Большинство из нас относится к интеллигенции и, в то же время, нам в той или иной степени не хватает интеллигентности. Попробуем разобраться в том, кто мы есть и какого "витамина" нам недостает. С понятием "интеллигенция" всё более или менее ясно. В «Толковом словаре» С. Ожегова сказано: "Интеллигенция – это социальная прослойка, состоящая из работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях". В качестве примера приведено такое словосочетание: «передовая русская интеллигенция».
Интересно, можно ли сказать: реакционная или отсталая русская интеллигенция? А ведь такая существовала, к тому же в немалом количестве. В немецком языке тоже есть термин Intelligenzija, который определяется как "русское обозначение слоя образованных людей". Ни одна общественная группа не является столь разнородной: врачи и учителя, инженеры и писатели, работники науки и служители искусства, работники сферы управления – всех не перечислить. Используя математическую терминологию, можно сказать, что интеллигенция – это множество людей, зарабатывающих себе на жизнь умственным трудом. Согласно марксистскому жаргону, интеллигенцию не удостоили титула "класс", ее назвали прослойкой, чтобы не путать с теми, кто происходил "от сохи" или родился "между молотом и наковальней". Кстати, известно множество случаев, когда дети рабочих и крестьян становились интеллигентами. Противоположные примеры чрезвычайно редки, хотя интеллигенцию вряд ли можно назвать привилегированной частью общества.
Советская власть изначально не жаловала интеллигенцию. Еще В.И. Ленин писал: "Интеллигенция занимает своеобразное положение среди других классов, примыкая отчасти к буржуазии по своим взглядам и воззрениям, а отчасти к рабочим, поскольку интеллигент является зависимым наемным работником". Конечно, это было сказано о той интеллигенции, которая досталась советской власти в наследство от царского режима. В общем, это была "не наша" интеллигенция. Зато советская власть за 75 лет своего существования выпестовала "передовую советскую интеллигенцию". Уже в 1938 г. отец народов И.В. Сталин, выступая на совещании пропагандистов, говорил: "Все наши люди состоят из интеллигенции, это надо вбить в головы. Интеллигенция у нас должна быть солью земли. Раньше издевались над интеллигенцией, потому что она служила не земле, а небу – не народу, а эксплуататорам…" Почему же советская интеллигенция была такая передовая? А потому, что эта прослойка была нищей и, вследствие своей бедности, была вынуждена продавать себя ради куска хлеба. Примерно 250 лет назад великий американский ученый и общественный деятель Бенджамен Франклин (его портрет на стодолларовой купюре) заметил: "Бедному человеку трудно оставаться порядочным – пустой мешок не стоит, а падает". Образованный и материально независимый человек всегда неудобен властям. А любой руководитель – будь он президент великой державы или глава семьи – хотел бы, чтобы его "подданные" полностью разделяли его мнение и всегда одобряли его действия. Когда у этого "подданного" появляются ненужные сомнения в правильности принятого решения или выбранного пути, то кому же это понравится? У всех правителей России негативное отношение к интеллигенции было врожденным и передавалось по наследству. Например, император Николай II не переносил даже само слово "интеллигент" и сказал однажды, что прикажет Академии наук изгнать это слово из русского языка. В.И. Ленин, который, кстати, сам был потомственным интеллигентом, тоже не жаловал интеллигенцию. Правда, он не посягал на словари, он поносил интеллигенцию непотребными словами, морил голодом, а особо выдающихся, а потому и неугодных, изгонял из страны.
