28.04.2024

Артуро Тосканини Почётный еврей Италии

+


Великий дирижер Артуро Тосканини был итальянцем, но фашистская
пропаганда вмиг окрестила его «почетным евреем» за нежелание сотрудничать с
нацистским режимом. Он тяжело переживал отлучение от миланского оперного
театра «Ла Скала», но боль за еврейский народ была сильнее. И в 1936 году
он не раздумывая согласился на просьбу виртуозного скрипача Бронислава
Губермана дирижировать первым еврейским оркестром в Палестине. Именно
благодаря Тосканини и Губерману появился Израильский филармонический
оркестр – один из самых престижных сегодня в мире.

 Пощечины маэстро
 Когда в январе 1933 года Адольф Гитлер пришел к власти в Германии,
65-летний Тосканини был в зените славы. В престижном Нью-Йоркском
филармоническом оркестре, который маэстро возглавил в 1930 году, на него
буквально молились. Но был в мире один театр, где великий дирижер хотел
работать больше всего на свете, но не мог – итальянский «Ла Скала».
Тосканини возглавил этот миланский «храм оперной музыки» в 1920 году,
провел там радикальную революцию и создал сильнейший оркестр под своим
руководством. Однако в 1929 году маэстро пришлось оставить свое любимое
детище из-за нарастающего конфликта с фашистским режимом и лично с Бенито
Муссолини. Свои политические взгляды итальянский дирижер отчасти
унаследовал от отца, портного из Пармы и патриота, воевавшего за
освобождение Италии в стане Гарибальди, недолюбливавшего церковь и
монархию. Несмотря на непродолжительную близость к фашизму как к поначалу
левому движению, родившемуся на патриотическом подъеме, Тосканини
практически сразу резко порвал с партией. Фашисты на протяжении нескольких
лет пытались принудить маэстро исполнять перед выступлениями свой гимн, а
когда поняли, что артист не поддается контролю, буквально выжили его из
театра.
А немного позднее, в 1931 году, и из страны. Случилось это так.
Тосканини приехал в Болонью из США, чтобы дирижировать концертом в память
об одном из своих любимейших композиторов – Джузеппе Мартуччи. В это же
время в городе проходил фестиваль фашистской партии, и туда съехались все
первые лица. Маэстро, как обычно, отказался исполнять партийный гимн. У
входа в театр его окружили фашистские хулиганы и дали ему несколько
увесистых пощечин. После этого эпизода, вызвавшего международное
негодование, Тосканини покинул Италию и не выступал там до конца Второй
мировой войны.
 Компромисс невозможен
 Спустя несколько месяцев после прихода к власти Гитлера Тосканини
вместе с группой деятелей культуры подписал телеграмму, адресованную новому
рейхсканцлеру, выражая жесткий протест против расовой политики Германии и
преследований еврейских музыкантов. С евреями Тосканини связывало не только
чувство профессиональной и человеческой солидарности – его зять, муж дочери
Ванды, был знаменитый российско-американский пианист еврейского
происхождения Владимир Горовиц.
 Позднее маэстро отказался от участия в Байройтском фестивале 1933
года. За несколько лет до этого итальянский дирижер, страстный поклонник
Рихарда Вагнера, первым из иностранцев за всю историю фестиваля был
удостоен чести дирижировать операми немецкого композитора в Байройте в
1930-31 годах. Убедить в 1933 году Тосканини вернуться не помогло даже
личное письмо Гитлера, написанное по просьбе Винифред Вагнер, вдовы
Зигфрида, сына композитора, и страстной поклонницы фюрера.
>>>> С приходом к власти нацистов и прославленному польскому
скрипачу-виртуозу Брониславу Губерману пришлось принимать бескомпромиссные
решения. До 1933 года он гастролировал по всей Европе, в СССР и в США, но
особенно любила его публика в Германии. Именно в Берлине за много лет до
этого юный Губерман начинал всерьез учиться музыке, после чего этот
вундеркинд сделал блистательную музыкальную карьеру. Однако с приходом
Гитлера польский музыкант сразу же отменил все свои выступления в Германии.
>>>> Несмотря на то, что евреи были теперь исключены из культурной жизни
рейха, знаменитый немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер попросил министра
