22.11.2024

Евреи. Самооборона против еврейских погромов в России.


 

Еврейские дружины, давшие в Российской империи начала XX века отпор черносотенцам, позже стали основой израильской армии.

Первая волна погромов прокатилась по России в 1881—1882 годах и вызвала шок в российском еврействе, до той поры убежденном, что правительство не допустит разгула черни и примет меры по защите еврейских граждан.

Действительность полностью разрушила эти иллюзии — погромы в значительной степени были организованы самими властями, армия и полиция не только не пресекали налеты погромщиков, но всячески поддерживали их, а зачастую и сами принимали участие в убийствах, грабежах и насилии.

Потрясением стали документальные свидетельства — сотни убитых, тысячи разграбленных еврейских домов и предприятий, малолетние дети, разорванные на куски, изнасилованные женщины.

Царская Россия была классической страной еврейских погромов; погром стал, по выражению историка Семена Дубнова, «постоянным государственным институтом» империи.

 

Убивай и властвуй

Еврейские погромы рассматривались царем как проявление народной поддержки режима. Организуя их, власти стремились показать всему миру, что в оппозиционном движении участвуют только евреи, а русский народ лоялен самодержавию.

Погромщики были уверены, что бить евреев приказал сам царь, и нередко получали от местной администрации заверения, что они не будут отвечать за свои преступления перед судом. Как докладывал тогда губернатор Нижегородской губернии, «…в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».

Евреи при Романовых были загнаны в гетто, носившее название «черты оседлости», пересечение которой считалось уголовным преступлением. Евреям было запрещено владеть землей, они не могли поступить на государственную службу, процентной нормой были жестко ограничены возможности для получения образования.

Впрочем, и эти дискриминационные меры казались недостаточными русским националистам — лидеры черносотенных партий, представленных в Государственной Думе, при полной поддержке правительства и силовых структур добивались все новых ограничений прав еврейского меньшинства.

Призывы к массовым убийствам евреев открыто публиковались в черносотенной прессе. Центральный орган «Союза русского народа» — финансировавшаяся властями газета «Русское знамя» — писала: «Правительство обязано признать евреев народом, столь же опасным для человечества, сколь опасны волки, скорпионы, гадюки, пауки ядовитые и прочая тварь, подлежащая истреблению за свое хищничество по отношению к людям и уничтожение которых поощряется законом… Жидов надо поставить искусственно в такие условия, чтобы они постоянно вымирали: вот в чем состоит ныне обязанность правительства и лучших людей страны».

Известный монархист Василий Шульгин впоследствии констатировал: «Идеи Гитлера были за много лет раньше взлелеяны в блистательном Санкт-Петербурге, в газете, именовавшей себя "Русское знамя"».

Сионизм возник как отпор «черной сотне»

Кровавый погромный разгул привел к глубоким идейным изменениям в российском еврействе: в нем стало зарождаться национальное движение — сионизм.

Отряды самообороны как часть этого движения стали прямым ответом на террор, и первым фактором, способствовавшим самоорганизации, стал высокий уровень грамотности евреев — по этому показателю они занимали первое место среди всех народов Российской империи. Образованный слой российского еврейства, получавший образование в западноевропейских университетах, уже не собирался мириться с насилием и средневековыми дискриминационными ограничениями.

Кистень — оружие черносотенцев (слева), кожаная треххвостная плетка (справа), кандалы (внизу). В центре — денежный счет петербургского губернского жандармского управления за совершение смертной казни. Фото: М. Филимонов / РИА Новости, архив

 

 

Кистень (слева), кожаная треххвостная плетка (справа), кандалы (внизу). В центре — денежный счет петербургского губернского жандармского управления за совершение смертной казни. Фото: М. Филимонов / РИА Новости, архив
 

Вторым по важности фактором стало то, что практически все евреи-мужчины проходили срочную службу в русской армии, где они получали навыки владения оружием и опыт ведения боевых действий.

Первые отряды еврейской самообороны возникли 3—5 мая 1881 года во время погрома в Одессе. Их организовывали студенты университета, но костяком отрядов стали ломовые извозчики и мясники — вообще, физически развитых людей труда в еврейской среде было много. Вооружившись топорами, дубинками и железными прутами (лишь у некоторых были пистолеты), они не пропустили толпы погромщиков в еврейские кварталы. Против этого стихийного ополчения власти выставили регулярные войска и полицию, в ходе столкновений было арестовано более 150 бойцов еврейской самообороны.

Среди схваченных дружинников был и студент Владимир Хавкин. В сегодняшней России его имя мало кому известно, но во всем мире память о нем чтят — доктор Хавкин вошел в историю как создатель вакцин против холеры и чумы, спасших миллионы человеческих жизней.

