды"
Советское вторжение в 1979 году и последовавшие за ним 10 лет оккупации сделали Афганистан магнитом для начинающих джихадистов со всего арабского мира. В этот период там побывали около 35 тысяч из них. Они хотели поучаствовать в джихаде и помочь афганским моджахедам превратить свою страну во Вьетнам для Советского Союза.
В Афганистане приобрели свой первый боевой опыт практически все сколько-нибудь значительные деятели джихадистского мира. Они повлияли на ход событий в этой стране после вывода советских войск в 1989 году. Именно тогда возникла "Аль-Каида" как платформа для глобального джихада, и именно Афганистан стал ее первой базой.
К 1996 году, когда власть в Афганистане захватили талибы, они уже действовали в партнерстве с Усамой бин Ладеном и его людьми, устроившими нападения 11 сентября 2001 года.
Афганский опыт не только закалил в боях салафитских джихадистских лидеров, но и обучил стратегов, сыгравших ключевую роль в формировании сегодняшнего ИГ.
Главным из них стал иорданский джихадист Абу Мусаб Аз-Заркави, с большим, чем кто-либо еще, основанием претендующий на роль отца "Исламского государства".
Заркави не смог закончить школу: сел в тюрьму за наркотики и преступления сексуального характера. К религии он пристрастился в кружке при мечети в иорданской столице Аммане. В 1989 году, как раз когда заканчивался вывод советских войск, он приехал в Афганистан и решил там остаться и работать с джихадистами.
Однако он был харизматичен, энергичен, и, хотя не был принят в "Аль-Каиду", ему позволили руководить учебным лагерем в Герате на западе Афганистана. Здесь он встретился с радикальным идеологом Абу Абдуллой аль-Мухаджиром, чьи сочинения подвели теоретическую основу под последующие кровавые расправы салафитов.
"Жестокость обезглавливания преднамеренна, она даже приводит в восторг Аллаха и Его Пророка", – писал Мухаджир в книге "Теология джихада" (название также часто переводят как "Теология кровопролития"). Это и другие его произведения дали религиозное оправдание самым кровавым бесчинствам, включая резню шиитов как неверных и их суннитских коллаборационистов – как отступников.
Вторая книга, которая стала для ИГ чем-то вроде учебника, а то и "Майн Кампф", – это "Управление дикостью" Абу Бакра Наджи, появившаяся в интернете в 2004 году.
"Нам нужно резать и поступать так же, как поступили с Бану Курайза, поэтому мы должны принять беспощадную политику зверского и натуралистичного убийства заложников, если наши требования не выполняются", – писал Наджи.
Бану Курайза – упоминаемое в Коране и сурах иудейское племя в Аравии VII века, в котором мусульмане под предводительством Мухаммеда перебили всех мужчин, а женщин и детей обратили в рабство. Судьба езидов часто сравнивается с участью этого племени.
К такому выводу его привел тот факт, что всего через два года после вывода войск из Афганистана Советский Союз развалился.
Иракское фиаско
Бин Ладен ушел в подполье. Заркави и многие другие бежали. Но они не растерялись и стали ждать, когда появится новое поле битвы с западным врагом.
Ждать пришлось недолго.
Вторжение в Ирак весной 2003 года не было оправдано с точки зрения заявлявшихся целей: помешать Саддаму Хусейну производить оружие массового поражения и поддерживать международных террористов. Мы теперь знаем, что ни того, ни другого он не делал.
При этом вторжение разрушило все государственные структуры и органы безопасности. Тысячи недовольных военных и гражданских служащих-суннитов были распущены по домам, что создало то самое состояние "дикости", иными словами хаоса и насилия, в котором, по мысли Абу Бакра Наджи, джихадисты будут чувствовать себя вольготно.С этого началось превращение Ирака в то, что сегодня американские официальные лица называют "материнской опухолью" присутствия ИГ в регионе.
При режиме Саддама с его партией БААС сунниты занимали привилегированное положение по отношению к шиитскому большинству, тесно связанному с единоверцами в соседнем Иране.
Интервенция под предводительством США лишила суннитов власти, вызвав огромное недовольство и создав плодородную почву, в которой пустили корни проникшие извне салафиты.
Они быстро распознали свою базу поддержки. Абу Мусаб Заркави перебрался в Ирак и за считанные месяцы начал организовывать ежедневные кровавые и провокационные нападения как на западные объекты, так и на шиитское большинство.
Доктринальные расхождения между суннитами и шиитами восходят к спору из-за наследования власти Пророка Мухаммеда в первые десятилетия истории ислама, однако конфликт между ними в большей степени основывается на исторических обидах, политическом соперничестве и межобщинной вражде, чем на теологических разногласиях.
