Почему Тора разрешает многоженство? Чтобы придать этому вопросу еще большей остроты, можно напомнить, что первый семейный союз – Адамы и Хавы – предлагает как раз моногамию. Более того, буквально каждый из упомянутых в Торе случаев многоженства так или иначе сопряжен с конфликтами – будь то ссора между женами-соперницами, как в истории Ханы и Пнины, или вражда между братьями, как в случае с сыновьями Якова или сыновьями царя Давида.
Даже тот отрывок в Торе, который фактически и разрешает многоженство, приведен в контексте нежелательных обстоятельств: «Если у человека две жены, одна любимая, а другая нелюбимая…» Для чего же изначально оставлять возможность для создания и развития конфликта? Не проще было бы сразу в Торе закрепить моногамию, тем более что со временем все ашкеназские и подавляющее большинство сефардских общин к ней пришли.
Простое объяснение заключается в том, что Тора дает законы для жизни в обычном материальном мире, но невозможно предсказать все закоулки, по которым пойдет линия жизни человека и развитие общества. Запрет на полигамию хорош лишь до того момента, пока, к примеру, мы не столкнулись с аграрным обществом, большая часть мужского населения которого погибла на войне. Как в таком обществе должны выживать женщины, как должен плодиться и размножаться народ этой страны? Это невозможно сделать на условиях моногамии. Точно так же мужчина, жена которого оказалась бесплодна, в моногамном мире не может воспроизвести потомство, которое могло бы помочь ему с работой в поле и с защитой дома, без которых в те времена было не выжить. Да и жена такого человека попала бы в сложное моральное положение, в котором она постоянно испытывала бы вину за неспособность дать мужу столь необходимое для продолжения рода и поддержания статуса потомство.
Совершенно удивительная история в этой связи рассказывается в Талмуде: рабби Тарфон обручился сразу с 300 женщинами. Зачем? Потому что в то время в стране был страшный голод, а в доме рабби Тарфона всегда было много еды, как у коэна, который получает десятину от скота и плодов нового урожая. А по закону, кроме коэна от этой десятины могли есть только его жены и домочадцы. Так что 300 женщин, ставших женами рабби Тарфона, горячо приветствовали разрешенное Торой многоженство.
Впрочем, Тора ограничивает мужчин в злоупотреблении разрешением на полигамию, возлагая на мужа множество обязательств по отношению к жене, вне зависимости от того, сколько их. Каждой новой жене мужчина должен обеспечить «еду, одежду и сожительство», соответствующие ее потребностям, и это обеспечение должно быть сопоставимо с тем, что имеют остальные жены. Кроме того, каждую из жен мужчина должен поселить в отдельном доме. Но речь идет не только о материальной стороне вопроса, но и о внимании со стороны мужа, которое должна получать каждая из жен. При этом любой развод должен быть проведен по еврейскому закону, со всеми его правилами и формальностями – гетом, свидетелями и выплатой положенных по ктубе компенсаций. Со временем высокие расходы на содержание сразу нескольких семей и сложности, связанные с разводом, возымели свой эффект – в истории еврейских общин полигамия стала редким исключением.
Редким, но всё же необходимым. Даже когда рабби Гершом ввел запрет на многоженство (чуть более тысячи лет назад), который был поддержан значительной частью мудрецов и раввинами той эпохи, были всё же предусмотрены некоторые смягчающие обстоятельства и сделаны отдельные оговорки. Оставленная лазейка приобретала жизненно важное значение – например, в случаях, когда жена, не дай Б-г, потеряла рассудок и не могла получить развод в соответствии с еврейским законом, который требует от разводящихся полной вменяемости и адекватности.
Тора – это своего рода ДНК, принадлежащая исключительно стойкому организму, называемому еврейским народом. Как бы ни менялись жизненные обстоятельства или вектор развития цивилизации, этот организм обращается к ДНК, находит некую цепочку, запускающую режим адаптации. Да, запретов в законах хватает, но в них предусмотрены все тонкости жизни человека и неожиданные ситуации, в которых он может оказаться по воле случая или стихии.
Цви Фриман