22.12.2024

Евреи Земля – потомкам


Библейское повествование обычно крайне лаконично: емкие фразы, четкие повеления, без лишних слов, с крайне небогатой детализацией. Особый стиль повествования, не исторический труд, а закон, учение. Отсюда, кстати, и родился жанр – комментарии мудрецов, без которых библейского текста не понять.

Вместе с тем, есть в Торе эпизоды, рассказанные с невероятной детализацией, и мысли, которые повторяются по многу раз. Один из таких эпизодов – покупка Авраамом Хеврона, а одна из идей – что Святая Земля навечно отдана его потомкам.
Авраам получил от Творца два обещания, каждое из которых было повторено пять раз! Первое обещание касалось Святой Земли, которая навечно отдана ему и его потомкам. Всевышний сказал об этом Аврааму при заключении союза с ним, повторил во время раздела земли с Лотом, потом снова при рождении Ицхака и его несостоявшемся жертвоприношении и в последний раз Творец пообещал Аврааму отдать его потомкам эту землю накануне его смерти.
Второе обещание касалось непосредственно самого потомства, Всевышний также повторил пять раз: «Я сделаю тебя великим народом», «Я сделаю тебя отцом множества народов», «Я благословлю тебя и сделаю твое потомство многочисленным, словно пыль земная», «И как звезды небесные», «И как песок на берегу морском».
Обещания совершенно выдающиеся. Но что происходит с Авраамом в реальности? Очень хорошо это можно понять из истории смерти и, особенно, похорон Сары, о которых рассказывается в Торе с удивительной и не присущей тексту детализацией. Авраам остается почти один – да, у него два сына, но один из них – Ишмаэль, сын египтянки Агарь, не хочет следовать Завету с Б-гом. И у Авраама нет земли даже для того, чтобы похоронить жену Сару.
Авраам вынужден долго торговаться с хеттами о покупке поля с пещерой, где он похоронит Сару. Это был долгий, напряженный и даже унизительный спор. Хетты, как это и принято на Ближнем Востоке, говорили об одном, имея в виду совершенно иное. Их лидеры сказали Аврааму: «Выслушай нас, господин наш! Ты среди нас – предводитель Б-жий. Похорони свою умершую в лучшей из наших гробниц!» Но как становится ясно в дальнейшем, за этой ложной щедростью скрываются довольно сложные переговоры о торговле.
Ведь сам факт, что Авраам вынужден идти и просить о покупке земли, подчеркивает, что он «пришелец и поселенец среди хеттов». А значит, у него, как у «не гражданина», ограничены права на владение землей. Ответ же хеттов, скрытый за показной приветливостью, означает: «Ты – уважаемый человек, выбирай одну из наших гробниц в пользование, но купить ее мы тебе не позволим! Ты пока тут пришелец».
Каково было Аврааму, притом что он знал, что вся эта земля обещана и завещана его потомкам. Он продолжает настаивать именно на покупке, показывает, что готов повышать цену. Но хетт Эфрон, чье поле с пещерой выбрал Авраам, говорит: «Господин мой! Выслушай меня: я отдаю тебе поле и пещеру, что на нем. На глазах сынов моего народа я отдаю ее тебе: хорони свою умершую». В конце, поняв, что Авраам не сдастся, Эфрон выкатывает непомерно высокую для тех времен цену – 400 шекелей серебром. У Авраама тяжелая альтернатива: платить или взять бесплатно то, что обещано Б-гом, да и хетты готовы предоставить.
Авраам, конечно, платит: он хочет еще при жизни получить никем не оспариваемые права собственности хоть на часть обещанной ему земли, особенно, в которой похоронена Сара. Участок был небольшим: поле и пещера – место захоронения. Именно тут возник древний еврейский город Хеврон. И хотя в Библии – самой популярной и издаваемой книге в мире – черным по белому сказано, что Авраам еще 4 тысячи лет назад купил эти земли, палестинские арабы при поддержке мировой общественности, казалось бы, читавшей эту книгу и сделавшей ее эталоном моральных ценностей, продолжают оспаривать еврейские права на Хеврон.
Фактически же Хеврон – единственное место, в котором еще при жизни Авраама было выполнено обещание Творца даровать эту землю ему и его потомкам. Да и то Аврааму пришлось за это заплатить. Как и за всё в этой жизни.
***
А как дела у Авраама в то время с потомством? Ицхаку на момент смерти матери было, по меньшей мере, 37 лет, но он все еще не был женат, не было и детей, а возраст уже солидный. Получается, что у Авраама нет потомства. Кому же обещана тогда земля? И на первый план выходит вопрос женитьбы Ицхака. Но и это оказалось непростым делом, и снова потребовалось заплатить высокую цену. Элиэзер, которому было поручено найти и привести невесту для Ицхака, одарил родителей, братьев и сестер Ривки изысканными подарками, золотом и серебром, украшениями и одеждой, устроил для них пир, а они всё торговались, повышая цену: ну пусть она побудет с нами еще год, пусть еще хотя бы десять месяцев. В итоге Ривка уходит из дома отца своего и матери своей, присоединяется к дому Авраама и выходит замуж за Ицхака, от которого уже произойдет Яков, а от него – двенадцать колен Израилевых. Значит, есть кому продолжить завет.
Эти эпизоды объединяет следующая идея – да, у Авраама будет своя земля и бесчисленное потомство, но это произойдет нескоро, и не случайно, и тем более не просто. Евреи тоже должны будут потрудиться для осуществления этих обещаний. В каком-то смысле они исполнятся только в том случае, если евреи сосредоточат все свои силы для их достижения. Реализовать Б-жественное обещание предстоит людям, а не Б-гу – как это казалось изначально. Б-жественное обещание становится планом человека к действию.
Аврааму и его семье, его потомкам потребуется твердая решимость на пути к цели, и на нем будут возникать препятствия, кажущиеся непреодолимыми. Потрясающий факт – и сегодня, спустя четыре тысячи лет, ничего не изменилось! Мысли евреев всего мира продолжают занимать два самых важных вопроса – земли и потомства. Вопрос безопасности Израиля как дома для всех евреев и вопрос будущего еврейского народа: а будут ли наши внуки евреями?

Джонатан Сакс

Материал подготовила Шейндл Кроль

Автор: Джонатан Сакс источник


69 элементов 1,143 сек.