Этот красивый
прибор, на первый взгляд – искусно изготовленный чайничек. Но этот
чайничек держит в себе удивительный секрет, который никто не сможет
угадать… Художник Иосиф Швед более 20 лет
демонстрирует
публике этот отреставрированный предмет искусства, который показывает, как
евреи соблюдали традиции своей веры в тяжёлые времена, например, в период
гонений и инквизиции в Испании.
Во
временаинквизиции налагались
огромные штрафы на тех, кто не соответствовал правилам католической церкви
и евреи были вынуждены сохранять традиции проведения своих праздников
тайно и оригинальными способами, чему особенно показателен этот
замечательный прибор.
Любимый
Тот, кто не
знаком с символикой еврейских праздников, поднимает крышку и видит, что
чайничек пустой.
Любимый
Но сведущий
человек, подняв крышку чайника может увидеть первый скрытый элемент в этом
замечательном чайнике. Если посмотреть внимательнее, то на дне крышки
можно увидеть
буквы. Это волчок для Хануки!(В праздник Хануки взрослые и дети
запускали волчок четырёхгранной формы, на донышке которого писались или
гравировались первые буквы слов Великое Чудо Произошло Там, а в Иерусалиме гравировались
буквы В, Ч, П, Здесь)
Любимый
Теперь снимем
верх чайничка, чтобы найти следующий скрытый секрет.
Любимый
Это – специи
для церемонии Хавдалы, обычно
проходящей в синагоге по субботам и праздникам.
(ХАВДАЛА́ (разделение`),
бенедикция,
произносимая во время вечерней молитвы
на исходе субботы
или праздника,
а также специальная церемония «отделения» субботы (или праздника) от
будней, которая сопровождается чтением краткого литургического текста и
символическими действиями).
Любимый
Отвинтив
дополнительную часть из чайничка, вы найдете ёмкость для этих
специй.
Любимый
Если вы
поднимите эту ёмкость, то сможете ухватиться и вытащить за выглядывающий
кончик длинную полоску пергамента, на котором микроскопическими буквами
написан свиток Эстер.
(Этот свиток
громко зачитывается в синагоге в праздник Пурим. В свитке рассказывается о
том, как во время вавилонского пленения евреев злокознённый Аман задумал
погубить всех евреев, но его козни были раскрыты Эстер и её дядей
Мордехаем и Аман был покаран. В праздник Пурим свиток Эстер громко
читается в синагоге и при каждом упоминании имени Амана дети и взрослые
производят страшный шум трещотками )
Любимый
В следующей
части чайничка находится атрибут, связанный с праздником Суккот
(кущи) – ёмкость для хранения
этрога
(цитрона).
(В праздник Суккот евреи идут в синагогу, неся в
руках четыре вида растений, символизирующие
четыре части еврейского народа.
Этрог съедобен и издает приятное
благоухание, поэтому он подобен еврею, сведущему в Торе и соблюдающему
заповеди.
Пальмовая ветвь – её плоды вкусны, но
лишены аромата. Поэтому пальма уподобляется еврею, изучающему Тору, но не
соблюдающему заповеди.
Мирт распространяет благоухание, но он
несъедобен, подобно еврею, соблюдающему традиции, но малосведущему в
Торе.
Ива несъедобна и не издает приятного
запаха, поэтому ее можно сравнить с евреем, чуждым и Торе, и заповедям, но
все же не отпавшим от еврейской общины).
Любимый
Подняв ёмкость для этрога,
можно увидеть золотой футляр, в котором находятся мелкие
предметы.
Любимый
Два из них – субботние
подсвечники
.
Любимый
Кроме подсвечников мы видим
миниатюрные блюда для праздничного
пасхального седера. На дне каждого блюда изображена ветвь с
выгравированным названием того, что должно лежать в этом
блюде.
Любимый
Здесь вы можете увидеть все
детали этого удивительного горшок в одном месте. Кажется, не хватает
только одну вещь, чтобы закончить картину.
Любимый
В основании чайничка
открывается отсек, в котором находится в
ожидании своей очереди сложенный
семисвечник (менора).
(Менора – семисвечник, который некогда стоял в Храме,
является одним из самых древних символов иудаизма)
Любимый
Как уже упоминалось в начале статьи, описанный чайничек
является художественной реконструкцией. Тем не менее, удивительно думать,
как многие еврейские семьи были вынуждены на протяжении многих лет
использовать воображение, изобретательность и бесконечные мужество
продолжать следовать традиции и обычаям, которые были важны для них. Это,
безусловно, является еще одним доказательством мужества, упорства и веры,
которые убедительно характеризуют еврейский народ на протяжении всей его
истории.