“Аль а-нисим вэ аль а-нифлаот” (“И за чудеса, и за знамения удивительные, и за спасение…”) – так начинается специальная вставка в молитвы, которые евреи читают в дни Хануки и Пурима. Не секрет, что в современном обществе не принято верить в чудо. Мы ищем и находим естественное объяснение тому, что вокруг нас происходит, а если такого объяснения нет, списываем все на случайное совпадение. Но вот приходит час испытаний, и даже скептики зачастую признают, что с рациональной точки зрения объяснить то, что происходило в Израиле в 1948-м, 1967-м, 1973-м, 1982-м, 1991-м и т.д., просто невозможно. Не случайно в беседе с президентом Ричардом Никсоном совершенно светская Голда Меир как-то заметила: “Мы в Израиле не просто надеемся на чудо. Мы знаем, что Бог нас не оставит, и принимаем чудеса в расчет. Вам этого не понять!”
Еврейские мудрецы всегда подчеркивали, что еврею запрещено уповать на чудо. Но вместе с тем многие видные раввины отметили, что во время операции “Несокрушимый утес” произошел целый ряд событий, которые иначе как чудом не назовешь. Разумеется, с этой точкой зрения можно поспорить. Но когда автор этих заметок решил собрать воедино рассказы об очевидных и невероятных событиях, которые происходили этим летом в Израиле, то оказалось, что почти в каждом городе страны нашлись люди, причем зачастую вполне светские, которые решили записывать подобные чудеса и вести им подсчет. Кроме того, многие солдаты, воевавшие в секторе Газы, рассказывают о произошедших с ними чудесах, и уже сейчас из этих рассказов можно, пожалуй, составить целую книгу. Вот только несколько примеров инцидентов, которые при желании вполне можно трактовать как чудо…
Этот волшебный “Железный купол”
Многие наверняка помнят, как в июле лауреат госпремии Израиля, выдающийся израильский конструктор Моти Шефер заявил, что система “Железный купол” – не более чем “блеф и профанация, на самом деле она не в состоянии сбить ни одну ракету”. Поскольку к тому времени “Железный купол” уже сбил сотни ракет ХАМАСа, ничего, кроме усмешки, эти слова у широкой публики не вызвали. Демарш Шефера объяснили тем, что в свое время он претендовал на разработку аналогичной системы ПРО, но его предложение не было принято.
Однако недавно один из создателей “Железного купола” полковник запаса Натан Барак (тоже, кстати, светский человек) признал, что Шефер отчасти прав. На лекции, посвященной “Железному куполу”, Барак рассказал, что поначалу никто не верил в возможность создания подобной системы ПРО. Американцы откровенно говорили израильской группе конструкторов, что выделили на нее деньги лишь из уважения к Израилю и считают их просто выброшенными на ветер.
Когда “Железный купол” уже был создан, российские эксперты предрекли, что в реальных боевых условиях эта система себя не оправдает, и ее эффективность не будет превышать 20%. Израильские конструкторы оценили эффективность “Железного купола” в 80%, больший показатель считается невозможным. Однако, как известно, во время “Несокрушимого утеса” КПД “Железного купола” превысило 90%. Более того, он сбивал иногда даже минометные снаряды, которые сбивать по определению не должен.
– И вот этому у нас нет объяснения. Работа “Железного купола” во многом остается загадкой. Во всяком случае, система сбивает гораздо больше ракет, чем мы можем ожидать.
– Что значит – нет объяснения?! – возмутился один из слушателей.
И тогда Натан Барак неожиданно произнес строчку из молитвы “Аллель”: “От Господа было это – удивительным оно было в глазах наших”.
Статистике вопреки
С точки зрения иудаизма, чудо – это не что иное как решение Всевышнего в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств нарушить Им же установленные законы нашего мира. К примеру, математическую теорию вероятности, верность которой не подлежит сомнению. Эта теория позволяет военным специалистам в пределах так называемой допустимой ошибки рассчитать потери в живой силе и технике в зависимости от степени интенсивности нанесенного ракетного, минометного или артиллерийского удара.
Обратим внимание: на протяжении всего времени операции “Несокрушимый утес” ЦАХАЛ предупреждал население сектора Газы о готовящихся ударах и делал все, чтобы избежать жертв среди мирных жителей. Но жертвы все равно были, и, увы, в силу той же теории вероятности такие жертвы неизбежны, это не оспаривают даже яростные критики Израиля. Они лишь утверждают, что количество жертв среди жителей Газы было значительно выше ожидаемого.
Вместе с тем, ХАМАС изначально ставил своей целью удары по мирному населению Израиля, стремясь достичь максимального количества убитых и раненых. Но странное дело: даже те ракеты, которые не удавалось сбить “Железному куполу”, падали на пустырях или на незастроенной местности, хотя плотность населения в Израиле одна из самых высоких в мире, а это значит, что вероятность попадания пущенной из Газы ракеты в жилой дом в Израиле необычайно высока. То, что мы наблюдали, – явное нарушение естественного хода событий.
