Видео, где маленькая арабская девочка рассказывает папе, как именно она бы убила еврея, сотни постов с призывами «резать евреев», целые группы в соцсетях, посвященные тонкостям антисемитского террора. Facebook и Google, владеющий YouTube, отказываются признавать это экстремизмом и блокировать пользователей, и Израилю нужно искать выход самому. Хочется думать, что страна, которая уже лидирует в области кибербезопасности, справится и с волной интернет-террора.
Устав безосновательно предрекать новую интифаду, некоторые израильские СМИ решили объявить начало «инстафады». Таким, хоть и провокационным, но достаточно метким словом они окрестили волну антисемитской пропаганды со стороны арабских пользователей интернета: картинки вInstagram, тексты в Facebook и видеоинструкции в YouTube, подталкивающие к насилию и террору против жителей еврейского государства.
Отреагировали на это уже и власти страны. Так, премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху в очередной раз обвинил ХАМАС, палестинское руководство и Исламское движение в интернет-подстрекательстве против Израиля и евреев. «То, что мы видим здесь, является сочетанием террориста Усамы бен Ладена и основателя Facebook Марка Цукерберга, – сказал он. – Подстрекательство в социальных сетях является движущей силой убийств, мы ясно это видим. Мы также видим, что это не единичные случаи. Поэтому в ближайшее время мы объявим о ряде мер, которые будут предприниматься против этого».
Меры действительно нужно предпринимать самим. Ни Facebook, ни Google, владеющий YouTube, не реагируют на десятки тысяч жалоб израильтян, которые просят удалить «экстремистские» материалы и предотвратить их появление на страницах тех же пользователей в будущем. Ответы от этих корпораций на подобные жалобы приходят туманные. Например, представители израильской организации «Шурат ха-Дин», занимающиеся юридическим преследованием террористических организаций, рассказывают, что Facebook утверждает, что «содержание таких постов контролируется в соответствии с некоторыми «стандартами сообщества» и что, «так как эти призывы не приводят ни к какому результату, они не будут удалены». В ответ на всё это руководители «Шурат ха-Дина» собрали подписи 20 тысяч израильтян и подали коллективный иск в суд Нью-Йорка против корпорации Facebook.
На днях кампанию протеста против Facebook провел и израильтянин Ротем Газа. Он разрисовал представительство социальной сети в Тель-Авиве красным граффити с отпечатками ладоней и надписью «Кровь на ваших руках». По словам Газа, если Facebook отказывается удалить страницы экстремистского содержания, кровь израильских жертв будет на руках руководителей социальной сети.
На самом деле, в Израиле уже, конечно, давно ведется борьба с интернет-экстремистами. ШАБАК (израильская служба безопасности) собирает данные об экстремистах либо на основе открытых источников (OSINT), либо создавая виртуальные образы в социальных сетях и выясняя лично основных действующих лиц, их соратников и планы (HUMINT, разведка с помощью межличностных контактов). Выследив интернет-экстремистов, представители ШАБАК порой просто звонят родителям буйных пользователей и предупреждают их о последствиях. Иногда же это заканчивается поимкой серьезных террористов.
Тем не менее отследить абсолютно все материалы экстремистского содержания, а главное – постараться предупредить появление таких материалов в будущем в условиях свободного и открытого интернета достаточно сложно. Особенно без поддержки интернет-площадок, на которых такие материалы появляются. Однако Израилю уже не привыкать быть первопроходцем в решении нетривиальных задач по обеспечению полной безопасности в интернете. В свое время, столкнувшись еще в 90-е годы с угрозой первых кибератак, когда нападению подвергалась стратегически важная информация на тысячах компьютеров предприятий гражданской и военной сфер, Израиль сделал всё, чтобы стать лидером в области кибербезопасности. И у него это получилось.
Готовность к кибервойне
Осознание растущих кибернетических угроз как в военной, так и в гражданской области привело к тому, что еще в 90-е годы при Общей службе безопасности (ШАБАК) был создан отдел по информационной безопасности, контролирующий критические национальные инфраструктуры, в том числе производство электроэнергии, водоснабжение и так далее. Чуть позже в армии также был организован специальный Отдел телекоммуникаций. Тогда же появились и наиболее известные частные израильские компании в сфере кибербезопасности: Check Point, CyberArk и Imperva.
