05.11.2024

Интервью. В России все еще хуже, чем кажется на первый взгляд

+ +


 

В связи со сложившемся положением на нефтяном рынке, эксперты со всех сторон сулят экономике России затянувшуюся рецессию. Спад может продолжиться в следующем году и стать самым длительным за последние два десятилетия. Падение и последующая пробуксовка цен на сырую нефть могут сделать несбыточными прогнозы российских верхов насчет роста экономики в 2016 году, а проблемы с бюджетом, и без того серьезные, в перспективе только обострятся.

По оценке банка ING Bank NV, РФ способна ликвидировать бюджетный дефицит при цене нефти на уровне 80 долларов за баррель. На сегодня прогноз, что цены вновь вернутся на такой уровень,выглядит несбыточным.

В нынешнем году цена марки Brent, от цены на которую зависит и цена на смесь Urals – основу российского нефтяного экспорта, на круг составляет примерно 59 долларов за баррель.

Ситуацию прокомментировал директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан.

  Как вы оцениваете сегодняшнее экономическое состояние страны? Только ли падением цен все объясняется?

  Россия вступила в рецессию, если правильно считать, еще до падения цен на нефть. Это случилось в 2013 – начале 2014 года. Поэтому падение цен на нефть является лишь дополнительным негативным фактором, усугубляющим положение. Хуже другое. Несмотря на то, что все видели, как страна движется в рецессию, на сегодняшний день не сделано ничего, что могло бы направить экономику в сторону роста. Наоборот, создана ситуация изоляции страны. Значительные средства потрачены, скажем обтекаемо, на непредвиденные расходы и так далее.

  Другими словами, все еще хуже, чем кажется на первый взгляд?

  У нас налицо два кризиса. Один наложился на другой. Кризис короткий, нефтяной, оказал шоковое воздействие. Резко изменился курс валюты, упал ВВП и так далее. Но поскольку этот кризис все-таки шоковый, к нему можно как-то адаптироваться и начать двигаться в рамках старого сценария, хотя и другого уровня. Однако есть еще кризис большой – структурный. Если посмотреть, то, пожалуй, начиная с 2012 года точно, у нас в стране резко поменялся вектор экономического климата. Пропорционально резко увеличился отток капитала, усилился процесс монополизации и национализации, заметно упала активность бизнеса и инвестиционная активность. И это все факторы, которые вызывают стагнацию, рецессию, проще говоря, разрушение экономики. А произошло это по понятным причинам. Потому что на уровне 2012 года последняя надежда на развитие страны в сторону действительно рыночной, свободной, открытой экономики, рухнула. Все происходило у нас на глазах. Инвесторы, предприниматели – люди неглупые, и они все видели не хуже нас. Сейчас в этом контексте ничего не изменилось, только усугубилось.

  А чем, по-вашему, тогда продиктованы слова президента Путина относительно выздоровления экономики?

  Чем угодно – он мог быть дезинформирован, возможно, хотел успокоить население. Он может верить в то, что нефтяные цены скоро вырастут, и это радикально поменяет ситуацию. Но это все мои предположения, не больше.

  Очевидно, что бюджет будут урезать. На чем или на ком будут экономить в первую очередь?

  Судя по тому, как у нас обычно проводится секвестрирование, в первую очередь постараются экономить на тех областях, которые относятся к будущему. Как правило, режут все стратегическое. Либо у нас экономят на группах населения, которые в состоянии найти альтернативы. Условно говоря, на врачах готовы сэкономить, потому что они могут на худой конец частной практикой заняться, как-то выкрутиться. Кроме того, врачи не склонны устраивать революции. На учителях могут сэкономить – они частные уроки способны давать. А вот на работниках ВПК, например, не готовы экономить. Потому что те ничего другого не умеют, кроме как оружие делать, и просто окажутся на улице. То же – с военными. Они люди серьезные, могут и беспорядки устроить. Поэтому, думаю, что все пойдет именно в этом направлении. Будут экономить на стратегическом и тех группах населения, которые меньше склонны к возмущению.

  А при каких условиях возможен выход из рецессии? Реально ли это?

  Мы не знаем, как будет развиваться экономическая политика России. Если ничего не менять, как сейчас это и происходит, то выхода из рецессии не будет никогда. Просто потому, что сегодня вектор развития такой, что экономика становится только хуже. И опять же, если завтра сильно вырастут цены на нефть, то это искусственно выведет нас из рецессии просто за счет количественных показателей в связи с продажей нефти. Для того, чтобы выйти из рецессии, нужны реформы. Перемены, как правило, вызывают краткосрочное ухудшение ситуации. Поэтому даже при лучшем раскладе все равно потребуется несколько лет для выздоровления экономики. Если приступить к серьезным изменениям сейчас, то, наверное, к 2018 году можно было бы успеть увидеть результаты. Это – вопрос экономической программы.


63 элементов 1,211 сек.