Сегодня празднует день рождения самый известный и узнаваемый бренд еврейского государства – легендарный пистолет-пулемет «Узи». Ровно 66 лет назад, 20 октября 1949 года, боец еврейских отрядов сопротивления, офицер и конструктор Узиэль Галь предложил концепцию нового автомата. Сегодня более двух миллионов стволов «Узи» состоит на вооружении армий и спецслужб 95 стран. Объем его продаж за это время превысил 3 миллиарда долларов.
История пистолета-пулемета «Узи» неразрывно связана с жизнью его создателя, израильского оружейника-самоучки подполковника Узиэля Галя, или, как его еще звали близкие, – Узи. В его честь и было названо изобретенное им новое оружие. Биография гениального оружейника не менее сложна и запутанна, чем история его детища, и неразрывно связана с историей государства Израиль.
Будущий конструктор автомата Узиэль родился в 1923 году в еврейской семье в городе Веймар в Тюрингии. Там же он и провел детство, правда, звали его тогда Готтард Гласс. В 1936-м, спасаясь от нацистских преследований, семья переехала в подмандатную Палестину. С четырнадцати лет Готтард начал работать в слесарной мастерской: ремонтировал сельхозоборудование, трактора и, втайне от англичан, изготовлял оружие для отрядов еврейской самообороны. Тогда же он, как это было модно в ту пору, и сменил имя, назвался на новый израильский манер – Узиэлем Галем. В то же время он впервые задумался над конструкцией пистолета-пулемета нового образца.
Летом 1949 года, спустя год с небольшим после основания государства Израиль, лейтенант Узи Галь проходил обучение в офицерской пехотной школе. Утром 20 октября он направил начальнику школы подполковнику Меиру Зору письмо с детальным описанием своего пистолета-пулемета. А также выразил готовность продемонстрировать первую работающую модель. Подполковник Зор сразу же оценил новое оружие и понял, какую пользу оно может принести воюющей армии молодого еврейского государства, если получит распространение в войсках. Зор обратился к начальнику учебного отдела ЦАХАЛа полковнику Хаиму Ласкову с рекомендательным письмом. И уже 31 октября 1949 года, спустя всего 10 дней, начальник Генштаба Израиля генерал Яаков Дори отдал приказ о создании комиссии по изучению вопроса производства нового пистолета-пулемета.
После первых же испытаний и пристрелки оказалось, что новый автомат оказался идеальным оружием для израильской армии. У него были небольшие габариты, не боялся ни воды, ни песка, ни грязи, при этом обладал внушительной огневой мощью.
Узи Галь получил в свое распоряжение двух рабочих и мастерскую, где наконец полностью отдался работе над делом своей жизни. Уже через год был готов первый опытный образец пистолета-пулемета. Производитель, компания «Ха-таасия ха-цваит», дала новому автомату имя его конструктора, подчеркнув, что на иврите «Узи» – это еще и аббревиатура слов «Моя сила в Б-ге».
Опытное производство «Узи» началось в 1951 году, а в 1955-м они были окончательно приняты на вооружение в ЦАХАЛ. Первая серийная партия в 700 штук была передана в штурмовые батальоны воздушно-десантных войск. Боевое крещение новое оружие получило в ходе Суэцкого кризиса 1956 года, годовщина которого также приходится на середину октября. А вскоре началось триумфальное шествие «Узи» по всему миру.
В течение короткого времени «Узи» стал не только основным оружием ЦАХАЛа, но и одной из важнейших статей израильского экспорта. Десятки государств закупали его для своих армий, отрядов полиции и спецподразделений. Первым крупным заказчиком «Узи» стала армия Нидерландов. Любопытно, что сделка эта была до такой степени засекречена, что тогдашний премьер-министр Давид Бен-Гурион даже не известил о ней комиссию Кнессета по иностранным делам и обороне. Вслед за голландской армией значительные партии автомата приобрел и Бундесвер.
Сегодня более двух миллионов стволов «Узи» состоит на вооружении армий и спецслужб 95 стран. Объем продаж автомата «Узи» за полвека превысил 3 миллиарда долларов. Наряду с базовой выпускались также специализированные версии «Узи», например, гладкоствольная для подводных пловцов или автоматическая версия, действующая без человека и известная под именем пулемет «Шмемит». Он представлял собой спарку из двух стандартных «Узи» и фотоэлемента с нажимающим механизмом. Напротив, на расстоянии до 150 м, должен был находиться ИК-излучатель. При пересечении луча фотоэлемент давал команду механизму, который нажимал на спусковые крючки, и система начинала стрелять.
В 1981 году Галь предложил еще одну новинку – «мини-Узи», представлявший собой уменьшенную на 27% обычную модель. Этот автомат любой телохранитель легко мог спрятать под пиджаком. Именно «мини-Узи» использовали телохранители президента США Рональда Рейгана в тот момент, когда на него было совершено покушение.
***
Общаться с журналистами конструктор Узи Галь, как правило, отказывается. Лишь однажды, в 1993 году, он дал интервью газете «Гаарец». На вопрос, что главное в его работе, ответил: «Конструирование оружия – это капелька таланта в море пота. Это, главным образом, рутинная работа. Ты постоянно оказываешься в тупике, из которого нужно искать выход. У конструктора нет фиксированного рабочего дня. Практически круглые сутки он думает об оружии».
В 1976 году подполковник Узи Галь вышел в отставку. Для его тяжелобольной дочери Ирит требовалась медицинская помощь в США, куда и переехала семья. В Штатах Галь продолжил конструирование стрелкового оружия. Он скончался 9 сентября 2002 года на 79-м году жизни. И был похоронен в Святой Земле со всеми причитающимися ему воинскими почестями рядом со своей женой и дочерью на кладбище киббуца Ягур.
Однако история «Узи» на этом не закончилась. В 2010 году была представлена усовершенствованная версия «мини-Узи», которую назвали «Узи-про» – идеальное оружие для телохранителей, охранников и всё тех же гангстеров. Судя по всему, «Узи» еще послужит как хорошим, так и плохим парням в самых разных точках планеты. Различные модификации «Узи» по-прежнему выпускаются израильским концерном «Ха-таасия ха-цваит» и пользуются широкой популярностью у агентов спецслужб, голливудских звезд, а также (чего греха таить) у представителей организованной преступности. Но сам автомат уже более десяти лет назад был признан в Израиле устаревшим и сегодня в основном состоит на вооружении тыловых и вспомогательных частей. Но навсегда остался одним из главных брендов еврейского государства.
Роберт Берг