Шел V век вашей эры… Уже Римская империя разделилась на две части, западную и восточную, да и в западной половине империи императоры жили не в Риме, а в Равенне. В 410 г. Рим был взят и разграблен вестготами короля Алариха – впервые с незапамятных времен, с полулегендарного нашествия галлов, случившегося еще 800 лет назад, вечный город был опозорен вражеским завоеванием. Рушатся границы Западной Римской империи, на ее землях по-хозяйски устраиваются вестготы, бургунды, вандалы…
В это самое время через пограничный Рейн в его нижнем течении переходит германский народ салических франков во главе со своим королем Хлодионом (примерные даты правления: 427—447 гг.).
Воинственный Хлодион подчинил своей власти всю территорию современной Бельгии и дошел до Соммы, но затем столкнулся с серьезным сопротивлением последнего очага римской государственности в Галлии с центром в Париже (Лютеция), Франки были разбиты римским полководцем Аэцием и должны были остановить свое продвижение. Вступив в союзные отношения с галло-римлянами, они стали так называемыми римскими федератами. Одновременно они закреплялись на новых территориях. Их столицей стал город Турне (ныне в Бельгии, близ французской границы). Преемником Хлодиона был Меровей (447-456), который и дал свое имя династии Меровингов.
Франки были известны римлянам с середины III в. н. э.; данный этноним означает “свободные”. Однако каноническая традиция создававшихся в XIV в. “Больших французских хроник” считает Хлодиона лишь вторым по счету королем франков, первым был Фарамон, который “весьма благородно правил страной до самой смерти” в течение 20 лет, а был он сыном некоего явившегося к франкам со стороны Маркомира (имя, вызывающее ассоциации с германским племенным союзом маркоманов). Маркомир якобы научил франков обращаться с оружием и возводить укрепления вокруг их поселений, а затем дал им в короли своего сына, потому что те хотели иметь короля "подобно другим народам".
Династическая легенда не сообщает ничего определенного о том, кем доводился Хлодион Фарамону, а Меровей Хлодиону. К тому же она укорачивает историю королевского рода Меровингов, и это вызывает сомнения. Ведь уже в V в. франки делились на две этнические группы: салические (то есть “морские”, жившие ближе к морю, которые и вошли в Галлию ссевера) и рипуарские (-то есть “речные”, жившие по берегам Рейна, где память о них до сил пор сохраняет название германской области Франконии). У тех и других было несколько королей, и все они принадлежали к одному старому королевскому роду именно поэтому они и истреблялись в начале VI в. стремившимся к единовластию королем Хлодвигом. Нужно было время, чтобы род успел так разветвиться.
Тем не менее "Большие французские хроники” категоричны в своем утверждении: название роду дал именно тот Меровей, который правил всего около десяти лет после Хлодиона. Может быть и так: название роду не всегда дается по его генеалогическим основателям (вспомним Каролингов и Капетингов), а годы правления Меровея были особыми, и поэтому осталась в народной памяти. Именно тогда союзная армия галло-римлян, франков, вестготов и бургундов отразила на Каталаунских полях нашествие на Галлию гуннских полчищ Аттилы. А может быть и то, что был когда-то в древности другой Меровей, не учтенный генеалогией.
Ясно одно: Меровинги были династией родовой франкской знати, а не тех удачливых военных вождей, которые могли начинать почти “с нуля” свою родословную. Род Меровингов воплощал единство всего франкского народа, его представители обладали в глазах франков определенным сакральным и магическим могуществом, благодетельным для всего народа “королевским счастьем”. В их внешнем облике была одна особенность: все они носили очень длинные волосы. Острижение волос для королей из рода Меровингов было не просто величайшим позором – оно полностью лишало их дееспособности, возможности исполнять королевские функции.