Заркави создал новую группировку "Аль-Таухид ва аль-Джихад" ("таухид" означает "единобожие" – принцип, что нет иного бога, кроме Аллаха) и немедленно заключил прагматичный оперативный альянс с подпольными ячейками, состоявшими из остатков саддамовского режима. Так переплелись две ветви суннитского повстанческого движения: воинствующий джихадизм и иракский суннитский национализм.
Группировка, которую можно считать непосредственной предшественницей ИГ, возникла через несколько месяцев, когда было объявлено о создании "Исламского государства в Ираке" (ИГИ) как зонтичной структуры, объединяющей "Аль-Каиду в Ираке" и еще несколько вооруженных группировок.
.На смену им пришел один человек, о котором в те времена информации было крайне мало, да и позже стало не намного больше. Это был Ибрагим Авад аль-Бадри, более известный под подпольной кличкой Абу Бакр аль-Багдади.
Пройдет шесть насыщенных событиями лет, и он будет провозглашен халифом Ибрагимом, духовным лидером правоверных и главой нового "Исламского государства".
Захват территории
Биография Багдади окутана таким густым туманом, что лишь немногие ее эпизоды можно рассматривать как достоверные факты. Все источники сходятся в том, что он родился в Самарре, к северу от Багдада, поэтому эпитет "Багдади", по всей видимости, был придуман сугубо из соображений престижа. Имя "Абу Бакр", в свою очередь, отсылает к первому халифу, наследнику и тестю Пророка Мухаммеда.
Как и тот первый Абу Бакр, Багдади будто бы происходит из клана Курайш, к которому принадлежал Пророк. Это обстоятельство, а также относительная молодость – Абу Бакр родился в 1971 году, – вероятно, сыграло в его пользу при выборе лидера.
Все свидетельства о его молодых годах говорят, что это был тихий, прилежный и глубоко верующий студент богословия, защитивший докторскую диссертацию в Исламском университете Багдада. Некоторые отзываются о нем как о человеке застенчивом и даже нелюдимом, прожившем 10 лет в одной комнате возле маленькой суннитской мечети на западе Багдада.
Слово "харизматичный" никто и никогда к нему не применял.
Тем не менее, к моменту американского вторжения в 2003 году он, по всей видимости, уже участвовал в деятельности воинствующей суннитской группировки и возглавлял в ней комитет по шариату (исламскому праву). Он был задержан американскими войсками и, по имеющимся данным, большую часть 2004 года провел в центре временного содержания "Кэмп Бакка" на юге Ирака.
Лагерь "Кэмп Бакка" был назван в честь одного из пожарных, погибших 11 сентября. В нем находились до 20 тысяч заключенных, и он стал университетом для многих лидеров ИГ и других воинствующих группировок. Здесь были превосходные условия для впитывания и распространения радикальных идеологий, навыков диверсионной войны и завязывания необходимых контактов, и всё это совершенно безопасно, под носом и защитой врага.
С большой определенностью можно предполагать, что именно в "Кэмп Бакка" состоялось знакомство Багдади со многими бывшими военными-баасистами, переросшее в столь смертносное партнерство.
Малоизвестный и не привлекавший к себе внимание Багдади у американцев подозрений не вызвал. Они его отпустили, решив, что сколько-нибудь серьезной опасности он не представляет.
В 2010 году, когда он добрался до этой вершины, казалось, что время "дикости" джихадистов в Ираке уходит.
Но как раз в этот момент для них открылось новое окно возможностей в соседней Сирии. Весной 2011 года суннитское большинство восстало против репрессивного режима Башара Асада, в котором доминировало алавитское меньшинство, отпочковавшееся от шиизма.
Чувствуя, что начинающаяся гражданская война открывает перспективы для борьбы и экспансии, Багдади отрядил в Сирию своих людей. В декабре 2011 года в Дамаске начали взрываться автомобили; оказалось, что это дело рук неизвестного тогда "Фронта ан-Нусра". Через месяц эта группировка объявила себя филиалом "Аль-Каиды".
Лидером "Фронта Ан-Нусра" оказался сирийский джихадист Мохаммед аль-Джулани. Изначально его прислал Багдади, но Джулани предпочел действовать самостоятельно.
Потеснив многочисленных конкурентов, "ан-Нусра" завоевала немалую поддержку в Сирии благодаря своему бесстрашию, эффективности в бою и притоку денег и добровольцев, обусловленному поддержкой "Аль-Каиды". При этом в своем салафизме она была относительно умеренной и стремилась налаживать отношения с местным населением.
"Ан-Нусра" ускользала из-под контроля Багдади, и ему это не нравилось. В апреле 2013 года он попытался вернуть ее под свой контроль, объявив, что "Ан-Нусра" подчиняется ему в рамках новой структуры "Исламское государство Ирака и Шама". Термин "Шам" обычно переводят как "Левант" – восточное побережье Средиземного моря, включающее Сирию. Так мы впервые услышали об ИГИЛ.
Что значит "ИГ"?
