«Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы её как уважаемую гостью в высшее музыкальное сообщество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил её очарования. Он – принц, который взял Золушку за руку и открыто провозгласил её принцессой, вызывая удивление мира и бешенство её завистливых сестер»
Уолтер Дамрош(американский дирижер)
26 сентября 1898 года родился Джордж Гершвин – классик музыки ХХ века и король бродвейских и голливудских мюзиклов…
Удачный эксперимент Гершвина
С 7 января по 4 февраля 1924 года квартира Гершвина на 110-й улице была словно в осаде. Настороженная тишина изредка прерывалась короткими репликами. Работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для сольных импровизаций пианиста. Как только очередная страница была закончена, ее брал Фред Гроф (аранжировщик оркестра Уайтмана) и оркестрировал музыку для джазового состава. Затем он репетировал их со своим оркестром. И, наконец, родилась «Рапсодия в блюзовых тонах» (рус. Рапсодия в стиле блюз, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах).
«Рапсодия в блюзовых тонах»
Никогда ранее на концерте не было столь разношерстной публики, как в тот день, 12 февраля 1924 года. На афишах было написано, что слушателям представят «эксперимент в современной музыке». Пол Уайтмен с удовольствием и волнением поглядывал из-за кулис на передние ряды, где сидели Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и другие достаточно известные в музыкальном мире персоны.
Дирижер дал знак, и Гершвин начал соло. Глиссандо на кларнете (прием не обычный для этого инструмента) сразу же наэлектризовало зал. От прежней скуки не осталось и следа. Изменились и музыканты, заиграв совсем по-другому. Уайтмен дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался: прогнозы Уайтмена об «успехе» рапсодии, которая «нокаутирует», полностью оправдались.
Рапсодия сочетает в себе легкость популярного джазового музицирования и серьезность более респектабельной классики.
Гершвиновская "Рапсодия" самым удивительным образом находится на пересечении легкой и серьезной музыки – она вполне уместна и в исполнении самых знаменитых оркестров пианистов и дирижеров, и любых джазовых, роковых и поп-интерпретациях.
Позволю поместить любимую мной интерпретацию "Рапсодии" в исполнении Тимофея Докшицера и оркестра БТ п\у А.Лазарева.
*****
Двусмысленная голубизна
Интересна часто возникающая двусмысленность при переводе названия "Rhapsody in Blue" на русский язык.
Английское слово blue имеет два значения. Помимо синего, голубого цвета, blue еще и "грустный, печальный". Именно отсюда и происходит музыкальный стиль блюз. Именно отсюда разногласия в переводе.
На самом деле идея написания "Рапсодии" появилась у Гершвина при посещении художественной выставки, картины на которой были выдержаны в основном в голубых, синих тонах.
Но, конечно же, один из пионеров джазового композиторства не мог не иметь в виду и блюз – это совершенно очевидно уже в первом, открывающем "Рапсодию" абсолютно блюзовом кларнетном соло.
В русской критической литературе можно встретить и "Голубую рапсодию", и "Рапсодию в голубых тонах", и "Рапсодию в блюзовых тонах", и "Рапсодию в стиле блюз". Очевидно, что единственно правильной версии перевода "Rhapsody in Blue" найти не удастся.