О сыне и преемнике Меровея Хильдерике I (456—481) уже можно составить некоторое, представление и как о личности. Согласно легенде, молодой король отличался распутством, совращал дочерей свободных франков, за что и был изгнан подданными, отдавшимися под покровительство главы галло-римского государства Эгидия. Хильдерик бежал за Рейн, к турингам, соблазнил там королеву Базину, с которой и вернулся в свое королевство, куда его через некоторое время призвали разочаровавшиеся в Эгидии франки. Базина стала матерью основателя франкской державы Хлодвига. Сам же Хильдерик I. столь склонный к авантюрам в частной жизни, в политике честолюбием не страдал: он примирился с галло-римлянами, продолжал быть их союзником в войнах и даже помог прийти к власти в Париже, после смерти Эгидия, его сыну Сиагрию.
Хлодвиг I (481—511) родился около 466 г. Он был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени – и, пожалуй, единственным великим королем династии Меровингов. Он быстро понял обреченность государства Сиагрия – последнего осколка Западной Римской империи, после 476 г, не существовавшей даже формально – и пошел на него войной совместно с другими франкскими королями, своими сородичами. В битве при Суассоне (486 г.) галло-римляне были разбиты, Сиагрий бежал в Тулузу к королю вестготов Алариху II, но был им выдан Хлодвигу и казнен. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии с Парижем, Занимая ее, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично все еще оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов, католическими епископами.
Хрестоматийный пример этому – рассказанный в хронике Григория Турского эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась чаша из Реймского собора, которую архиепископ св. Ремигий и просил ему вернуть, Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать ее ему сверх его доли. Но среди воинов нашелся один убежденный защитник норм военной демократии, который разрубил чашу с мечом со словами: “Ты не получишь ничего сверх того, что тебе достанется по жребию”.
Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через гол ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: "Так поступил ты с чашей в Суассоне!". Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и св. Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.
Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Этому предшествовал брак короля с бургундской принцессой Хротхильдой (Клотильдой), истовой католичкой, хотя официальной религией бургундской династии было арианство. Хротхильда сразу же стала убеждать мужа принять крещение. Хлодвиг выжидал, пока новый бог покажет, чего стоит его сила. Колебания кончились, когда король, обратившись за помощью к Христу, одержал важную для него победу над алеманами. Тогда-то, 25 декабря 496 г. состоялось крещение короля франков с 3-тысячной дружиной в Реймсе от руки св. Ремигия.
Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство в его ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и др.) отдавали предпочтение арианству. Ортодоксальное, никейское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасалась, что их народы “растворятся” в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владении была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой.
Но и прямая политическая выгода от крещеная вскоре стала очевидной. Хлодвиг стал естественным защитником всех правоверных христиан Южной Галлии, находившихся под властью арианских монархов Вестготского королевства. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер “крестового похода” (507 г.). Сопровождаемое чудесными знамениями, войско франков перешло через Луару и разгромило вестготов, причем сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Вестготы были изгнаны за Пиренеи, Аквитания стала франкской.
Сразу же возрос международный престиж молодого государства. Его заметили в далеком Константинополе, император Анастасий прислал к Хлодвигу послов (508 г.), объявивших о возведении нового единоверца византийского монарха в достоинство консула, Хлодвиг стал всюду разъезжать в привезенном ему консульском одеянии; он добавил к нему и диадему, явно показывая, что толкует этот акт как признание его полного верховенства над Галлией, недаром его стали именовать не только консулом, но и Августом. Для христианского населения страны это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти.
Заслуги Хлодвига перед церковью были велики, как крестителя своей страны, Его супруга, королева Хротхильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому, очевидно, был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом, подобным тому, какой испытал, например, Владимир Киевский, который стал до того бояться греха, что даже остерегался казнить преступников. Хлодвиг видел в принятии христианства прежде всего практическую пользу, и уже став христианином безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. На правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта он натравил его сына, а когда тот по его наущениям избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигеберта, заявив о своей полкой непричастности ко всему происшедшему.
В других случаях он прибегал к военной силе. Так, он захватил в плен одного из королей салических франков Харарика с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом, но потом все же счел это недостаточным и казнил обоих. Правивший в Камбрэ король Рагнахар после короткой войны был выдан Хлодвигу подкупленными предателями и убит им лично. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским. “Собрав однажды своих, он. говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: “Горе мне, я остался как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!”. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего”.