Основанная в Ираке как "Исламское государство в Ираке" (ИГИ), группировка по мере экспансии в Сирии добавила к названию "и аш-Шама", – слово, которое обозначает Дамаск, Сирию, а также, в более широком значении, Левант.
В англоговорящем мире многие называют группировку ISIS, что означает "Islamic State in Syria" ("Исламское государство в Сирии"). В американской администрации используют сокращение ISIL, в котором L означает Левант. В русском языке может применяться аббревиатура ИГИЛ, то есть "Исламское государство Ирака и Леванта". Все эти названия широко используются, хотя формально уже устарели.
По-арабски та же аббревиатура звучит как ДАИШ, и в таком виде часто используется в арабском мире, что вызывает большое недовольство самой организации, которая видит в этом неуважение.
Разрастаясь все шире и территориально, и в своих амбициях, группировка решила перестать использовать географические отсылки в названии. Так появилось "Исламское государство", название, которое не любят использовать в мире, так как оно звучит как признание легитимности организации.
Би-би-си и другие СМИ чаще всего называют группировку "так называемым" или "самопровозглашенным" "Исламским государством" при первом упоминании в материале, а затем просто используют аббревиатуру ИГ.
Но теперь настала очередь Багдади игнорировать приказы начальства.
К концу 2013 года ИГ и "Фронт ан-Нусра" находились в жестком противостоянии. Сотни людей были убиты в кровопролитных междоусобных столкновениях, в результате которых "Фронт ан-Нусра" и лояльные ему сирийские повстанческие группировки вытеснили ИГ с северо-запада Сирии. В ответ на это ИГ заняло Ракку, город на северо-востоке страны, и провозгласило его своей столицей. Многие западные джихадисты, принадлежавшие к "Фронту ан-Нусра", перешли на сторону ИГ, сочтя его более радикальной и жесткой группировкой. В начале 2014 года "Аль-Каида" официально отреклась от ИГ.
Таким образом ИГ избавилось от ненавистного контроля сверху, но одновременно потеряло земли и перестало развиваться. Лозунг группировки, "Сохраниться и расшириться", с каждым днем имел все меньше отношения к реальности. Куда она могла двигаться дальше?
В этот момент случай снова сыграл им на руку: в Ираке сложилась крайне благоприятная среда для джихадистских идей.
Когда ИГ решило вернуться в Ирак, дверь для него оказалась открытой. Собственно, группировка никуда и не уходила, просто растворялась в окружающем пейзаже. Поэтому, когда в июне 2014 года весть о возвращении ИГ стремительно пронеслась по городам и деревням, то "спящие" ячейки салафитских джихадистов, бывшие сторонники Саддама и прочие симпатизирующие идеям джихада вышли из подполья.
С захватом Мосула ИГ с ошеломляющей скоростью превратилось из малоизвестной террористической ячейки в настоящую джихадистскую армию, которая угрожала уже не только Ираку, но всему миру.
Именно после этого 29 июня 2014 года группировка приняла название "Исламское государство", отбросив все предыдущие варианты, и провозгласила создание "халифата". Несколько дней спустя свеженазначенный Халиф Ибрагим, он же Абу Бакр аль-Багдади, появился на минбаре знаменитой Большой мечети Нур ад-Дина Занги в Мосуле, которая, кстати, исторически тесно связана с сопротивлением крестоносцам. Аль-Багдади призвал всех мусульман мира сплотиться и следовать за ним.
Провозгласив халифат и взяв более широкое название "Исламское государство", организация явно дала понять, что ее планы простираются гораздо дальше территорий Сирии и Ирака. Она стала глобальной.
Провозглашение халифата вызвало огромный резонанс в исламском мире. Для Бин Ладена и других лидеров "Аль-Каиды" халифат всегда оставался чем-то вроде недостижимого идеала – из-за боязни сделать громкое заявление и затем потерпеть неудачу. Багдади решил превзойти бывшее руководство в борьбе за лидерство в глобальном джихаде.
Халифат – мусульманское государство под управление халифа, то есть преемника пророка Мухаммеда. Во времена первых четырех халифов, которые правили после смерти пророка в 632 году, Арабский халифат распространил свое влияние за пределы Аравийского полуострова на территорию от Ирана и Бухары на востоке до Ливии на западе и Кавказа на севере.
Пришедший ему на смену Омейядский халифат имел столицу в Дамаске и занял практически всю ту территорию, на которую сегодня распространяются амбиции "Исламского государства", включая Испанию. Следующим халифатом в 750 году стал Аббасидский, со столицей в Багдаде. На этот период пришелся расцвет культура и науки, но контролировать такую территорию оказалось сложно, отделился Кордовский халифат на Пиренейском полуострове, а в 1258 году Багдад был разграблен монголами.
Читать далее:
http://www.bbc.com/russian/international/2016/03/160311_is_full_story