Товарищ Бортко развился
в чрезвычайно высокую психическую личность!
Превратился в Шарикова?
Кинорежиссёр Владимир Бортко давно не выпускал громких фильмов, но смог не на шутку всколыхнуть публику политическими высказываниями.
Строго говоря, аудитория отреагировала на эти высказывания с небольшим опозданием. Ещё 26 февраля Бортко пришёл на НТВ, чтобы поговорить о ХХ съезде КПСС. Вот ссылка на программу, а вот главное из сказанного – в передаче телекритика "Московского комсомольца" Александра Мельмана:
«А что, надо было уничтожать людей, такое время…» — сказал Бортко. У ведущих шоу Сергея Минаева и Максима Шевченко глаза на лоб полезли: «И это говорите вы, снявший «Собачье сердце»?» — «Да, и раскаиваюсь за это». Тогда следующий вопрос, сакраментальный: «А если ради государства нужно было уничтожить вашу семью, вы бы пошли на это?» Совсем небольшая пауза… «Конечно, пошел бы… ради государства». После этих слов режиссера и депутата Минаеву и Шевченко, по-моему, стало стыдно, и они покраснели.
Отчего меняются люди? Как? Ведь не меняются только дураки. Я видел много изменивших масть, перекрасившихся. Еще вчера они были такими отвязными либералами, а сегодня, смотрю, выстроились в стройные государственные колонны, чтобы прижаться к власти поплотнее, поцеловать в плечико; или пониже… (Михаил Леонтьев, Виталий Третьяков и многие другие товарищи).
Видел и обратный пример: человек со страшной силой служит своему Верховному, работает на него, ураганит, но… одно неверное движение — и ты уже демократ, большой демократ (Глеб Павловский, Альфред Кох и немногие другие).
Эти загогулины мне, наблюдателю, абсолютно понятны. Но случай Бортко уникален. Своим талантом и булгаковским гением этот человек блистательно разоблачил сталинизм в том самом «Собачьем сердце», вбил последний гвоздь в крышку гроба. И вдруг сам превратился в Шарикова и Швондера. Такой мастер…
Даже человеколюбие достоевского «Идиота» не помогло. Потому что потом был опять Булгаков. Говорили же: нельзя снимать «Мастера и Маргариту», чревато, опасно для жизни. Не послушался. Но снял не про Мастера, а про Воланда. То есть про Сталина. Всемогущего Дьявола, влегкую наказывавшего жуликов и воров, знающего цену человеку, которого квартирный вопрос испортил.
Режиссер Бортко попал под обаяние Воланда, влюбился в него. А думал про Сталина. Который теперь стал его кумиром. Дьявольщина какая!
Для закрепления эффекта, кстати, можно посмотреть выступление Бортко на пленарном заседании Госдумы (он депутат от КПРФ).
Митя Алешковский:
Вот Владимир Бортко удивляется, как же можно человека «который сделал так много хорошего» (Сталина), считать тираном и подлецом. А я вот совсем не удивляюсь этому противоречию. Владимир Бортко тоже сделал очень много хорошего, снял фильм «Собачье Сердце», великий сериал «Идиот», прекрасные сериалы «Мастер и Маргарита» и «Бандитский Петербург», имеет заслуги товарищ Бортко, много хорошего сделал, но как человек, на мой взгляд, он подлец и негодяй. И нету никаких противоречий.
Всё очевиднее, что когда произойдет смена политического курса в стране, то первое, что необходимо будет сделать власти (!) — это уничтожить всю связь с советским политическим наследием и попросить прощения у собственного народа (в первую очередь) за злодеяния советской власти. Пока этого не произойдет, пока мы не расквитаемся с этим позорным наследством, шлейфом бесчеловечности, ненависти, боли и страданий, ни одного шанса на светлое будущее у нашей страны нет.
Сталин — это тот же Гитлер. Нельзя утверждать, что один был лучше или хуже другого. Они оба были хуже. Просто при одном жили наши родители и деды.