После Хлодвига осталось четыре сына. Самым старшим был сын от наложницы – Теодорих (во французской литературе почему-то принято передавать это имя на современный лад, как. "Тьерри"), и были еще три сына от Хротхильды: Хлодомер, Хильдеберт и Хлотарь. У франков был обычаи равного раздела наследства, без преимуществ для старшего сына; незаконнорожденность Теодориха также не означала его неравноправия. Итак, страна была разделена на четыре части. Держава Хлодвига не имела единой столицы, того стольного города, обладание которым давало бы верховенство над братьями. Не был таким центром и Париж, хотя сам Хлодвиг хорошо понимал его значение и был там похоронен: по разделу он стал столицей владений среднего сына Хильдеберта. Резиденциями Теодориха, Хлодомера и Хлотаря стали соответственно Реймс (затем Мец). Орлеан н Суассон, близкие друг к другу города Северной Галлии, области компактного расселения салических франков. Владения братьев были расположены чересполосно, но все же в северной части державы действовали и принципы определенной территориальной концентрации.
К Реймсу и Мецу тяготели восточные земли франков, в том числе и те, что были расположены за Рейном и никогда не входили в состав Римской империи; эта область получила имя Австразии (от древнегерманского "австр" – восток). Правивший в Суассоне Хлотарь опирался на старые земли салических франков за Соммой, которыми они владели еще до Хлодвига, Париж был естественным центром современного Иль-де-Франса, а Орлеан был открыт к экспансии на юго-восток, на земли бургундов. Иная картина наблюдалась к югу, за Луарой, в этой сильно романизированной области, где франкское население было представлено немногочисленными гарнизонами. Владения четырех братьев были перемешаны, и никаких крупных территориальных комплексов не выделялось.
Братья вместе вели войны; расширяя державу франков, она покорили Бургундию (534 г.) и Прованс (536 г.), разделив между собой новые территории. Однако принцип равного раздела был связан с опасностью распада общего государства на отдельные королевства, если бы обособились и укоренились на своих землях династии разных потомков Хлодвига. Только прямое насилие могло предотвратить эту опасность. Первым из братьев ушел из жизни Хлодомер: в 524г. он погиб на войне с бургундами. После него осталось трое малолетних сыновей: Теодобальд, Гунтар и Хлодоальд, Хильдеберт и Хлотарь захватили Теодобальда и Гунтара, после чего послали к своей матери, вдовствующей королеве Хротхильде, гонцов с вопросом: предпочитает ли она, чтобы се внуки погибли или были пострижены? Застигнутая врасплох Хротхильда отвечала так, как подобало королеве Меровингской династии, но не христианской святой и не любящей бабушке: "Я ни за что не хочу, чтобы они были острижены". После этого дядям оставалось лишь собственноручно привести “приговор” в исполнение. Хлотарь уже прикончил свою жертву, когда Хильдебертом овладела жалость. Чуждый таких колебаний Хлотарь – самый свирепый из сыновей Хлодвига – лично зарезал и второго племянника. Верные люди укрыли третьего – Хлодоальда от гибели в монастыре; в дальнейшем он стад монахом и основал близ Парижа монастырь в местности, хранящей его имя (Сен-Клу).
Этот случай перехода принца Меровингской династии в духовное сословие был исключительно редким- и отнюдь не добровольным: мешали старые представления о позоре острижения волос. Хильдеберт и Хлотарь разделили между собой удел Хлодомера.
Провести аналогичную операцию после смерти в 534 г. их сводного брата Теодориха им не удалось: сын австразийского короля Теодеберт был уже взрослым и мог постоять за себя. Пришлось ждать его смерти (548 г.), а затем смерти его сына Теодобальда (555 г.), чтобы Хлотарь смог, женившись на молодой вдове Теодобальда, захватить его наследство, ничем не поделившись с братом Хильдебертом.
Последний принялся натравливать на Хлотаря его старшего сына Храмна. который дважды восставал против отца. Когда же Хлотарь после смерти бездетного Хильдеберта (558 г.) объединил под своей властью все земли франков, Храмн был взят в плен вместе с женой и двумя дочерьми, их заперли в одной хижине и сожгли заживо. Прожил Хлотарь после этого недолго и умер в декабре 561 году.
