22.11.2024

Норвегия. Война. Герои Вадим ГОРЕЛИК – Операция «ГУННЕРСАЙД»


 

Как 11 норвежских парней спасли мир от нацистской ядерной угрозы

Норвегия в 1940 г. во время Второй мировой войны (ВМВ) была оккупирована нацистами. Король Хокон VII, правительство и большая часть армии эмигрировали в Англию и создали там движение Сопротивления. Наш рассказ – об одном из неизвестных нам эпизодов борьбы норвежцев с нацизмом, сыгравшем решающую роль в блокировании немецкой атомной программы.

Гонка за ядерной бомбой. Судьба ВМВ решалась не только «катюшами» и «шмайсерами». Это был ещё и поединок между двумя группами блистательных физиков. Из всех государств – участников ВМВ немцы, благодаря таланту немецких физиков и успехам немецких инженеров, были ближе всех к получению атомной бомбы. В декабре 1938 г. немецкие физики Отто Ган (Нобелевский лауреат) и Фриц Штрассман впервые в мире осуществили искусственное расщепление ядра атома урана. 26 сентября 1939 г. Управление армейских вооружений для обсуждения реализации программы «Урановый проект» собрало специалистов в области ядерной физики, с участием Нобелевских лауреаов Вернера фон Гейзенберга и Вальтера Боте, а также Ганса Гейгера (создателя счётчика Гейгер) и ученика Гейзенберга Карла фон Вайцзеккера – брата будущего президента ФРГ (1984–1994), барона Рихарда фон Вайцзеккера.

Участники совещания сочли возможным создание ядерного оружия за 9-12 месяцев.

Разработками ведал лично имперский министр вооружений Альберт Шпеер, а участниками проекта были физический институт Общества кайзера Вильгельма, директором которого был до 1933 г. Альберт Эйнштейн, и такие «зубры» немецкой индустрии, как концерн «ИГ Фарбениндустри», производитель металлического урана фирма «Ауэрге», а также единственный в мире завод по производству «тяжёлой» воды фирмы «Норск- Хайдро» в норвежском городе Рьюкан (провинция Телемарк). Урановая руда в достаточном количестве была в оккупированных Чехословакии и Бельгии.

Гейзенберг разрабатывал ядерный реактор, к котором в качестве замедлителя нейтронов использовалась т.н. «тяжёлая» вода, содержащая вместо двух атомов обычного водорода (известная школьная формула H2O) два атома «тяжёлого» водорода- дейтерия: D2O. Для работы реактора требовалось 10 т. «тяжёлой» воды, поэтому роль завода в Рьюкане была решающей.

Аналогичный атомный проект в США (Манхэттенский проект) был запущен только в июле 1942 г., а в СССР постановление ГКО № 2352сс «Об организации работ по урану» принято только 28 сентября 1942 г. Таким образом, немцы начали работу над атомной бомбой почти на три года раньше аналогичных проектов США и СССР. К тому же первая боевая ракета Вернера фон Брауна Фау-2 (Vergeltungswaffe -«Оружие возмездия»), которая могла нести ядерный заряд, была выпущена по Великобритании 7 сентября 1944 года, спустя всего 21 месяц после начала работ. Если бы нацистам удалось создать атомное оружие, то ход событий и на Восточном фрон, и во ВМВ в целом мог бы быть иным. Вот что сказал известный физик, участник Манхэттенского проекта Лео Сциллард, выступая в 1945 г, перед комиссией Конгресса США: «При определенных условиях нацисты могли бы к весне 1944 г. создать атомное оружие». Напомню, что США получили атомную бомбу только в 1945 г.

Операция «Гуннерсайд». Стояла поздняя осень 1942 г. Европа была захвачена нацистами. Немцы рвались к Волге. Войска союзников отступали в Ливийской пустыне. Британские спецслужбы знали о планах нацистов и начали планировать спец. операцию по уничтожению завода в Рьюкане.

Первая передовая группа «Ласточка» в составе 5 норвежцев с рацией должна была подготовить прибытие основной группы британских коммандос. В 23.30 вечера 15 октября 1942 г. «Ласточка» была выброшена па парашютах на склоне гор вместе с контейнерами с оборудованием. Переход на место базирования в условиях северной зимы занял больше месяца. И только 10 ноября радист передал условный сигнал «Три розовых слона», означавший, что они вышли на заданную позицию и ждут десанта. А его отправка затягивалась.

Первая попытка выбросить десант английских коммандос кончилась неудачей. Все десантники (41 человек) погибли. Вторая попытка, вошедшая в историю спецопераций под названием «Гуннерсайд», готовилась более тщательно. Вместо британских десантников были подготовлены 6 коммандос – бойцов норвежского Сопротивления уроженцев провинции Телемарк, прирождённых лыжников, хорошо знающих местность. В одной из казарм выстроили точный макет (в масштабе 1:1) цеха «тяжёлой» воды, и шестёрка норвежцев училась там в темноте полярной ночи закладывать взрывчатку.

В ночь на 16 февраля 1943 г. 6 норвежских коммандос были выброшены на парашютах на лед озера Скрукен, в сорока восьми километрах к северо-западу от базы «Ласточки».

Встреча двух групп произошла только через неделю из-за снежной бури и плохой видимости. Всем раздали по ампуле цианистого калия на случай плена.