Не знаю, к сожалению или к счастью, миру, в котором мы живем, свойственна двойственность. Существуют положительные и отрицательные заряды, силы отталкивания уравновешиваются силами притяжения, а добро и зло порой переплетаются так, что их невозможно разделить.Эта двойственность в полном объеме присуща интеллигенции. С одной стороны, она является самой образованной, а с другой стороны, самой неустойчивой частью общества. Вспомните поведение русской интеллигенции в пред- и в послереволюционные годы. Она раскололась в своих симпатиях и антипатиях. И уже на наших глазах в горбачевские и ельцинские времена произошел разброд среди советской интеллигенции. То ли дело эпоха В.Путина! Тут уж нет никаких шатаний. Почти вся интеллигенция едина в своем верноподданическом порыве. Геннадий Хазанов позволил себе "озвучить" этот порыв. Он сказал примерно следующее: я готов целовать президента во все места за его вклад в развитие культуры. Впрочем, Хазанов не оригинален: эту идею примерно за 200 лет до известного артиста высказал английский поэт Д. Байрон, который написал: «Давайте будем страстно целовать Монархам все целуемые части…»
Говоря о том, что интеллигенция соткана из противоречий, нельзя не вспомнить поведение западноевропейской интеллигенции в предвоенный период. Из страха перед фашизмом почти вся культурная элита – достаточно назвать имена Л.Фейхтвангера, Р.Роллана, А.Барбюса, Л.Арагона, Б.Шоу, Г.Уэллса, П.Пикассо и многих, многих других – горячо поддерживала кровавый сталинский режим, закрывая глаза на его многочисленные злодеяния. Недаром кто-то сказал, что нет такого омерзительного политического течения, которое не нашло бы своих интеллектуалов. Да и в наши дни позиция европейской интеллигенции в арабо-израильском конфликте представляется мне, мягко говоря, весьма и весьма сомнительной. Двойственность интеллигенции проявляется во всем. Ей свойственны высокий гуманизм и оголтелое человеконенавистничество. Один и тот же человек изобрел динамит и учредил Нобелевскую премию мира. Интеллигенты разработали атомную бомбу и открыли пенициллин. Революционеры всех мастей тоже всегда или почти всегда были интеллигентами.
Хочу привести высказывание знаменитого русского философа Вл.Соловьева, сделанное в 1884 году: "Бесы ( а ими впоследствии оказались большевики ) могут придти только на готовое, если культурная элита расчистит им дорогу, обескровив страну и положив ее, обессиленную, к ногам палачей". Так оно и случилось. Русская интеллигенция, начиная с "неистового Виссариона" Белинского и следующих за ним Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Некрасова и других, последовательно подготавливала свержение прогнившего царского режима. Каждый поэт или писатель считал себя в той или иной степени революционером, т.е. борцом за народное дело. Вот как писал об этом один из последователей Вл.Соловьева русский философ еврейского происхождения Семен Франк (умер в 1950 году близ Лондона): "Символ веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд "большинства". Служение этой цели есть для него высшая и вообще единственная обязанность человека, а что сверх того – то от лукавого". Ему вторит другой философ Михаил Гершензон: "Думать о своей личности – эгоизм, непристойность; настоящий человек лишь тот, кто думает об общественном, работает на пользу общую… Дома грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, – да оно и легче и занятнее, нежели черная работа дома…" Как это всем нам знакомо! "Прежде думай о Родине, а потом о себе."
А что же такое «интеллигентность» и соответствующий ей эпитет "интеллигентный"? В немецком языке нет адекватного понятия, да и русские словари неточно определяют это слово. Передо мной лежат «Толковый словарь русского языка» и «Словарь иностранных слов». В обоих словарях написано примерно одно и то же, а именно: интеллигентность – это умственная развитость, подготовленность к пониманию теоретических вопросов, к усвоению научных познаний; культурность. Такое определение больше соответствует понятию "интеллектуальность". А интеллигентность, как мы все это слово интуитивно понимаем, включает в себя, кроме образования и интеллектуальной компоненты, еще элементы воспитанности, например, деликатность, тактичность, скромность, порядочность и еще что-то, зачастую неуловимое, и всё это сочетается с определёнными моральными принципами. Можно еще добавить, что интеллигентный человек всегда уважительно относится к чужому мнению. Здесь я хочу привести одну японскую притчу. "…У каждого из нас есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я – дурным. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я необязательно мудрец, а он необязательно глупец. Мы оба только обыкновенные люди…" Одно можно сказать определенно: интеллигентный человек и интеллигент – далеко не синонимы. Безусловно, интеллигентный человек – это еще не ангел. Да и вообще люди с ангельским характером и ангельским поведением, как, например, Алеша Карамазов, –редчайшее исключение. Конечно, встречаются люди, которые воплощают в себе все или почти все качества, свойственные интеллигентности. Такими людьми, на мой взгляд, были В.Г. Короленко и А.Д. Сахаров. А в массе своей каждому из нас чего-то недостает или наоборот имеются качества, никак не совместимые с интеллигентностью. К ним можно отнести грубость, развязность, склонность к саморекламе, крикливость, навязчивость – всё то, что мы в разговорах называем словом "жлобство".