Снова пришло время делить державу на четыре части, по числу сыновей Хлотаря I, Правда, один из них, младший Хильперик попытался было получить верховенство над братьями, овладев отцовскими сокровищами и неожиданно захватив Париж. Но братья объединились против Хильперика, изгнали его из Парижа и настояли на равном разделе. Полученные ими территории примерно соответствовали условиям раздела 511 года. Хариберт получил удел дяди Хильдеберта с Парижем; Гонтран – Орлеан и Бургундию (центр этого удела затем переместился в бургундский Шалон-на-Соне), Сигеберт – Австразию со столицей в Меце; стольным городом Хильперика стал Суассон. После смерти не имевшего сыновей Хариберта в 567 г. братья разделили между собой его земли, но Париж, чтобы никого чрезмерно не усиливать, остался общим владением. Таково было положение, когда началась серия продолжавшихся полвека династических "войн Фредегонды н Брунгильды".
Соперницы были достойны друг друга по своей энергии, обеим довелось то восходить к вершинам могущества, то низвергаться с этих вершин. Впрочем жизнь они начинали совсем по-разному и по-разному ее закончили. Фредегонда была вначале лишь наложницей развратного Хильперика, служанкой при его первой жене королеве Аудовере. От своей доверчивой госпожи она избавилась остроумным и коварным способом: когда Хильперик находился в отсутствии, Аудовера родила ему дочь, и Фредегонда посоветовала королеве самой окрестить ребенка, не затрудняя тебя поисками крестной матери. Вернувшийся Хильперик воспользовался законным предлогом, чтобы разорвать брак: ведь Аудовера стала ему кумой и теперь не имела права оставаться его супругой. К радости Фредегонды королеву выслали в ее земли, но скоро оказалось, что и положение королевской фаворитки остается шатким. Брат Хильперика Сигеберт, король Австразии, женился на принцессе Брунгильде, дочери правившего в Испании вестготского короля Атанагильда.
Хильперик тоже отправил послов за Пиренеи просить в жены сестру Брунгильды Гайлесвинту (567 г.). Атанагильду очень не хотелось отдавать дочь в жены распутнику, и он пошел на это лишь после того, как Хильперик поклялся, что будет содержать королеву в любви и почете, а всех наложниц отошлет от двора. Какое-то время Хильперик соблюдал обещание, но вскоре интриги Фредегонды принесли свои плоды: Гайлесвинта наскучила королю, и он захотел от нее избавиться. Однажды утром королеву нашли задушенной в ее постели, и молва стала обвинять в убийстве самого Хильперика. Фредегонда же вернулась ко двору неоспоримой хозяйкой и скоро стала именоваться новой королевой,
Возмущенная королева Австралии Брунгильда решила отомстить за сестру, и король Сигеберт, на которого она имела огромное влияние, двинул войска на брата-клятвопреступника. Но нормы кровной мести были уже смягчены обычным правом. При посредничестве третьего брата, короля Гонтрана, было созвано общенародное судебное собрание (569 г.), которое постановило, что в качестве пени за убийство виновный в нем Хильперик должен передать королеве Брунгильде как сестре Гайлесвинты пять городов в Аквитании: Бордо, Лимож, Каор, Беарн и Бигор.
Мир был восстановлен, но оказался недолгим, потому что вероломный Хильперик не собирался соблюдать его условия. Он решил вознаградить себя за территориальные потери, отобрав силой у Сигеберта другие южные города – Тур и Пуатье. Войны между братьями возобновились, и разгневанный Сигеберт счел, что он должен покончить с преступным братом и присоединить к своим владениям нее его земли. На стороне короля Австразии было военное преимущество: надежда на богатую добычу привлекла на его сторону ополчения многих языческих германских народов за Рейном.