Может, все дело в том, что, как утверждают арабские депутаты кнессета, эти ракеты совершенно безобидны? Нет! Мы хорошо помним, как ХАМАС по ошибке запустил одну ракету в сторону Египта, и в результате ее разрыва погибли 7 человек и 22 получили ранения. А ведь плотность населения Синайского полуострова в десятки раз меньше того же показателя для Израиля.
Так можно считать это чудом или нет? Можно ли считать чудом, когда ХАМАС одновременно выпускает 60 ракет в сторону небольших южных городов Израиля и 20 – в сторону Беэр-Шевы, и все 80 ракет падают на пустынной местности?
Каждый, разумеется, вправе выбрать тот ответ на этот вопрос, который ему больше подходит.
На войне как на войне…
Один из участников наземной операции в секторе Газы вспоминает, как ему вручили посылку с продуктами – из тех десятков тысяч посылок, которые израильтяне собрали в те дни для солдат. Он уже собирался перекусить, когда заметил в посылке записку, вложенную, видимо, отправителем. “У меня к тебе небольшая просьба, – говорилось в записке. – Прежде чем ты начнешь есть, благослови эту пищу, как того требует наша традиция”.
Солдат вырос в светской семье, и как надо благословлять пищу, не знал. В то же время ему хотелось уважить тех, кто отправил посылку, и он направился в блиндаж, чтобы спросить у религиозных сослуживцев, что именно следует сказать. В тот самый момент, когда он входил в укрепленное здание, раздался оглушительный свист, и на месте, где он только что сидел, разорвался минометный снаряд. Задержись он там еще на 10-15 секунд, и уже некому было бы рассказать эту историю…
Другой военнослужащий вспоминает, как на подходе к одному из домов увидел вышедшую из него арабку, которая направилась навстречу. Бросив на женщину беглый взгляд, он заметил на ней пояс террористки-смертницы и понял, что жить ему и его товарищам остается всего несколько секунд. И тогда парень сделал то, что, согласно нашей традиции, должен успеть сделать еврей перед смертью, и громко произнес “Шма, Исраэль! Адонай Элокейну, Адонай эхад!”.
Услышав эти слова, арабка повалилась на землю, и солдатам удалось нейтрализовать смертельный груз. На допросе она рассказала, что на самом деле является еврейкой, много лет назад вышедшей замуж за араба и живущей в Газе. Жизнь в секторе страшно тяжелая, да еще муж постоянно издевается, вот она и решила принять “героическую” смерть, чтобы затем ХАМАС выплатил ее детям достойную компенсацию и позаботился о них. Однако слова еврейской молитвы, слышанные ею когда-то в детстве и юности и внезапно прозвучавшие здесь, в Газе, повергли ее (видимо, и без того находящуюся на грани нервного срыва) в ступор, и она потеряла сознание. Подлинность этой истории подтверждают сотрудники организации “Яд ле-ахим”, вывезшие женщину и ее детей в Израиль и сейчас помогающие им обустроиться на новом месте.
А вот еще одна, вроде бы не такая уж значительная история… Подразделение ЦАХАЛа получило задание осмотреть один из домов в секторе.
Оглядевшись по сторонам, бойцы двинулись к дому и тут увидели, как рядом с ним в воздухе сидит голубь. Сообразив, что на самом деле голубь сидит совсем не в воздухе, а на подведенной к дому невидимой на солнце проволоке, ведущей к мине, солдаты открыли огонь, и тут грянул мощный взрыв. А ведь если бы не голубь, севший на провод и таким образом указавший на него нашим ребятам, они оказались бы в смертельной ловушке.
Кстати, голубь считается одним из символов нашего народа, а согласно еврейской мистике, Шехина – Божественное присутствие – иногда принимает именно облик голубя.
Повторю: верить или не верить во все это – личное дело читателя.
Хорошо лежим!
Еще одна удивительная история, рассказанная жителем юга страны…
Очередной сигнал воздушной тревоги застал его посреди дороги, и, выскочив из машины, он повалился на землю. Рядом с ним плюхнулось на землю чье-то тяжелое тело, и, оглянувшись, он с удивлением обнаружил лежащего рядом с ним араба в куфие. Когда сигнал отзвучал, он поинтересовался у араба, почему тот укрылся именно рядом с ним, ведь места вокруг вроде было вполне достаточно.
– Ну как же, – ответил араб, – у нас все знают, что в вас эти ракеты не попадают!
