03.11.2024

Очерки. Борис Гулько: От Бени Крика до Кобзона

+ +


Волнующий вопрос: какая черта характера и менталитета делает евреев евреями, людьми, отличными от прочих наций? Я голосую … за авантюризм.

Такими нас создавали. Мне рассказывал о своих впечатлениях пассажир самолёта, улетавшего из Египта: зелень вдоль берегов Нила, а за ней — пустыня. И вот люди, решившиеся уйти из оазиса в пустыню, стали евреями. 80% потомков Яакова, сообщает мидраш, на исход не решились и погибли в Египте. В евреи набирали только авантюристов.

Можно попробовать объяснить: ушли потому, что Всевышний повелел. Но Тора повествует: лишь после рассечения Красного моря и гибели в нём египтян евреи «уверовали в Бога и в Моше, служителя его» (Исход 14:31). Так что и про ман, который будет кормить нас в пустыне, и про воду из скалы, которая будет поить, никто до ухода не знал.

Выходит, очевидные наши качества — открытость приключениям и пренебрежение опасностью. Тогда понятно, почему Бабель, перечисляя в рассказах отчаянных звёзд преступного мира Одессы, самого еврейского города начала ХХ века, называет евреев Фроима Грача, Хаима Дронга, Любку Казак, «бешеного» Кольку Паковского, наконец «Короля» — Беню Крика.

Русская революция также стала магнитом для евреев-авантюристов. Помянутый выше «Король» (в жизни он носил кличку «Мишка Япончик») организовал из одесских налётчиков полк, и в составе армии Ионы Якира воевал с петлюровцами — до тех пор, пока его не расстреляли красные.

Крупнейшим авантюристом ХХ века стал другой еврей — Лейб Троцкий. Этот устроил революцию, сумел организовать Красную армию и победить всех других участников Гражданской войны 1918-20 годов. Учитывая, что начинал он с нуля, да и специальной подготовки не имел, военные достижения Троцкого представляются уникальными в военной истории.

В тему: Лев Троцкий и Украина: сквозь призму времени

Особенно привлекала евреев служба в специальных органах — самая опасная. Знаменитые разведчики Лев Маневич, участники «Красной капеллы» Леопольда Треппера — шпионили против Третьего рейха. Меньше славы досталось евреям, шпионившим против США, но и их достижения велики. В первую очередь, это выкраденный для СССР секрет атомной бомбы. Так, имя казнённого за это Юлиуса Розенберга в России не воспето.

Еврейских авантюристов, естественно, тянуло к людям искусства. Мишка Япончик дружил с молодым Леонидом Утёсовым. Зловещий руководитель НКВД по оперативной работе Яков Агранов стал родственником Маяковского (через Лилю Брик). Ярчайший авантюрист века Яков Блюмкин, убивший германского посла фон Мирбаха, стал начальником охраны, позже адьютантом наркомвоенмора Троцкого, организатором персидской компартии и Персидской ССР (была такая), создателем шпионской сети в Палестине, участником центрально-азиатской экспедиции Н.Рериха, и многого другого. Блюмкин был завсегдатаем литературных клубов, дружил с Есениным. А Н.Гумилёв гордо писал о нем:

Человек, среди толпы народа

Застреливший императорского посла,

Подошёл пожать мне руку,

Поблагодарить за мои стихи.

В тему: Советская Украина до Холокоста: от фашистов евреи «спасались» в сталинских лагерях

Отчаянно смелых евреев — цеховиков и валютчиков, восставших против нищеты советской жизни, расстреливал Хрущёв. Самый заметный из евреев-авантюристов современной России —Иосиф Кобзон. 20 лет назад, приехав из Америки в Москву на шахматную олимпиаду, я видел по ТВ интервью певца. «У Вас такой замечательный голос, Вы столь популярны. Почему же Ваша компания — какие-то Япончики, Тайваньчики?» — допытывался интервьюер с фонвизинской фамилией Караулов, называя имена знаменитых «воров в законе». Кобзон молчал.

Сейчас подполковник КГБ В. Попов, описавший в своей части книги «КГБ играет в шахматы», как его организация работала с шахматистами, в частности — с моей семьёй, «разоблачил» Кобзона в журнале «Эхо России» как агента КГБ. Как и в работе над книгой, изложить свои знания Попову помог историк Ю.Фельштинский.

Занятно наблюдать, как после краха СССР и приватизации всего, гебешники стали продавать то, что имели — информацию. Тогда были «разоблачены» ценнейшие Эймс и Хансен, шпионившие в Америке. Следователи в своих публикациях критиковали поведение диссидентов на допросах, по их мнению — недостаточно мужественное. Сообщение гэбешника о вербовке Кобзона мало что меняет в облике певца.

Любопытнее в публикации Попова история о том, как Кобзон сумел вызволить из израильской тюрьмы авантюриста ещё большего масштаба — своего друга, советского шпиона Шабтая Калмановича. Шпионаж, я уже помянул, принадлежит к излюбленным занятиям авантюристов.

Евреи в преступном мире Америки начала ХХ века, открытой авантюристом из авантюристов евреем Колумбом, оказались не бледнее одесских. Суперзвездами здесь стали Багси Сигель и «крёстный отец крёстных отцов» Меер Лански, у которого Аль-Капоне был на побегушках. Разбогатели эти ребята в период «сухого закона» на бутлегерстве. В ту пору озеро Онтарио, через которое из Канады перевозили спиртное, приобрело второе название: «Еврейское». Багси и Мееру принадлежит честь создания североамериканской игорной империи и её жемчужины — Лас-Вегаса.