Северная Галлия вновь испытала опустошительное нашествие тех племен, которых романизирующиеся западные франки уже воспринимали как варваров; недаром со второй половины VI в. за Северной Галлией закрепляется новое географическое название “Нейстрии” (то есть "не-восток"), прямо противопоставлявшее ее Австразии. Охваченный страхом Хильперик заперся в Турне и был осажден там войсками Сигеберта, который уже провозгласил себя королем Нейстрии. В тот момент не растерялась только Фредегонда, она подговорила двух убийц и те, пройдя через австразийский лагерь, добились приема у Сигеберта и закололи его смазанными ядом кинжалами (575 г.). Потерявшее вождя войско быстро распалось, и Хильперик легко вернул себе утерянные владения. Занял он и Париж, нейтралитет которого был еще до этого нарушен Сигебертом.
В Меце королем Австразии был провозглашен малолетний сын Сигеберта Хильдеберт II, но его мать, сопровождавшая мужа Брунгильда, была захвачена в плен Хильпериком. Тут случилось неожиданное. Сын Хильперика от Аудоверы Меровей влюбился в прекрасную пленницу и даже женился на ней. Фредегонда была в бешенстве, она сумела направить гнев Хильперика на непокорного сына. Король предпочел не расправляться с вдовой брата, он просто выслал Брунгильду в Австразию, где она стала регентшей при сыне – но Меровей был лишен прав наследства, брошен в темницу, бежал оттуда, скитался и через два года был убит слугами.
Но не зажились на свете дети самой Фредегонды. В 580 г. один за другим умерли (видимо, от эпидемии) три ее сына, наследником престола оказался последний сын Хильперика от Аудоверы — Хлодвиг. Фредегонде пришлось устранять и этого пасынка. Она обвинила перед мужем Хлодвига в причастности к колдовству, из-за которого и умерли ее дети; колдуньей же была якобы мать его наложницы. Женщину сожгли на костре, а принц был выслан под стражей на одну виллу, где его вскоре нашли убитым.
Оставшийся без наследников Хильперик решает усыновить племянника, Хильдеберта Австразийского – сына Брунгильды! Фредегонда снова рожает сына, но и он умирает через два гола. Наконец, в 584 г. появляется на свет последний сын Хильперика и Фредегонды, будущий Хлотарь II.
К атому времени отношения между супругами были испорчены. Король подозревал королеву в измене с графом Парижа Ландрихом. В сентябре 584 г. при возвращении с охоты Хильперик был убит каким-то неизвестным, которого так и не нашли. Репутация у Фредегонды была такой, что ее сразу же начали подозревать в организации убийства. Против этого говорит то, что непосредственных выгод от смерти мужа королева не получила – напротив, ей пришлось сразу же вместе с четырехмесячным сыном укрываться в Парижском соборе и просить о покровительстве деверя, Гонтрана Бургундского.
Переживший своих братьев осторожный и рассудительный Гонтран (за постоянное покровительство церкви он был впоследствии канонизирован) прибыл в Париж. Он удостоверился в законнорожденности Хлотаря, признал его своим племянником и королем Нейстрии, взяв мальчика под свою опеку, но Фредегонде оставаться в Париже не позволил, королева была выслана в окрестности Руана. Теперь, когда и в Австразии, и в Нейстрии на тронах сидели малолетние монархи-племянники, старый Гонтран оказался вершителем судеб всей франкской державы. А между тем сам он пережил своих сыновей, и от того, кому из племянников будет завещана власть над Бургундией, зависело очень многое. Очевидный военный перевес Австразии способствовал тому, что победила политика Брунгильды. После смерти Гонтрана (592 г.) Австразия и Бургундия были объединены под властью Хильдеберта II.
После этого молодой Хильдеберт решил овладеть и Нейстрией. Но вернувшаяся к власти Фредегонда встала на защиту королевства своего сына. Она лично участвовала в сражениях, и хронисты, возмущавшиеся ее злодействами; восхищаются ее военными хитростями, которые помогли отразить нашествие австразийцев.
В 595 г. умер в возрасте 25 лет Хильдеберт II, и его государство вновь было разделено на две часта между его малолетними сыновьями: Теодеберт II получил Австразию, Теодорих II Бургундию. Конечно, реально уния сохранилась, поскольку регентшей своих внуков в обоих королевствах вновь стала Брунгильда. А через два года, в 597 г. ушла из жизни Фредегонда. Она умерла в почете, властной королевой, в ореоле только что одержанных ею побед, и была погребена рядом с Хильпериком I в парижской церкви Сен-Жермен-де Пре, даже надгробный камень ее сохранился до наших дней.