пропаганды Йозефа Геббельса сделать исключение для выдающихся артистов и
пригласил Губермана вернуться. Тот ответил решительным отказом, позднее
отметив: «Фуртвенглер – это типичный немец-не нацист, миллионы которых и
сделали нацизм возможным».
>>>> Рождение оркестра
>>>> Губерман понимал, что компромиссы в сложившейся ситуации невозможны,
поэтому с большим скепсисом отнесся к деятельности Еврейской культурной
лиги, созданной в нацистской Германии в 1933 году и дававшей работу
еврейским артистам и музыкантам, выступавшим исключительно перед еврейской
публикой. Польский музыкант уже тогда понимал, что ни в Германии, ни в
уязвимой Европе у его еврейских коллег нет будущего. И вот, вернувшись с
концертами в Палестину в 1934 году – впервые он побывал там в 1929 году и
был поражен аудиторией, ее жаждой культуры и идеализмом, – Губерман был
озарен одной идей. «В то время как Гитлер выгонял с работы лучших
музыкантов в Германии, я вдруг осознал, что это было невероятной
возможностью для того, чтобы дать палестинской аудитории свой первоклассный
оркестр», – позднее вспоминал он.
>>>> Так возник замысел создания Палестинского симфонического оркестра. В
последующие два года Губерман, оставив свою работу в Венской академии
музыки, ездил по Центральной и Восточной Европе с прослушиваниями, набирая
музыкантов в будущий оркестр. В феврале 1936 года он написал Тосканини,
прося о встрече, чтобы изложить ему «конструктивную идею в области
искусства», которой Губерман был «одержим». Узнав, о чем шла речь, маэстро
сразу же согласился дирижировать первыми концертами оркестра в Палестине,
настояв, что поедет туда за свой счет и не возьмёт гонораров.
>>>> Новость сразу же облетела весь мир и позволила за короткое время
собрать деньги на проект. Самый известный еврей в изгнании – физик Альберт
Эйнштейн, ставший вскоре президентом американской Ассоциации друзей
Палестинского оркестра, писал Тосканини 1 марта из Принстона: «Позвольте
мне сказать Вам, как я Вами восхищаюсь и почитаю Вас. Вы не только
непревзойденный исполнитель всемирного музыкального наследия <…>. В борьбе
с фашистскими преступниками Вы проявили себя как человек наивысшего
достоинства».
>>>> «Земля чудес»
>>>> Тосканини прилетел в Палестину 20 декабря 1936 года вместе с супругой
Карлой и немедленно приступил к репетициям. «По прибытии в Тель-Авив мне
сразу же был оказан самый восторженный прием, – писал маэстро в письме к
одной знакомой. – Казалось, будто наконец свершился приход их Мессии».
Приезд Тосканини стал и впрямь выдающимся культурным событием для еврейских
поселенцев, но больше всего его ждал оркестр Губермана. Еще с сентября 73
музыканта, главным образом из Польши, Германии, Австрии, Венгрии и
Нидерландов, репетировали под руководством немецкого дирижера Уильяма
Стайнберга, которого Губерман убедил покинуть Еврейскую культурную лигу и
возглавить вместе с ним Палестинский оркестр.
>>>> На первой репетиции Тосканини без лишних слов приступил к делу.
Поднявшись на подиум, он произнес: «Симфония Брамса». И началась
напряженная работа. Уже после следующей репетиции маэстро покрыл музыкантов
итальянскими проклятиями – о гневе Тосканини ходили легенды, во время
репетиций он рвал на себе одежду, мог и разбить вдребезги платиновые часы с
бриллиантами. Но оркестром Тосканини остался все-таки доволен и был
благодарен Стайнбергу за проделанную работу.
>>>> И вот 26 декабря настал вечер первого концерта. Программа была очень
солидной – 2-я симфония Брамса, увертюра из «Шелковой лестницы» Россини,
«Неоконченная симфония» Шуберта, скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона,
чьи произведения были запрещены в Германии из-за еврейского происхождения
композитора, и увертюра из «Оберона» Вебера.
>>>> В зале на территории «Торгово-промышленной выставки Ближнего Востока»
в Тель-Авиве собралось 3 тысячи человек, не считая тех, кто столпился
снаружи или забрался на крышу, надеясь что-нибудь услышать. Присутствовали
на концерте и Хаим Вейцман, президент Всемирной сионистской организации,