Андрей Плахов:
Однозначно не решишь, в какой категории оценивать панегирик Сталину, прозвучавший из уст режиссера Владимира Бортко – как помрачение светлого ума или талантливое улавливание флюидов времени. Но вот что уж точно не свойственно творцам – это отрекаться от своих произведений, разве что под пыткой. Не важно, насколько объективно хорош или плох фильм «Собачье сердце». С моей точки зрения, Бортко – режиссер очень средний, он портил блестящие сценарии («Блондинка за углом» Александра Червинского), а великие литературные произведения адаптировал к уровню масскультуры. Но все это теперь не имеет значения, подвиги и провалы, плюсы и минусы меркнут перед новейшими откровениями. Оказывается, «Собачье сердце» вообще было напрасно снято, его создателя в свое время бес попутал. Следующим шагом, вероятно, станет снятие фамилии прозревшего режиссера с титров крамольного фильма. А впредь можно быть спокойным за мастера: он будет держать себя под строгим идеологическим контролем и никаких сбоев больше не допустит.
Миша Козырев:
Вот страшный сон, который меня не отпускает: кем оказались режиссёры великолепных картин моего детства и юности… Как бы я хотел никогда не услышать обоснований цунами в устах Никиты Михалкова за "безбожие" японцев или эту осанну Сталину из уст Бортко… Какой мрак клубится в мозгах этих творцов?! Беда моя в том, что не могу я вычеркнуть для себя "Собачье Сердце" или "Свой Среди Чужих", что бы не несли сегодня эти режиссёры… Приходится так жить с расщеплённым сознанием…
Александр Феденко:
Бывает, человек жил-жил, да помер – изжил себя. А вместо него совсем другой теперь живет.
Тот вино с друзьями любил, этот кефир в одиночестве пьет. Тот с Кормильцевым песни писал, этот у Прилепина в передаче фон наполняет. Тот "Собачье сердце" снял, а этот требует Сталина вернуть.
И все вокруг думают, что тот еще жив, и удивляются, обнаруживая такое несходство. А ничего удивительного – просто тот умер, и кто-то его тело донашивает, а все думают, что он жив.
Елена Венников-Пригова:
Попалось в сети на глаза выступление товарища-режиссёра Владимира Владимировича Бортко по поводу гениального Сталина – стошнило… Теперь ломаю голову над двумя вопросами: что-то в сочетании имени и отчества не так, или гениальный создатель киноверсии "Собачьего сердца" окончательно превратился в Шарикова… Впрочем, от человека, обласканного с самого детства коммунистической партией и выросшего в семье Корнейчука – любимца той самой власти, ожидать иного отношения к упырям не приходится. Умер!
Но это страдания тех, кому "Собачье сердце" нравится. Многим, как выяснилось, с бортковскими откровениями гораздо проще.
Антон Долин:
Меня совершенно не удивляют гимны Сталину от режиссёра Бортко. Ничуть, ни на йоту.
Удивляют меня только вменяемые люди, искренне считающие его на протяжении долгих лет замечательным режиссёром, а "Собачье сердце" называющие гениальным фильмом.
Вот этого понять вообще не могу. И не смогу никогда. Тотальное недоумение.
По-моему, все как раз логично. Гармоничное единство формы и содержания, прошлого и настоящего, творчества и личности. Извините.
Кирилл Кобрин:
Удивительное негодование по поводу человека, снявшего фильм, где какой-то пошляк, ковыряющийся в семенниках членов ЦК, выведен в качестве Старого Русского Интеллигента и Айн Рэнд в одном лице. Забавно, как история про этого велеречивого жулика, хама, антисемита, презирающего пролетариат, стала учебником жизни для двух поколений постсоветских образованных людей. Думаю, что постсоветская интеллигенция увидела себя в Преображенском — то есть, можно разом презирать "народ", обделывать грязные делишки и выглядеть старомодным и даже в какой-то степени cool.
А уж какое количество русских культурных лентяев и халтурщиков произнесло за последние 25 лет фразу насчет театра, где должны петь, и операционной, где должны резать, — это вообще не сосчитать.
Удивляет меня другое — член КПРФ (ЦК даже?), снявший самую антипролетарскую штуку в истории русского кино. Это многое говорит об этих типа коммунистах. Любой нормальный коммунист этому господину просто морду бы начистил без особых разговоров.
Что же до Булгакова, то тут разговор особый. Его повесть вне контекста 1920-х с тогдашними идеями создания биологически-нового человека, не существует. И нельзя отказать Булгакову в социальной тонкости — ведь это история о том, как апгрейденный интеллигентом люмпен выдает себя за пролетария. Но это слишком сложная мысль для члена (ЦК?) КПРФ.