Разбогатевший Лански много делал для спасения европейских евреев во время Холокоста, для вооружения Израиля. Переселившись туда, он вёл дружбу с Голдой Меир.

И всё же не для бутлегерства и не для шпионажа Всевышний выводил из Египта и создавал народ, открытый всему новому. Мидраш повествует, что всем народам была предложена Тора, но только евреи согласились принять её. Для этого — важнейшего в истории человечества шага — из язычества в монотеизм — и требовался духовный динамизм евреев. А также наша «жестковыйность», поминаемая Торой — чтобы хранить доверенную нам истину.

В тему: Закарпатские евреи на фотографиях Романа Вишняка (США), 1935-38 гг.

Авантюризм евреев «пришелся ко двору» для драмы возвращения в Сион — заключительной части предсказанного в ТАНАХе. Турецкое, позже английское владычество Землёй Израиля, многочисленные и жестокие враги вокруг, казалось, не оставляли этому предприятию надежды.

Зеэв Жаботинский в эссе «Об авантюризме» прочёл еврейской молодёжи целую «проповедь в пользу авантюризма… у которого больше шансов на провал, чем на успех». «Где написано, что во имя избавления нельзя использовать авантюру как средство?» — риторически вопрошал Жаботинский. И привёл пример: «Еврей, который грозил донести на Моше из-за убийства надсмотрщика в Египте, тоже говорил ему: «Ты авантюрист».

Отчаянный авантюризм «самолётчиков» и других героев начала 70-х позволил советским евреям прорвать «железный занавес», начать эмиграцию, способствовал гибели «империи зла».

В тему: Как Буба Касторский «сделал ручкой» СССР

Понятно предостережение Жаботинского: «Иногда авантюризм — явление положительное, иногда — вредное». Но как их разделить? Лидеры народа, зная наш характер, дабы предохранить нас от «неправильного» авантюризма, разрабатывали подробные кодексы поведения и мысли, даже закрепили на столетия форму одежды еврея. Преуспели ли они?

Уже в пустыне, по выходе из Египта, евреи трижды восставали против воли Творца, сотворив Золотого тельца, последовав Кораху и разведчикам. Было немало восставших против учения иудаизма и позже: саддукеи, караимы, шаббатианцы, социалисты. Сейчас в нормальную синагогу не пустят членов «Нетурей карта», а недавно возникшая в Израиле секта «Лев тахор» мечется по свету, изгоняемая отовсюду.

С другой стороны, каббалисты Цфата и создатели хасидизма многим обогатили классический иудаизм. А изобретённое евреями христианство, хоть и не принесло нам счастья, освободило большую часть мира от язычества.

Успех прорыва политического сионизма, в соединении с динамизмом иудаизма, создали на базе учения рава Кука религиозный сионизм. Эта важнейшая для современного Израиля форма иудаизма по дизайну должна развиваться вместе со стремительно меняющимся миром, и поэтому соответствует как этому миру, так и мятежной еврейской душе.

Духовная подвижность евреев тревожит окружающие нас народы. Этим народам свойственно чувство: «Это моё мнение, поскольку так считали мои отцы и деды». И угроза такому мнению, как любому устоявшемуся, исходящая от евреев — одна из основных причин нелюбви к евреям, антисемитизма. В ироничной форме это хорошо выразил Кевин О’Нил в эссе «Почему я не могу простить этих евреев…» (перевод Е.Любченко):

«Я пишу из Англии, этого драгоценного каменного острова в серебряном море, где наши предки радовались благословенным свободам здорового язычества. Мы смаковали наши изобретательные суеверия и гордились необузданными страстями. Мы молились 14 богам, поклонялись бесам и всю свою жизнь были рабами неумолимого рока, зловеще известного как Вирд. Стандарты у нас были приятно низкими.

Конечно, мы были отчаянными головорезами, скованными лишь неизменными решениями богов. Но нам нравилась наша грубая жизнь, и мы сами нравились себе. Мы все были в одной лодке, каждый не лучше и не хуже, чем другие.

Однако, как далекие раскаты приближающегося ливня, в 1-м веке наших берегов достигло учение Еврейского Мессии. Его голос становился все громче. Еврейский Мессия и еврейская Библия станут нашей Немезидой и взломают наш маленький мир…

Это было грубым пробуждением. Наше каменное убежище было разрушено… Небеса принадлежат Богу. А Земля была бы наша, если бы не евреи. Непростительно…».

В тему: О евреях — либо хорошо, либо ничего

Не все результаты духовного динамизма евреев, очевидно, позитивны. Мне стыдно за секулярный либерализм, который ушедшие от иудаизма евреи несут в сегодняшний мир взамен морали ТАНАХа. Уже очевиден пагубный провал этой авантюры.

Однако из времён занятия наукой я вынес правило: негативный результат эксперимента — это тоже результат. Провал либерализма может открыть людям глаза на истину.

На фото вверху: Иосиф Кобзон (слева) и криминальный авторитет Алимжан Тохтахунов «Тайванчик». Фото из книги Алимжана Тохтахунова «Мой шелковый путь» 

Нью-Джерси, мемуары Бориса Гулько, опубликовано в издании Мы здесь


63 элементов 1,340 сек.