А еще мне кажется, что истинно интеллигентный человек не может быть антисемитом и вообще шовинистом или националистом. И здесь я хочу процитировать замечательного интеллигента Мстислава Растроповича: " Я ощущаю солидарность со всяким человеческим существом. Будь то сербы, негры или евреи – мне всё равно. Для меня существуют только две расы и два класса – люди добрые и люди злые."
А разве можно назвать интеллигентным человеком, скажем, И.Шафаревича, будь он хоть трижды академиком? Следует отметить, что среди русской – и не только русской – интеллигенции антисемитизм не является исключительным явлением. К примеру, великолепный писатель и тонкий психолог Ф. Достоевский грешил и изрядно грешил антисемитизмом. И.Гончаров, И.Аксаков и многие писатели, деятели искусства тоже были антисемитами. Споры об истоках и проявлениях этой болезни не стихают на протяжении столетий. Например, очень уважаемый мною Василий Гроссман среди прочего считал, что антисемитизм – это мера человеческой бездарности. Я не могу с этим согласиться. Многие весьма одаренные люди – писатели, музыканты, ученые – были патологическими антисемитами. Вообще я полагаю, что отрицательное отношение к конкретному еврею не является антисемитизмом. Евреи, как и всякая другая нация, имеют право иметь своих негодяев, – примерно такую мысль высказал в своё время В. Жаботинский. А вот обобщающие высказывания всегда дурно пахнут. Л.Н. Толстой, которого я считаю великим русским интеллигентом, писал так: "Для меня равенство всех людей – аксиома, без которой я не мог бы мыслить. Чем разумнее и добрее люди, тем они теснее и органичнее связаны друг с другом воедино, будь то германцы, англо-саксонцы, евреи или славяне, тем они дороже друг другу. И чем менее они разумны и добры, тем более они распадаются и становятся ненавистны друг другу. И потому кажется, что еврею и русскому более нечего делать и ни к чему иному стремиться, как к тому, чтобы быть как можно разумнее и добрее, забывая о своем славянстве и еврействе, что давайте с вами делать". Какие мудрые слова! Однако русские революционеры, начиная с В.И.Ленина, неодобрительно относились к Л.Н.Толстому и к толстовству. Слово "толстовец" стало таким же ругательным, как и слово "интеллигент". Маяковский писал в те годы, что интеллигенция есть ругательное слово. Кстати, вспомните, каким словом ругала Варвара Лоханкина своего мужа Васисуалия (И.Ильф, Е.Петров "Золотой телёнок" ). Она кричала ему : "Интеллигент!" Даже на десятом году Советской власти это слово звучало как оскорбление.
Со временем интеллигенция "исправилась" и стала активно ( по крайней мере на словах) поддерживать власть. Однако некоторые представители интеллигенции – их называли диссидентами – позволяли себе выражать открытое недовольство властью, которая, в свою очередь, "не одобряла" их действий: диссидентов сажали в тюрьмы, "лечили" в психушках, изгоняли из страны. О них, в т.ч. и о себе, писал поэт А.Галич:
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду.
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото.
Старательский вальсок
Однако сгинули не все "крикуны и печальники". Как уже не раз бывало в человеческой истории, Давид победил Голиафа: слабая, неустойчивая интеллигенция развалила "Союз нерушимый республик свободных".
В заключение я хочу привести слова еще одного интеллигента, видного писателя Ю.Нагибина из последнего интервью, которое он дал в 1994 году незадолго до своей смерти: "Есть замечательное философское учение – экзистенциализм. Оно говорит, что всё в руках самого человека. Что за свою жизнь отвечает он сам. Не общество, не правительство, не партия. Ты в ответе за каждый свой поступок: и за дурное, и за хорошее. Проникнитесь этим, и всё станет ясно. Когда человек это поймет, у него определится отношение ко всему – к людям, близким и далеким, деревьям, траве, воздуху. Не надо целей и идеалов: цель жизни – жизнь…"
Наши авторы: Г. Калихман