За месяцы ожидания «Ласточка» собрала всю информацию, необходимую для того, чтобы перехитрить нацистов. Было известно точное число немецких и норвежских часовых на каждом посту, точное время смены караулов. Они знали каждый вход и выход, точное расположение каждой двери и каждого окна, подземных туннелей и труб, по которым можно было войти и выйти. Гидроэлектростанция и завод представляли собой неприступный объект: с одной его стороны была высокая отвесная двухсотметровая скала, на вершине которой расположились эл.станция и завод, с другой – глубокое ущелье. Поэтому коммандос решили проникнуть на завод по коммуникационному туннелю для силовых кабелей.

Операция началась поздно вечером 27 февраля. Два подрывника и два норвежских бойца проползли по туннелю в цех «тяжелой» воды. Остальные коммандос заняли круговую оборону у входа в туннель. Взрывчатка, детонаторы, часовой механизм и бикфордовы шнуры были размещены на цистернах с тяжелой водой. Взрыв произошел через 20 минут после того, как все члены группы были уже в безопасности. Была полностью уничтожена установка высокой концентрации и электрическая аппаратура. Удар, нанесённый немцам норвежцами, был сокрушающим. Немцы потеряли самое

невосполнимое в битве ядерных лабораторий — время. А норвежцы обошлись без потерь!

Гиммлер был разъярён. Диверсантов искали 2800 человек: гестапо, полевая полиция с собаками, норвежские штурмовики.

А спецназовцы тем временем шли на лыжах через всю страну к шведской границе. Они дошли до нее, преодолев по безлюдным тропам путь в 400 километров. «Чем же нам наградить этих героев?» — взволнованно написал Черчилль на докладе о диверсии.

Командование британского управления спецопераций оценило операцию «Гуннерсайд», как наиболее успешную в ходе всей ВМВ.

Операция «Добивание». После операции «Гуннерсайд» немцы восстанавливали завод полгода, К осени 1943 г. он не только возобновил, но и расширил производство «тяжёлой» воды. Тогда американцы с присущим им размахом решили всё же завод добить. 16 ноября 1943 года 155 «летающих крепостей» тремя волнами накатывались на гидростанцию и завод на скале. Всего было сброшено почти двести тонн бомб – количество, достаточное для превращения в развалины крупного города.

Результатами бомбёжки были: гибель мирных норвежцев и небольшие повреждения на станции и на заводе. Скала, на которую обрушился основной град бомб, устояла. Не пострадал и главный объект бомбометания – завод «тяжёлой» воды. Военный результат бомбёжки был много меньше результата операции «Гуннерсайд», а ущерб, нанесённый гражданскому населению, – неизмеримо выше. То, что сделали 11 норвежских парней, не смогли сделать 155 «Летающих крепостей»!

После налёта немцы решили всё же демонтировать завод и перевезти оборудование и накопленные запасы «тяжёлой» воды (около 1 т.) в Германию. Именно этой партии не хватало Гейзенбергу, чтобы приступить к решающему эксперименту, в результате которого было бы, как минимум, создано огромное количество сильно радиоактивных веществ для головок ракет Вернера Брауна, нацеленных на Лондон. Пришлось опять звать на помощь норвежцев во главе с лейтенантом Кнутом Хаугландом. И Хаугланд разработал план новой диверсии, такой же остроумно дерзкий, как и план операции «Гуннерсайд». Паром «Гидро», перевозивший ёмкости с «тяжёлой» водой через озеро Тинсьё к железной дороге, охраняли спецкоманда 7-го полицейского полка СС, большой отряд вермахта, наготове была эскадрилья из 7-й специальной воздушной группы. Накануне отплытия парома четверо диверсантов проникли на паром и заложили там взрывчатку. Взрыватель был рассчитан на момент нахождения парома на самом глубоком месте озера, откуда никакие водолазы не смогли бы извлечь потонувший груз. Расчёт был на национальную черту немцев: необыкновенная точность, расписанный по минутам график движения парома. Если бы немцы на этот раз изменили себе, диверсия бы не удалась. Но немцы оправдали доверие партизан. Погрузка была закончена минута в минуту. Паром точно по расписанию отошёл в свой последний рейс. Взрыв парома и наступление Красной армии под Сталинградом поставили окончательный норвежско-советский крест на атомной программе Гитлера.

Операция Кон-Тики. Лейтенант Хаугланд, один из легендарной группы, совершил уже в мирное время ещё один подвиг. По приглашению своего друга, знаменитого путешественника Тура Хейердала он пересёк с ним в 1947 г. на плоту Кон-Тики Тихий океан. Шестёрка викингов двадцатого века за 101 день плавания проплыла 6980 км. покорив на плоту под парусом величайший на земле океан. А Кнут Хаугланд был после этого в течение 40 лет директором музея Кон-Тики в Осло.

Послесловие к подвигу. В этом году весь мир отмечает 70-летие победы над нацизмом. Бывшие союзники отмечают этот день по-разному, но все они едины в одном: память о героях, сокрушивших нацизм, священна, невзирая на их национальную и гражданскую принадлежность. Из-за операции «Гуннерсайд» Гитлер не смог снарядить ракеты Фау-2 ядерными боеголовками и превратить последние месяцы войны в Судный День.

Склоним же и мы головы перед этими норвежскими парнями, вырвавшими страшное оружие из рук Гитлера и даровавшими всем нам, нашим детям и внукам будущее. Вот их непривычные для нашего слуха имена, высеченные на памятном камне возле электростанции в Рьюкане (см. заголовок): А. Кьелструп, К. Хельберг, К. Хаугланд, Й. Поулссон, Э. Скиннарланд, И. Роннеберг, К. Идланд, Ф. Кайзер, Г. Сторхауг,

​ ​Б. Стремшейм и Г. Сюверстэд.

Автор: Вадим ГОРЕЛИК


67 элементов 1,337 сек.