Весной и летом 1881 года, когда по югу и юго-востоку Украины прокатилась волна погромов, отряды самообороны возникли еще в нескольких населенных пунктах: вооруженная дубинками еврейская стража встречала на вокзале поезда с так называемой босоногой командой — шайками уголовников, которых власти возили по городам и местечкам Украины и заранее снабжали адресами домов, принадлежавших евреям.

В расположенной близ Одессы Балте, где евреев проживало значительно больше, чем христиан, с началом погрома стихийно образовался отряд грузчиков, извозчиков и подмастерьев. Они обратили погромщиков в бегство и заставили их спрятаться в здании пожарной команды; даже получив помощь от полицейских и солдат, которые стали разгонять евреев, погромщики не решились продолжать побоище. Лишь после того, как в Балту стянулись тысячи украинских крестьян из окрестных сел, еврейские кварталы города были разгромлены.

Хотя власти подавали погромы как стихийное движение русских патриотов, за погромщиками стояли весьма влиятельные официальные лица. Так, погромом в Ростове-на Дону, в ходе которого были зверски убиты 176 евреев, а более 500 ранены, руководили городской полицмейстер Прокопович, городской голова Хмельницкий, гласный городской Думы присяжный поверенный Севастьянов (впоследствии — председатель Ростовского отделения Союза 17 октября), коллежский секретарь Кирьянов (будущий глава Ростовского отделения Союза русского народа) и купец Чириков.

Сценарии погромов, прокатившихся по всей стране, были однообразны. В толпах погромщиков преобладали черносотенцы, уголовники, бродяги — люмпены, вооруженные дубинами, ломами, топорами, огнестрельным оружием. По мере движения толпы к ней присоединялись городские обыватели. Накачавшись водкой, орава шла по заранее известным адресам еврейских домов, торговых и промышленных предприятий. Предварительно казаки и войска расчищали толпе путь, расстреливая и разгоняя еврейских дружинников.

Толпа останавливалась у предназначенных к разгрому домов и магазинов и при криках «шапки долой!» и «ура!» помогала громилам уничтожать и расхищать имущество.

Еврейские магазины и жилища громили по определенному плану: в толпах погромщиков были группы по 10—15 человек во главе с десятниками. Сначала громили часовые и ювелирные магазины, затем — готового платья, обувные и мануфактурные, потом мебельные, посудные и музыкальные.

Впрочем, распаленные погромщики уже не различали, кому принадлежат лавки и магазины; зачастую их случайными жертвами становились русские купцы и промышленники.

За погромщиками шли обыватели и крестьяне из окрестных сел, на подводах вывозившие награбленное. Затем еврейские магазины и дома поджигали. Грабежи сопровождались массовыми убийствами и изнасилованиями.

Крайняя жестокость Кишиневского погрома (1903), а также тот факт, что еврейское население города не смогло (в том числе из-за активного противодействия властей) оказать нападавшим практически никакого сопротивления, — все это произвело глубокое впечатление на российское еврейство.

В воззвании, опубликованном еврейскими активистами после Кишиневского погрома, говорилось: «Нам нужна повсюду, где мы проживаем, постоянная организация, всегда готовая встретить врага в первую же минуту и быстро созвать к месту погрома всех, в ком есть силы встать перед опасностью».

В ответ на разгул погромщиков евреи искали новые формы организации, активную роль в этом процессе начали играть активисты сионистского движения, в особенности члены партии сионистов-социалистов «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»). Весной 1901 года их отряды сорвали попытку погрома в Екатеринославе: после нескольких стычек, в которых евреи одержали верх, толпы погромщиков были рассеяны.

Жертвы еврейского погрома в Кишиневе. Снимок из фондов Российского Государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС

 

 

Жертвы еврейского погрома в Кишиневе. Снимок из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов. Репродукция ИТАР-ТАСС
 

Для российского еврейства каждый погром служил стимулом к сопротивлению; в ходе столкновений с бандами погромщиков формировалась своеобразная тактика дружин самообороны.

В городах и местечках начали создаваться кружки, члены которых собирали деньги, закупали или изготавливали огнестрельное и холодное оружие, учились им владеть, формировали мобильные группы, патрулировавшие населенные пункты в случае угрозы погрома; действия таких групп координировали штабы, располагавшиеся в частных квартирах, где имелись телефоны.