Пережившая противницу Брунгильда прилагает все усилия, чтобы сохранить единство своего австразийско-бургундского государства. Она продолжает войну с Нейстрией и ведет ее успешно: разбитому Хлотарю II приходится добиваться мира ценой огромных территориальных уступок. Чувствуя, что ее диктат вызывает растущее сопротивление могущественной австралийской знати, королева стремится опереться на романизированную Бургундию, окружает себя советниками из галло-римлян.
Шли годы, внуки Брунгильды повзрослели. Правивший в Австразии Теодеберт II оказался подвержен влиянию оппозиции, и Брунгильда была изгнана из Австразии. Она бежала в Бургундию, к послушному ей внуку Теодориху II. Началась вызванная ею война между двумя братьями, за которой пристально следил Хлотарь II Нейстрийский. Воспользовавшись представившейся возможностью, он отвоевал утраченные земли. Бургундия победила, Теодеберт II был взят в плен и казнен. Это была последняя победа Брунгильды. Вскоре, в 613 г. победитель Теодорих II умер от дизентерии, когда ему было всего 26 лет. Брунгильда объявила королем Австразии и Бургундии его маленького сына, своего правнука Сигеберта II. Делить землю между ним и его младшим братом Корвом она на сей раз предусмотрительно отказалась.
Австразийская знать не захотела считать себя побежденной. Она призвала к себе на помощь Хлотаря II и вступила с ним в открытый союз, В том же 613 г. благодаря предательству Брунгильда была пленена и доставлена к Хлотарю. Сын Фредегонды безжалостно расправился с противницей своей матери. Старую королеву обвинили во множестве злодеяний, в убийстве десятка франкских королей, включая сюда даже убийство ее мужа Сигеберта I, явно лежавшее на совести покойной Фредегонды – но кто бы стал слушать оправдания побежденной? Брунгильду казнили после долгих пыток, привязав к хвосту необъезженного коня, которого пустили вскачь по полям. Были казнены и ее правнуки.
Так было восстановлено единство франкской державы под скипетром одного монарха, Хлотаря II. Но условия, при которых произошло объединение, ясно показывали, что слишком авторитарной королевская власть не будет. Уступая местной знати, Хлотарь назначил из ее среды глав своей администрации (майордомы) в каждой из основных частей государства. В 623 г. австразийцы просили поставить им особого короля, поскольку они привыкла иметь собственных монархов, и ХлотарьII отправил к ним своего сына Дагоберта, который скоро начал проявлять строптивость.
Дагоберт I (629 -639), занявший после смерти отца трон короля всех франков, был последним меровингским монархом, правившим самостоятельно. Правда, в Австразию он определил королем своего сына Сигеберта III, а в Нейстрию и Бургундию – другого сына. Хлодвига II, но они были еще детьми. В памяти хронистов Дагоберт остался как благочестивый монарх, благодаря которому были обнаружены останки казненного у подножия Монмартра святого мученика Дионисия; на месте находки им было основано знаменитое аббатство Сен-Дени, в будущем ставшее официальной усыпальницей французских королей, и сам Дагоберт был похоронен именно там.
После смерти Дагоберта I наступает затянувшееся более чем на столетие время "ленивых королей" Меровингов, бесславного конца старой династии. И Сигеберт III, и Хлодвиг II были королями лишь по имени, фактически власть находилась в руках их майордомов, предводителей австразийской и нейстрийской знати. Майордомы свергают друг друга, меняют королей, то объединяют, то разъединяют Нейстрию н Австразию, растут их политические притязания.
