Социальное жилье как источник заработка для ультраортодоксов, министр экономики, который отсидел за взятки, министр просвещения — националист и гомофоб… Коалиция, состоящая из 61 депутата. И ничтожный процент женщин в правительстве (видимо, две). Так будет выглядеть новое израильское правительство.
Уже вижу, как по-боевому настроенный читатель готов броситься в атаку — какая разница! Главное, чтобы министр хорошо делал свою работу! Для начала определимся с терминами. Что такое “хорошая работа” министра? На мой взгляд — работа, направленная на мирное урегулирование, экономическое благосостояние граждан (всех, а не только 1 процента), на демократизацию и на социальную защищенность.
Так если у нас будет больше министров-женщин или даже женщина на посту премьера, значит ли это, что страна будет двигаться в этом направлении? Казалось бы, да — с женским подходом ассоциируется мирное решение конфликтов, забота о слабых и т. д.
Голда Меир и Маргарет Тэтчер
Примеры Голды Меир и Маргарет Тэтчер говорят об обратном (боевой читатель потирает руки…) Голда Меир, которую Бен-Гурион называл “единственным мужчиной” в правительстве. Явно не голубь мира. Маргарет Тэтчер, железная леди, которая сказала: “Делать всё с открытым сердцем — не самая хорошая идея. Сердце должно оставаться закрытым, так оно лучше функционирует”. Явно не мать Тереза.
Почему? На мой взгляд, все зависит от основополагающих ценностей общества. Если это милитаризм, материализм, национализм, стремление к власти, то женщине удается добиться премьерского кресла, если она соответствует этим ценностям и критериям . То есть быть жесткой, агрессивной, обладать “мужскими качествами”, может быть, даже больше, чем сами мужчины. И такие женщины будут единицами, а мужчины будут по-прежнему составлять большинство представителей власти.
Шведская модель
Другое дело, если все общество ориентировано на социальную защищенность, равенство, заботу о слабых слоях и т. д. Несколько дней назад я была на встрече в шведском посольстве в Израиле. Посол Швеции мне сказал: “Мы очень гордимся нашим феминистским правительством. У нас и в государственном секторе на руководящих постах больше женщин, чем мужчин”. Представитель шведского министерства иностранных дел рассказал, что они разрабатывают программный документ, призванный расширить понятие безопасности на разные сферы жизни — экономическую, сексуальную, физическую безопасность. Женщины определяют основополагающие ценности шведской политики. А у нас бывший депутат говорит об Аелет Шакед: “Ну вот, первый раз у нас министр, которая может украсить собой настенный календарь в гараже”.
Не только в правительстве
История показывает, что женская солидарность часто оказывается сильнее, чем ксенофобия и религиозная нетерпимость, что женщины способных объединиться, чтобы добиться мира. Кроме того, для женщин часто главное не столько контроль над территориями, сколько потребности людей. И им необязательно становиться депутатами или министрами, чтобы влиять на происходящее в стране.
Например, в Колумбии в 2002 году правительство заявило о прекращении переговоров с повстанцами и о начале военной операции. 40.000 женщин из разных партий объединились и выступили с протестом против войны и милитаризации.
Посол США в Анголе, Дональд Стейнберг, утверждает, что поскольку в Анголе в 1994 году среди участников мирных переговоров не было женщин, проблемы беженцев, сексуального насилия, восстановление социальных служб были фактически игнорированы. А вот в Дарфуре, в 2006, после того, как женщины были включены в процесс мирных переговоров, они настояли на необходимости обеспечить безопасность для беженцев, еду для населения и защиту от сексуального насилия.
Женские движения за мир в Израиле
В Израиле тоже есть подобные примеры. Например, движение “4 матери”, возникшее как реакция на “катастрофу вертолетов”, в которой погибло 73 солдата. Это движение возглавили матери солдат, его целью было заставить правительство вывести войска из Ливана. Другой пример — это “Женщины в черном”, которые протестуют против милитаризма и оккупации. В прошлом году, как реакция на события последней войны, в Израиле возникло новое внепартийное женское движение. “Женщины борются за мир” включают тысячи женщин абсолютно разных политических взглядов — в том числе поселенок. Они требуют от политиков начать мирные переговоры с палестинцами, обращаясь при этом к политикам всех без исключения партий. 13 мая, в день приведения к присяге нового правительства, это движение устраивает пикет у Кнессета. Цель пикета — личное обращение женщин к каждому из министров и парламентеров. Как сказала одна из основательниц этого движения судья Савиона Ротлеви: “Мои сыновья воевали. Теперь у меня подрастают внуки, и я с ужасом думаю, что и им придется воевать. Этот заколдованный круг насилия должен остановиться”.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта
Автор: Ася Истошина