Давид Бен-Гурион, в то время председатель Еврейского агентства Израиля, и
Голда Меир, в будущем ставшая выдающим израильским политическим деятелем.
Успех был оглушительный, он повторился и на последующих концертах.
>>>> Всего Палестинский оркестр под руководством Тосканини дал 12 концертов
за 18 дней, побывав в Иерусалиме, Хайфе, Каире и Александрии. Один из
иерусалимских концертов транслировался по радио, и все движение в городе
встало, пока люди слушали музыку дома и сидя в кафе. Из-за огромного спроса
Тосканини даже открыл для публики репетиции за символическую плату.
>>>> Итальянский дирижер был в полном восторге от увиденного в Палестине.
«С тех пор как я прибыл в Палестину, я живу в постоянной экзальтации души»,
– писал он в одном письме. Тосканини хотел приобщиться к еврейской жизни во
всех ее аспектах. Маэстро побывал в библейских местах, посетил лекцию в
Еврейском университете, но больше всего его поразили киббуцы. Тосканини с
женой и Губерманом несколько раз побывали в киббуце Рамот Хашавим,
основанном евреями-выходцами из Германии. «Я встретил чудесных людей среди
этих евреев, выдворенных из Германии, – людей образованных, докторов,
юристов, инженеров, ставших фермерами, обрабатывающими землю; там, где лишь
недавно были дюны, песок, растут теперь оливковые и апельсиновые рощи», –
писал маэстро. Жители киббуца подарили Тосканини участок земли, где он
торжественно посадил апельсиновое дерево.
>>>> «Прямой путь»
>>>> В апреле 1938 года маэстро вновь дирижировал концертами
«новорожденного» Палестинского оркестра, оставив на несколько недель
специально созданный для него в США Симфонический оркестр NBC. Как раз
незадолго до этого произошел аншлюс Австрии. Еще ранее, видя, что
австрийский канцлер все больше идет на поводу у нацистов, Тосканини отменил
свое участие в Зальцбургском фестивале, где он выступал на протяжении
нескольких последних лет. На уговоры подождать с окончательным решением,
пока ситуация в стране не определится, маэстро ответил немецкому дирижеру
еврейского происхождения Бруно Вальтеру: «Для меня существует лишь один
способ думать и действовать. Я ненавижу компромиссы. Я иду и буду идти
прямым путем, который я избрал для себя в жизни».
>>>> Находясь в Палестине, Тосканини писал одной знакомой: «При мысли о
трагическом разрушении еврейского населения Австрии кровь стынет в жилах.
Только подумай, какую выдающуюся роль евреи играли в жизни Вены на
протяжении двух столетий! Не забывай, что, когда Мария Тереза попыталась
изгнать их, Великобритания и другие нации выразили протест посредством
дипломатических интервенций. Сегодня, несмотря на весь великий прогресс
нашей цивилизации, ни одна из так называемых либеральных наций не
шелохнется. Англия, Франция и США молчат!»
>>>> В 1938 году для Тосканини и других музыкантов, отказавшихся выступать
на традиционных летних фестивалях в нацистских странах, был создан
Люцернский фестиваль. После выступлений в Швейцарии Тосканини задержался на
отдых в своей любимой Италии, где он узнал о только что вступивших там в
силу расовых законах, направленных против евреев. «Средневековье!» –
возмутился он в подслушанном секретной полицией телефонном разговоре. По
распоряжению Муссолини у дирижера и его семьи конфисковали паспорта, и
только благодаря нажиму международной прессы их выпустили в США. В Италию
Тосканини уже не возвращались до конца войны.
>>>> Когда война закончилась, а разбомблённый «Ла Скала» был восстановлен,
маэстро лично позаботился о том, чтобы вернули на работу еврейских
музыкантов, уволенных во время фашизма. На первом послевоенном концерте
театра 11 мая 1946 года Тосканини вновь дирижировал своим любимым
оркестром, а хором руководил еврейский хормейстер Витторе Венециани. А 14
мая 1948-го в Тель-Авиве было провозглашено создание независимого
еврейского государства, и оркестр Губермана – теперь называвшийся
Израильский филармонический оркестр – играл на церемонии гимн «Ха-Тиква».
>>>
>>>
http://www.jewish.ru/history/facts/2016/03/news994332896.php 

 


57 элементов 0,644 сек.