Красивый ролик
Встреча Шаббата
Встреча Шаббата (ивр. קבלת שבתкаббалат Шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата: стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.
Зажигание свечей
Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр.יום שישי). Однако, за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «ברוך אתה ה` אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи». С момента принятия евреем Шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы (ивр. מוצאי שבת) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ל"ט אבות מלאכה), включая зажигание и гашение огня.
Возвещать наступление субботы и праздников светом свечей – одна из особых заповедей, данных женщине. Эта заповедь называется адлакат анерот (на идише – лихт бенчн). Выполняя эту заповедь, еврейские женщины приносят свет и благословение в мир и, в частности, в свой дом.
Свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Свечи можно зажечь и немного раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы. Но ни в коем случае их не зажигают после установленного времени.
Замужние женщины зажигают, как минимум, две свечи. Существует обычай прибавлять по одной свече на каждого ребенка в семье (и пусть вам понадобится много свечей!). Девушки и девочки страше трех лет зажигают одну свечу вплоть до замужества. Есть мнение, что женщина, которая встречает субботу не у себя дома должна зажигать только две свечи. Но если она находится дома у матери или свекрови, то должна зажигать обычное количество свечей.
Если перед субботой женщина по какой-то причине забывает зажечь свечи, то в дальнейшем ей необходимо зажигать на одну свечу больше.
Женщина (но не мужчина) автоматически принимает субботу с зажиганием свечей. И после этого она уже не может делать никакой работы, запрещенной в субботу.
Если хозяйка дома уже приняла на себя Шабат, то это не значит, что его принимают автоматически все её домочадцы. Как раз наоборот, они еще могут делать свои дела до реального времени начала субботы.
Зажигание свечей – это заповедь, которая была дана непосредственно женщине, но если случается так, что женщина по серьезной причине не может зажечь субботние свечи, то это за неё могут сделать муж или любой другой член семьи.
Существует традиция, что мужчина должен помогать своей жене зажигать свечи, или принимать хоть какое- нибудь участие в этом деле. Поэтому многие мужчины готовят своим женам свечи, ставя их на нужное место, и обжигают фитили.
Принято зажигать свечи в том месте, где делают трапезу, то есть на столе, за которым будут есть, или недалеко от него. При этом они должны быть достаточно длинными, чтобы гореть до конца трапезы. Те люди, которые в субботу вечером идут в гости, должны зажигать свечи там, где будут спать.
По закону свечи зажигают там, где планируют оставить, потому что после зажигания их уже нельзя перенести на другое место. А также нужно стараться ставить их в том месте, где нет ветра, чтобы они случайно не потухли.
Перед зажиганием свечей принято выделять хотя бы несколько монет на благотворительные цели, их обычно кладут в специальную копилку, которую ставят возле подсвечника со свечами, а потом передают в синагогу.
Зажигание свечей происходит таким образом: сначала зажигают свечи, потом прикрывают глаза ладонями и произносят благословение:
"Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шабат Кодеш".
На вопрос о том, следует ли зажигать субботние свечи, если не соблюдаешь шаббат,раввин Адин Штейнзальц ответил так: "Каждый наш шаг, каждый выбор, хорош он или плох – соответствует Торе или идёт наперекор её законам.Потому то, что вы зажигаете свечи перед субботой – безусловно поступок хороший и важный. А то,что законы субботы нарушать не следует – спору нет."