Кстати, во время интервью, которое дал компании CNN один из лидеров ХАМАСа, его спросили, как он объясняет тот факт, что его организации не удается причинить сколько-нибудь существенный ущерб Израилю. “Как видно, на этот раз Аллах на их стороне и изменяет направление полета наших ракет так, чтобы они падали на пустыри”, – ответил он.
А было так…
Вот еще несколько примеров не поддающихся рациональному объяснению событий, имевших место в дни ракетных обстрелов Израиля. Ашдод: ракета упала на одну из АЗС города, в хранилище которой находилось 100 тысяч литров бензина. Возгорание и взрыв такого количества бензина были бы равносильны взрыву мощной бомбы.
Однако в результате взрыва никто из работников АЗС не пострадал, лишь автозаправке был причинен материальный ущерб.
Беэр-Шева: ракета упала на футбольное поле через несколько секунд после того как тренер досрочно прервал тренировку детской команды.
Ришон ле-Цион: ракета упала в 30 см. от установленных под домом газовых баллонов и не разорвалась.
Региональный совет Эшколь: ракета попала в кухню жилого дома через секунду после того как хозяин покинул это помещение.
Региональный совет Шаар-а-Негев: ракета попала в жилой дом вскоре после того как хозяева вышли из него.
Холон: ракета взорвалась на месте, где за минуту до того играл ребенок, – мать позвала его обедать.
Нес-Циона: ракета упала на дорогу, по которой ехали несколько машин. Ни один человек не пострадал.
Тель-Авив: ракета упала на АЗС, взрыв разворотил асфальт в нескольких сантиметрах от люка бензохранилища. В результате взрыва никто не пострадал.
Ашкелон: несколько прямых попаданий ракет в промышленные и жилые здания – ни одного пострадавшего.
Этот список можно продолжать долго, но вот вам напоследок еще одна история про чудеса, вроде бы никак не связанная с “Несокрушимым утесом”, но заслуживающая того, чтобы мы рассказали ее здесь…
“Я не учу чудесам!”
Эту историю любит рассказывать на своих лекциях известный раввин Замир Коэн. А услышал он ее от одного нью-йоркского раввина, кстати, не еврея по рождению, но считающегося “праведным гером” и одним из крупнейших в США знатоков Торы.
Среди прихожан синагоги этого раввина была супружеская пара, которая посещала ее только в Судный день. Раввин давно обратил внимание на сына этих супругов. Его поразил интеллект юноши, он считал, что с таким выдающимся умом еврей должен посвятить себя Торе. Однако все его попытки приблизить молодого человека к иудаизму остались безрезультатными, а потом родители с гордостью сообщили раввину, что их мальчик поступил в Вест-Пойнт – высшую военную академию США, и что он единственный еврей на своем курсе.
Известие об этом опечалило раввина, так как он понял, что юноша теперь навсегда потерян для Торы, а возможно, и для еврейского народа. Каково же было его удивление, когда спустя несколько лет он, читая лекцию в одной из иешив, заметил среди ее учеников того парня. Сначала рав подумал, что обознался, но нет, это был именно он.
– Ты вернулся к ответу? – спросил раввин. – Кто на тебя так сумел повлиять?
– Наш профессор военной истории, – ответил молодой человек.
– Еврей?
– Нет. Это был замечательный преподаватель, анализировавший битвы мировой истории так, что сразу становились ясны ошибки побежденных и механизм победы победителей. В то же время было нечто, что меня в нем раздражало. Однажды перед окончанием курса я напрямую спросил его при всей группе: “Скажите, профессор, вы что, антисемит?”. “С чего вы взяли?!” – ответил он. “Ну как же, вы блестяще анализируете войны, происходившие в разных точках земного шара, но ни разу не коснулись войн, которые вел Израиль с 1948 года по настоящее время. А ведь там есть чему поучиться!” – “Я не антисемит, и вы меня сейчас оскорбили, – ответил профессор. – Тем не менее, зайдите ко мне в кабинет после лекции, и я отвечу на ваш вопрос”.
В кабинете с глазу на глаз он сказал следующее: “Я вижу свою задачу в том, чтобы научить вас логике войны, привить вам умение думать и анализировать свои преимущества и преимущества противника. Вы правы, говоря, что Израиль провел и выиграл множество войн. Но ход этих войн был иррациональным, и победа Израиля всегда была просто чудом, не имевшим логического объяснения. А как делать чудеса, я не знаю и не умею этому научить!”.
“Вот с этой истории, – поведал раввину молодой человек, – и началось мое возвращение к ответу”.
Повторим: всему происходящему на наших глазах можно дать рациональное объяснение. Но можно увидеть и самое настоящее чудо. И в связи с этим мне остается напомнить читателю давнее стихотворение замечательного еврейского поэта Якова Акима:
Ты совсем не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот чудак – не видел чуда!
Так пойди и посмотри:
Сквозь асфальт у перекрестка
Пробивается березка…