«Интифада ножей» продолжается в Израиле уже больше месяца. Ветеран израильских спецслужб, бывший начальник аналитического отдела военной разведки АМАН бригадный генерал в отставке Йоси Купервассер в эксклюзивном интервьюJewish.ru рассказал, чем вызвана новая волна терроризма, почему мирный договор с палестинцами невозможен и как в таких условиях все-таки остановить насилие.
Как вы оцениваете, с чем связана эта новая волна терроризма?
– Теракты с новыми для Израиля характеристиками, когда происходит атака военных и гражданских с использованием ножей, – это результат решения председателя Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Он решил вынести «палестинское досье» в международной повестке дня на первый план. Палестинцы обескуражены тем фактом, что в мире осознали, что их проблема хоть и интересна, но не является настолько важной и первостепенной, как они того бы хотели. Хотя палестинцам удалось многого достичь, убеждая международное сообщество, что если Израиль не заставят дать палестинцам то, чего они хотят, то ситуация взорвется. И отношения между Западом и мусульманами в целом и арабами в частности станут ужасными.
А это не соответствует действительности?
– Ближний Восток взорвался и так, сам по себе, вне всякой связи с палестинским вопросом. Отношения между Западом и мусульманами ужасны и без них. Таким образом, весь базис, на основе которого палестинцы извлекали из Запада всевозможные блага, политические и финансовые, устаревает. Палестинцы этим очень обеспокоены, потому что из этого следуют довольно неприятные для них вещи. Первое – поскольку это не столь важная проблема, ею не будут заниматься прямо сейчас, вопрос отложен. Когда президент России Владимир Путин и президент США Барак Обама выступали на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, никто из них не упомянул о палестинцах. Это был своеобразный сигнал. Кроме того, пришло понимание, что у конфликта нет решения. Все бесконечные усилия по продвижению идеи двух государств для двух народов привели в никуда.
Идея нежизнеспособна сама по себе или проблема в чем-то другом?
– Все из-за палестинского подхода. Для них этот конфликт – экзистенциальный. Они хотят получить всю Палестину, а евреев отсюда убрать. Они вроде бы готовы на два государства, но только потому, что не могут уничтожить Израиль прямо сейчас. И соглашаются с тем, что Израиль будет им временно навязан, но только на одном условии: Израиль не должен являться национальным государством еврейского народа. Понятно, что Израиль на это никогда не пойдет. И теперь даже представители левого центра израильской политики говорят, что никакого решения у конфликта не будет. Так что мирный договор не ждет нас за углом. И при таких раскладах понятно, что у всех постепенно пропадает желание всерьез работать над этим вопросом.
Но тем не менее палестинская проблема все-таки довольно часто поднимается в международных инстанциях.
– Ну да, палестинцы пытаются как-то повлиять на ситуацию односторонними действиями на международной арене, заставляя международные институты, входящие в ООН, принимать те или иные решения. Однако Израилю ничего нельзя навязать без согласия США. Несмотря на определенную напряженность в отношениях по некоторым вопросам, Вашингтон никогда не даст насильно навязать что-то Израилю. Так что их односторонние действия палестинцев малоэффективны. И они сами понимают, что могут сколь угодно вешать палестинский флаг в ООН, и это будет поддержано большинством, но по реально важным вопросам они никуда не продвинутся. И чтобы вновь поднять палестинский вопрос и заставить международное сообщество и Израиль что-то делать, палестинцы решили возобновить террористические атаки. Именно к этому призывал их Махмуд Аббас в своей речи в ООН, когда сказал, что выступает «за народное сопротивление». Палестинцы моментально сообразили, чего именно от них ждут – терактов без использования огнестрельного оружия. А что это может быть? Либо наезды на израильтян с помощью автомобилей, либо – поножовщина.
Думаете, это действительно единственная причина всплеска террористической активности именно сейчас?
– Аббас пошел на это не только по внешнеполитическим причинам, но также из-за давления внутри палестинского общества. Северное крыло «Исламского движения» поднимало тему мечети аль-Акса, ХАМАС призывал к атакам, так что и Аббас должен был показать, что, не продвигаясь по политическим вопросам, он тем не менее привержен борьбе и сопротивлению. И он оказался, к сожалению, способен донести свой призыв к реальному насилию до широких слоев палестинского населения.
Вся палестинская образовательная система и пропаганда многие годы подряд внушала идею, что быть палестинцем – это значит отрицать право евреев на этот кусок земли, поскольку у евреев якобы нет здесь своей истории, которая бы оправдывала их государственное самоопределение. Внушала палестинцам мысль, что евреи – это и не нация вовсе, а лишь религия, и на этом основании у них не может быть государства. Нет же государства у христиан или мусульман. Евреи же, мол, – не нация, а просто некие «ужасные создания». Вот палестинцы, согласно этой доктрине, – это нация. И не важно, что они были придуманы всего сто лет назад.
Европейцы, говорят эти пропагандисты, тоже хотели избавиться от евреев, поэтому и отправили их на Ближний Восток. В их логике «Израиль должен исчезнуть, и единственный вопрос – как быстро это случится». И самоидентификация палестинца основана на готовности к самопожертвованию, в принципе к любым действиям, которые ускорят исчезновение Израиля.
Другая сторона этой концепции подразумевает, что если ты палестинец, ты – жертва. У тебя нет необходимости демонстрировать надежность и ответственность, поскольку все тебе априори обязаны. Ты плод плохого отношения окружающих и особенно евреев, а также, конечно, Запада, который этих евреев сюда послал. Поскольку эта установка глубоко вбита в сознание почти каждого палестинца, то они считают, «имеют право резать евреев», для них это абсолютно легально. Именно поэтому Аббас никогда не осуждал эти атаки. С его точки зрения, они не просто легальны, они рекомендованы.
Можно ли в скором времени остановить это насилие?
– Главное – не давать никакого вознаграждения за терроризм. Показать, что израильтяне достаточно сильны, чтобы противостоять террору. Дать понять, что они не только не добьются ничего, но и многое потеряют на личном уровне. Те, кто идут на атаки, должны знать, что их семьи заплатят за это в соответствии с законом. Ну и, конечно, для них была бы значимой угроза потери финансирования Запада. У палестинцев есть ощущение, что вторая интифада закончилась ужасным фиаско. Если они увидят, что следующая интифада приведет их туда же, куда и предыдущая, то им придется успокоиться.
Беседовал Анатолий Кудрявцев