Сергей Медведев:
А "Собачье сердце"-то Бортко — римейк итальянского фильма 1976г. Да, там несравненно слабее актеры, много псевдорусской клюквы, но: сценарная канва, мизансцены, раскадровка, свет, цвет, даже многие типажи (Зинаида Прокофьевна, члены домкома) — все прилежно слизано. Ай, молодца!
А вот встречная критика (она же защита режиссёра).
Андрей Новиков-Ланской:
По поводу Бортко. Я дважды общался с ним и должен сказать, что это в высшей степени неглубокий, невоспитанный и недоброжелательный человек. Кстати, дурно отзывавшийся о Булгакове. Но говорить теперь, что его "Собачье сердце" и "Мастер" плохи – совсем уж странно. Это замечательные, умные, тонкие фильмы, порой близкие к гениальности. Так бывает: человек и художник не совпадают в одной личности.
Ольга Маховская:
Несколько талантливых режиссеров на склоне дней рванули в сталинизм и прочую государственность, за что им достается от разочарованной общественности. Больше всего нарываются Бортко и Михалков. Но ведь есть документальный фильм и об обожаемой Татьяне Лиозновой, в котором она признается, что больше всего горюет по Советскому Союзу. Старость – время безальтернативное, суровое, взывает к монументализму. Остаток жизни выглядит как надвигающееся надгробье, чем выше, тем значительней. Выше сталинских могильников в нашей истории не найти.
Не упустим и такую интерпретацию.
Олег Пшеничный:
Всё же сформулирую про кино "Собачье сердце" и сталиниста Бортко (что уже много лет не новость, но сейчас чего-то народ всколыхнулся).
Думаю, ключ этого фильма и внутренняя пружина перестроечного Бортко в том, что Швондер – еврей. Для Бортко это важно (не знаю, как для Булгакова). Главный враг и смертельная угроза- Швондер, и он же втягивает Шарикова в свои дела и манипулирует им. Шариков же не слишком опасен – он мальчик для битья (буквально) со всех сторон.
А Преображенский – "наш, свой", хотя и из бывших – в отличие от чуждого и зловещего Швондера. Профессор лечит от триппера больших большевиков и чекистов, а те его крышуют. Гениальный, уже смертельный сердечник Евстигнеев по-актерски расширяет образ и этим немного ломает схему, отсюда некоторая путаница в трактовках.
С плодом неудачного эксперимента Шариковым – разобрались, он исчез и к последующей истории человечества он не будет иметь отношения. Тут хэппи енд.
В 1934 году Швондер расстреляет нашего хорошего Преображенского, но в 1937 году большие люди расстреляют Швондера, восстановив справедливость и баланс. К этому времени подрастет новая, советская общность, которой Сталин выдаст новые погоны и создаст новую церковь.
Короче, Сталин наведет должный порядок, в том числе и в головах и в парадных, просто в литературном источнике этого нет по техническим причинам и Бортко не мог этого показать, да и времена были неподходящие.
Денис Драгунский:
ОДИН ИЗВЕСТНЫЙ КИНОРЕЖИССЕР СКАЗАЛ,
что Сталин – символ нашей страны.
Все почему-то взбудоражились. Одни говорят, что он прежде снимал хорошее кино. Другие – что и прежнее его кино было очень нехорошее.
Господа! При чём тут кино?
Известный режиссер всё правильно сказал.
Конечно, Сталин – символ России ХХ века. Наверное, и XVI – XIX веков тоже. Но остановимся на ХХ веке. Кто же, по-вашему, символ России новейшего времени? Если выбирать из действовавших политиков – может быть, Керенский или Бухарин? Если из мыслителей – может быть, Бердяев или Федотов? Если из "больших ученых, знающих толк в языкознаньи" – может быть, Ник.Трубецкой или Лихачев? Если из поэтов (Сосо ведь и стихи писал) – может быть, Пастернак или Маяковский?
Сталин, Сталин. Приятного аппетита. Кушайте, не обляпайтесь.
Иван Беляев
Редактор социальных сетей Радио Свобода
3
FACEBOOK81
GOOGLE+
TUMBLR
POCKET1