В 1903—1904 годах к самообороне впервые начали присоединяться ячейки Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России). Ранее руководство Бунда, считавшее свою партию частью общероссийского рабочего движения, выступало против еврейской самообороны, утверждая, что формирование отрядов по национальному признаку ведет к «затуманиванию классового сознания и ослаблению классовой борьбы». Однако после Кишиневского погрома Бунд выступил с политическим заявлением, в котором говорилось, что насилию следует давать решительный отпор. Впрочем, создавая собственные боевые группы, бундовцы по-прежнему отказывались сотрудничать с сионистами.

Начались закупки оружия для еврейской самообороны — сбор средств на эти цели объединил все слои еврейства; оружие закупалось за границей и нелегально доставлялось в Россию.

Уже через несколько месяцев после Кишиневского погрома еврейская самооборона смогла приступить к активным действиям. В начале сентября 1903 года ее дружины численностью в несколько сотен человек с оружием в руках выступили против погромщиков в Гомеле.

Ядро этих дружин составила сионистская военизированная организация «Гибборей Цион» («Герои Сиона»), связанная с партией «Поалей Цион». Отдельно действовала дружина бундовцев. Силы самообороны разогнали погромщиков, нанеся им тяжелые потери. Прибывшие войска расстреляли бойцов сопротивления, и толпа попыталась продолжить бойню в еврейских кварталах, однако бойцы еврейских отрядов прорывались через цепи солдат и наносили по погромщикам болезненные удары.

На успешные действия еврейской самообороны в Гомеле царские власти ответили преследованиями ее бойцов. Многим из них удалось покинуть Россию и присоединиться к сионистским первопоселенцам в Палестине: гомельская группа, состоявшая из автистов «Поалей Цион», в 1904 году открыла вторую волну репатриации в Эрец-Исраэль.

В Палестине бойцы гомельских боевых дружин основали тайное военизированное общество «Бар-Гиора», названное так по имени одного из вождей восстания евреев против римского владычества. На базе «Бар-Гиора» в 1909 году была создана ассоциация «Ха-Шомер» («Страж»), взявшая на себя охрану еврейских поселений от нападений арабов. «Ха-Шомер» стал первым еврейским вооруженным формированием в Палестине. Таким образом, история Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) ведет отсчет от боевых дружин еврейской самообороны, возникших в дореволюционной России.

«Прощай, погромная Россия!»

После гомельских событий, наглядно продемонстрировавших силу еврейской самообороны, число и активность ее участников значительно возросли. К примеру, в 1904 году в Двинске вооруженная группа бундовцев отразила нападение погромщиков на еврейские кварталы.

Но октябрьские погромы 1905 года оказались одной из самых кровавых страниц и в истории еврейского народа, и в российской истории. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов в 660 городах, местечках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов погибли 3,5—4 тысячи евреев, и около 10 тысяч были ранены.

Жертвы еврейского погрома в Одессе, 22 октября 1905 года. Фото: архив РИА Новости

 

 

Жертвы еврейского погрома в Одессе, 22 октября 1905 года. Фото: архив РИА Новости
 

В Одессе в ряды самообороны вступили несколько тысяч человек, в Киеве — около полутора тысяч; крупные организации самообороны действовали также в Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Елисаветграде, Николаеве, Минске, Варшаве.

Впрочем, в столь многочисленных отрядах и не было нужды. Опыт показал, что даже в большом городе 200—300 хорошо подготовленных дружинников было достаточно, чтобы ликвидировать в зародыше любую попытку устроить погром. В городах поменьше хватало и нескольких десятков человек — но только при условии, что войска и полиция не выступали на стороне громил.

В Одессе еврейская самооборона и студенческая милиция, в которую входили и евреи и христиане, поначалу смогли приостановить антисемитские выступления — многие погромщики были убиты и ранены, свыше 200 человек разоружены и взяты под стражу в здании Новороссийского университета.

Лишь после того, как генерал-губернатор города Каульбарс выдвинул против еврейской самообороны войска, включая казачьи части, и приказал им использовать все виды оружия вплоть до артиллерии, погром возобновился и продолжался несколько дней. Погибло свыше 400 евреев, в том числе немало участников самообороны.

В Киеве еврейские боевые группы упорно сражались с погромщиками несмотря на то, что на стороне последних с самого начала выступили казаки; половину убитых в ходе столкновений и умерших впоследствии от ран составили сами погромщики. В Екатеринославе бойцы еврейской самообороны уничтожили 47 погромщиков.

Следствием погромов 1903—1906 годов стала массовая эмиграция в США и страны Западной Европы: только в Северную Америку в 1906 году переселилось 125 тысяч евреев, в 1907 году — 115 тысяч. Всего же за годы, предшествовавшие революции, из России были вынуждены эмигрировать около 2 млн евреев.


67 элементов 1,129 сек.