Характерный эпизод произошел после смерти короля Австразии Сигеберта Ш в 656 г. Он завещал престол малолетнему сыну Дагоберту II и поручил его опеке майордома Гримоальда. Но не таковы были планы последнего. Он был уже майордомом во втором поколении, сыном могущественного майордома Пипина Ланденского и, видимо, счел, что пора заменять Меровингов собственной династией. Правда, этот небывалый разрыв с традицией был замаскирован фикцией усыновления. Еще до рождения принца Дагоберта Сигеберту III пришлось усыновить сына Гримоальда, причем усыновленный сменил свое имя на одно из королевских меровингских имен и стал Хильдебертом. Вскоре после смерти короля Сигеберта его законный наследник Дагоберт II был пострижен Гримоальдом в монахи и отправлен в один из монастырей Ирландии (мальчик якобы воспылал желанием служить церкви), а королем Австразии был объявлен “Хильдеберт III”.
Но такое возвышение рода Пипинидов возмутило других австразийских аристократов и дало удобный предлог для вмешательства в дела Австразии нейстрийскому майордому Эброину, правившему от имени мальчика Хлотаря III (657 – 673), сына короля Нейстрии н Бургундии Хлодвига II. Гримоальд вместе с сыном были взяты в плен (662 г.), майордома казнили в темнице. Судьба же "Хильдеберта III" остается неизвестной. Видимо, неудача этого первого опыта смены династии способствовала тому, что Меровинги сохраняли королевское достоинство еще почти сто лет.
После гибели Гримоальда в Австразии был поставлен королем младший брат Хлотаря III Хильдерик II (662 – 675), находившийся под опекой майордома Вульфоальда. Став после смерти брата Хлотаря (673 г.) единым королем всех франков, этот молодой человек последним из Меровингов вспомнил о своей королевской власти, но уже не знал, как взяться за дело. Решив показать себя, он распорядился высечь розгами за какую-то провинность одного знатного франка, и вскоре был убит вместе с королевой оскорбленным вельможей на охоте,
Когда в 687 г, герцог Австразии Пипин Геристальский, племянник по матери казненного Гримоальда и один из основателей будущей династии Каролингов, победил своих соперников и стал майордомом всего франкского государства, короли оказались пленниками могущественного майордомского рода. Они уже до такой степени потеряла значение, что даже их генеалогические связи становятся неясными. Поздние Меровинги представляли две ветви рода, идущие от двух братьев: упомянутого Хильдерика II и Теодориха III (короля в 675—691 гг.), но кто из них был чьим сыном, точно неизвестно, хронисты перестают интересоваться такими мелочами.
Отныне меровингские принцы воспитываются в монастырях, а затем и содержатся там под надежным присмотром в ожидании, пока на них падет выбор майордома. Извлеченный на свет принц отращивал волосы и приступал к исполнению своих несложных церемониальных обязанностей. У короля было скромное владение, откуда его доставляли под эскортом на простой повозке, запряженной парой волов, во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрании.
Сын Пипина Геристальского майордом Карл Мартелл в конце своего правления, когда в 737 г. трон опустел после смерти одного из занимавших его фигурантов, вообще не стал назначать короля, и целых шесть лет франки были лишены возможности созерцать своих длинноволосых монархов. Сыновья Карла Карломан и Пипин вначале сочли уместным возобновить традицию, и в 743 г. сделали королем последнего Меровинга Хильдерика III (743 -751), личность столь же бесцветную сколь и его предшественники. В одной из его сохранившихся грамот он вполне официально обращается к своему благодетелю. “Хильдерик, король франков, вельможному Карломану, который посадил нас на трон”. С той же покорностью он сошел с трона и дал постричь себя в монахи, когда в 751 г. Пипин Короткий задал римскому папе вопрос: “Кого следует называть, королем – того ли, у кого есть только титул, или того, кто имеет настоящую власть?”, а понятливый папа ответил именно так, как хотелось вопрошателю. Этим, как будто простым вопросом был брошен вызов воплощенной в Меровингах родовой сакральности франков.
Пипин решился на шаг действительно революционный, апеллировав к фактическому положению дел, и вместе с тем к новой, высшей сакральности – к авторитету римского папы. Христианское общество должно жить по иным законам, чем родовое! Так Пипин стал монархом, а санкционировавший переворот папа получил неоценимый дар, огромной важности прецедент на будущее: право отрешать от власти королей и целые династий.
Опубликовала Сабрина,
Источник: http://lostcivilizations.ru/bl…