Для Северо-Западной Руси 13-е столетие было временем частых схваток с прибалтийскими соседями. Воевали за торговые пути на Балтику, в Скандинавию, к варягам с язычниками-балтами, эстами. А после конца 1222 года и с немецкими рыцарями, вздумавшими колонизировать те земли, которые купцы и промышленники вольного Новгорода считали исконно своими.
В ряду сражений с тевтонскими крестоносцами стоит и знаменитое “Ледовое побоище”, которое, если верить источникам, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
Впрочем история этой знаменитой битвы полна загадок. историки до сих пор толком не могут ответить точно на ряд вопросов. Противоречив ход событий, который отражен русскими и немецкими записями.
Версия Новгородской летописи.
Составители новгородского свода исторических записей дают такую картину. В 1242 году по весне князь Александр решил наказать чудь в их местах. Предстояло вторжение в немецкую землю. Новгородцы пошли в поход, но за Чудским озером авангард воеводы Домаша был разбит рыцарскими войском. Побитые воины прибежали к князю, который не решился следовать дальше, опасаясь засад. Александр отошел через озеро обратно, дожидаясь пока немцы не выйдут к нему, преследуя разбитый авангард.
Рифмованная хроника.
От изложения событий в летописи Новгорода немецкий источник отличается тем, что указывает — в войске русского князя были воины из Суздаля, лучники. Действия рыцарей были вызваны агрессией со стороны русских, которые жгли селения и уводили кнехтов в полон. Епископ послал рыцарей, чтобы положить конец набегу.
Затем оба источника описывают сечу. Звенели мечи — было слышно за несколько верст. Рыцари, как пишет хронист тевтонцев, дрались отважно, но их подавили численным перевесом. Подвела союзная чудь, которая в самый ответственный момент бросилась бежать.
О количестве участвовавших воинов сведения самые противоречивые. Русские военные историки (Разин, Строков) полагают, что сражалось всего от 18 до 30 тысяч с обеих сторон. Русские перебили несколько сот рыцарей, а 50 пленных крестоносцев увели в Новгород. Цифра может считаться фантастической. В немецких источниках моно прочитать всего о 26 рыцарях, из которых было убито до 20, а шестерых русские пленили.
Впрочем, некоторые историки уже в наше время сомневаются — а было ли вообще в 1242 году сражение на Чудском озере. Возможно, из политических соображений рядовая сшибка на пограничных рубежах между русичами и тевтонскими отрядами была выдана за эпохальную битву. Сделано это было уже тогда, когда имя Александра Невского стало использоваться в интересах владык Московского княжества, уверенно набиравшего силу с 14-го века. Войском новгородцев, вернувших Изборск и Псков, отбив эти крепости-города у тевтонцев, вместе с Александром руководил его брат Андрей. Позднее роль последнего была приглушена, вперед летописцы выдвинули фигуру героя Александра Невского.
Сомнения в реальности Чудской битвы 1242 года вызывает то, что экспедиция 1958 года, посланная Академией наук СССР, не нашла на дне озера в вероятном месте боя никаких материальных остатков битвы. Ни обломков оружия, ни костей павших.
Битва при Омовже в 1234 году
Но в истории северных крестовых походов Ледовое побоище 1242 года не единственное. Точно такое же наименование современниками дано и двум другим битвам. Ранее столкновения на Чудском озере произошел бой на реке Омовже. Это в окрестностях города Юрьева (Дерпт). Войско князя Ярослава (отца Александра Невского) дралось с рыцарями- меченосцами.
Князь Ярослав поддерживал бунт эстов против рыцарей. Обстановка была непростой. Мешала позиция псковских бояр, которые вели свою игру. В 1228 году псковичи вступили с рыцарями в союз, опасаясь покушения на свои вольности со стороны Ярослава. В 1232 году рыцари провели удачный набег на городок Тесов. Это и стало причиной ответного похода Ярослава, который к тому времени уже позабыл про прежний союз псковичей с немцами.
Через два года во владения Ордена направилось большое переяславское войско, которое разбило лагерь у города Юрьева (Дерпт). Рыцари попытались отбросить передовые заставы русских. Атака была двойной — часть немцев наступала из самог Юрьева, а часть из селения Медвежья Голова.
Немцев отбросили за валы юрьевской крепости, а часть врагов оказалась на льду реки Омовжи. Лед проломился, несколько знатных рыцарей потонуло.
После этой битвы кое-какие земли на востоке и на юге епископа Дерпта перешли к псковичам. Меченосцы переключились на борьбу с литовцами. Причем в поход пошли с немцами и псковичи. Но в 1236 году из покорения литовских племен ничего не вышло, а меченосцам, ослабленным войнами, пришлось быстро объединяться с Тевтонским орденом, что и было сделано в 1237 году.
Ледовое побоище 1270 года
Третье Ледовое побоище относят к 1270 году. Это уже сражение из истории борьбы литовцев и тевтонцев. Князь Трайдень (Тройден) храбро бросился в набег на остров Сааремаа по замерзшему Балтийскому морю.
Но пока литовцы грабили остров, немцы сумели собрать братьев-рыцарей и датчан из Ревеля. Орденские войска были хорошо подготовлены, экипированы. Они могли бы полностью уничтожить воев Трайденя у острова Муху, ударив на литовцев в плотном конном строю.
Против конницы рыцарей литовцы выставили импровизированное полевое заграждение — составили сани, связали их ремнями, а сами засели за повозками. Рыцарский клин увяз в санях. Литовцы дружно перешли в контратаку, порубили 52 рыцаря. Пал на поле боя и магистр Отто фон Люттенберг. Рыцари лишились и свыше шести сотен простых кнехтов.
Поражение было очень болезненно для Ордена, поскольку среди погибших оказались самые лучшие рыцари, надеявшиеся на легкую расправу с князем Трайденем.