Именно Check Point, основанная еще в 1993 году, создала, вероятно, самый первый в мире межсетевой экран FireWall-1, предохраняющий отдельные компьютеры или целые сети от несанкционированного доступа. Ей же принадлежит и продукт под названием VPN-1, одним из первых позволивший успешно создавать защищенные виртуальные частные сети. Основанная шесть лет спустя CyberArk прославилась, в первую очередь, благодаря разработке сетевого хранилища – технологии, обеспечивающей создание электронной библиотеки для хранения или обмена данными, укрытой восемью уровнями защиты. Возникшая в 2002 году Imperva сфокусировала свои усилия на создании систем защиты данных в так называемых облачных хранилищах, где информация содержится на многочисленных распределенных в сети серверах, предоставляемых в пользование клиентам третьей стороной.
В 2011 году в стране было создано Национальное бюро израильской кибербезопасности, которое поставило своей целью разработку и постоянное совершенствование различных кибертехнологий. К тому моменту об успехе Израиля в этой области уже ходили легенды. Так, в сентябре 2010 года мир узнал, что иранской ядерной программе нанесен серьезный ущерб, вполне сравнимый с бомбовым ударом, но осуществленный с помощью компьютерного вируса Stuxnet, подсаженного в операционную систему. Stuxnet поразил почти треть из 5000 центрифуг на заводе по обогащению урана в Натанзе и сорвал сроки запуска ядерной АЭС в Бушере.Практически все были уверены, что это дело рук евреев, однако Израиль, конечно, свою причастность к атаке никогда не признавал. Зато с удовольствием публично демонстрировал растущие темпы экономического роста сектора кибертехнологий. На сегодня они таковы: 10% от объема всех мировых технологий в этой области приходится на компании, созданные в Израиле, и в год они продают свое программное обеспечение на сумму более 60 миллиардов долларов.
Все – в Израиль
Сегодня инфраструктура сферы кибербезопасности в Израиле включает примерно полторы сотни компаний. Кроме того, на днях стало известно о решении международной корпорации Microsoft сосредоточить в своих центрах в Хайфе и Герцлии всю деятельность компании в сфере кибербезопасности. В рамках этой политики Microsoft за последний год приобрела в Израиле три стартапа, занимающихся вопросами кибербезопасности. Первой была компания Aorato, купленная за 200 миллионов долларов в ноябре прошлого года. Затем, чуть больше месяца назад, за сумму около 300 миллионов долларов была приобретена компания Adallom. И наконец, на днях за 150 миллионов долларов Microsoft стала владельцем Secure Islands.
Все три компании предлагают технологии, обеспечивающие безопасную работу, в том числе пересылку документов, а также отслеживание попыток их несанкционированной отправки или доступа к ним, даже если это происходит «внутри системы». Предотвращение подобных проблем получило особую актуальность после похищения секретных материалов бежавшим в Россию бывшим сотрудником ЦРУ и АНБ Эдвардом Сноуденом, использовавшим для получения данных коды доступа своих коллег.
Корпорация Microsoft отнюдь не единственная компания, переносящая центр своих исследований в области кибербезопасности в Израиль. В конце лета британский разработчик микрочипов Arm Holdings после приобретения компании Sansa Security, обеспечивающей защиту однокристальных систем (SoC), также сообщил о решении создать свой новый центр в Израиле. А недавно стало известно, что израильское правительство ввело новую категорию рабочих виз, предназначенную для иностранных специалистов, нанятых израильскими фирмами в сфере высоких технологий. То есть теперь Израиль будет не только использовать собственные ресурсы, но и привлекать в свои компании профессионалов хай-тека со всего мира.
Так что те из арабов, кто засыпали Instagram экстремистскими картинками и решили, что они победили, сильно ошибаются. Победа не у тех, кто собрал больше «лайков», а у тех, кто развивает технологии и зарабатывает на этом миллиарды.
Александр Непомнящий, Илья Бец