Пока мы не возвысим нашу цель над материальной жизнью, нам не достичь материального возрождения. Ведь мы потомки идеи" (Бааль Сулам)
167 год до нашей эры. Черные тучи с пугающей быстротой заволакивают небо Иудеи. Длинный список селевкидских указов сотрясает страну. Земля Израиля переживает разгар эллинизации.
Каббалисты объясняют внутреннюю суть этого процесса: человеческий эгоизм вспыхивает с небывалой силой и разрушает привычную пастораль. Стремление к единству и любви уступает место холодному прагматическому расчету – символу греческой культуры. Народ раздроблен классовыми противоречиями, а в Иерусалиме формируется проэллинистическое общество – знать, отделившаяся от собратьев и презревшая те основы, которые сплачивали иудеев в единое целое. Дело доходит до абсурда: даже место Великого Первосвященника продается. Разваливаются устои. И когда конформизм грозит затопить умы и сердца, Матитьягу с сыновьями выходит на борьбу за будущее народа – не за материальные блага, а за его дух.
Чего требовали Хасмонеи? Территорий? Религиозной автономии? Культурной независимости? Не только. На самом деле, потеря всего вышеперечисленного стала лишь внешним проявлением потери куда более серьезной. Мы лишились былого единства, и глубокая пропасть пролегла между нами.
Над нашим "миром следствий" существует "мир причин". Это так же, как с изнанки вышивки кроется переплетение составляющих ее нитей. "Нити" высшего мира генерируют все картины, предстающие перед нашими глазами, они определяют события и обстоятельства нашей жизни. Мы видим лишь одну грань реальности, но есть люди, познавшие ее в полном объеме. Для них наш мир "прозрачен" и не заслоняет высшие уровни мироздания. Такие люди называются каббалистами.
С высоты духовного постижения они видели, как народ погружается во власть эгоизма. Когда мы внутренне сплочены, никакая сила в мире не может нас одолеть. Но когда отчуждение подтачивает нашу близость по духу, мы сбиваемся с курса и падаем. Маккавеи сражались не с греческим господством, а с засильем эгоизма и бездуховности.
"Национальные победы и завоевания, – пишет рав Кук, – стали не только спасением нашей земли и наших тел, но спасением нашего духа и наших душ". Именно поэтому основная борьба велась против эллинистов – той части народа, которая поддалась влиянию греческой культуры, ее "неоспоримой" логики защиты собственных интересов. Люди перестали думать о том, что хорошо для народа, теперь их интересовало только "что хорошо для меня?"
И Хасмонеи пошли в бой, противопоставив дух единства узаконенному разобщению, за объединение народа Израиля.
2000 лет спустя в нашем обществе нет числа различным объединениям: объединение студентов, общество ветеранов, организация инвалидов, объединение резервистов, учителей, родителей, родителей-одиночек – ассоциации, союзы, амутот. У всех свои проблемы и интересы. Все борются за свои права. Но против кого?
В мире следствий, говорят каббалисты, изменить ситуацию невозможно. Коренные, качественные перемены наступят лишь тогда, когда мы изменим свое отношение друг к другу. Во взаимосвязи между нами кроется духовная основа и наше благополучие.
Если уж и выходить на борьбу, то не против той или иной государственной структуры, а против истинной причины наших бед – эгоизма каждого из нас, нашего внутреннего соглашательства, которое толкает нас к пропасти под торжественный звон "греческих" литавр и убаюкивающие звуки "греческих" арф. Непоколебимая уверенность в том, что все устроится само собой – это и есть логика эгоизма, когда он не знает, как справиться с проблемами. Как раз такими и были те самые эллинисты, которые беспокоились только о своем и сиюминутном.
Мы не столь уж далеки от памятных событий в древней Иудее: живя на своей земле, мы по-прежнему остаемся в духовном изгнании. В каббале понятия "изгнание" и "избавление" указывают на внутреннюю связь между различными частями народа. Единство – это и есть духовность.
Я стою перед восьмисвечником. Слушаю, как дождь играет на подоконнике, и медленно погружаюсь в пламя, мерцающее у меня перед глазами. В бешеном ритме наших дней многое утрачивает свой колорит, но краски Хануки, ее огонь, аромат пончиков и хор детских голосов все еще пробуждают во мне чувства, которые жизнь дарит лишь на краткие мгновения. Я смотрю на их одухотворенные лица и думаю о будущем. Об их будущем.
Вглядываясь в общество, раздираемое противоречиями, я вспоминаю лучшие времена, когда еще были люди, способные подняться на духовную войну. Они вели бой за единство всех, за твердыни нашего народа. Сегодня мы снова стоим перед необходимостью духовного сражения, и войну эту поведет не Цахал. Наш подлинный враг находится внутри нас, и его не победишь силой. Здесь нужно что-то еще.
Возрождение духа народа Израиля!
Олег Ицексон 27.11.2013
Источник: 66 канал ТВ
—————————-
Дорогие друзья, с праздником Света! Ханука Самеах.
Григорий Ноткин