Евреи мужественно воевали во всех войсках антигитлеровской коалиции.
Это уже общеизвестный факт. Но многие ли знают, что ни в одной армии,
за исключением Еврейской бригады в Британии, не было такого высокого
процента евреев, как в 16-й Литовской дивии. Если в 1943 году в 200
советских пехотных дивизиях было 1,6% евреев, то в 16-й Литовской они
составляли 34,2%.
Это была единственная дивизия Красной Армии, где большинство солдат и
офицеров разговаривали на "мамен лошн", т.е. на идиш и на иврите.
Бывали случаи, когда приказы и переклички шли только на идиш. Перед
выходом из Ясной Поляны в большом клубе на собрании солдат и офицеров
249-го стрелкового полка, за исключением начальника политотдела, все
ораторы говорили на идиш. В городе Балахны Горьковской области, где
формировалась дивизия, когда маршировали бойцы полка, звучали
еврейские песни. Евреи-воины этой дивизии, беженцы из Литвы, соблюдали
религиозные традиции. В Туле, где временно была дислоцирована дивизия,
сержант-еврей по субботам строем водил религиозных солдат на молитвы в
местную синагогу. Когда пришло время боев, на похоронах павших воинов
зазвучал "Кадиш".
16-я Литовская дивизия формировалась в соответствии с постановлением
правительства СССР от 18 декабря 1941 года. Она была образована в
противовес литовским войсковым соединениям, поддерживающим фашистов.
Литовская полиция и даже значительная часть крестьян страны еще до
прихода нацистских войск грабили и расстреливали евреев. С вступлением
гитлеровской армии на территорию Литвы было образовано марионеточное
правительство, которое верно служило интересам Третьего рейха.
Окончательное формирование 16-й Литовской завершилось к 7 июля 1942
года. Это была полнокровная, хорошо оснащенная дивизия, в составе
которой насчитывалось более 10000 человек. По архивным данным, по
состоянию на 1 января 1943 года в ее составе были не только евреи и
литовцы, а представители еще 30 национальностей: русские, украинцы,
белорусы, грузины, латыши, эстонцы, поляки, казахи, татары… В
дивизии было немало дипломированных инженеров и врачей, в основном
евреев.
Тяжелая судьба евреев под нацистским гнетом была известна бойцам
дивизии. Все солдаты и офицеры, а евреи особенно, мстили врагам. Когда
еврейские солдаты шли в бой, наряду с лозунгами на литовском и русском
языках, звучали и призывы на идиш: "Вперед, в атаку! Отомстим за наших
отцов и матерей!".
Евреи-бойцы 16-й Литовской дивизии отличались в боях. Это не могло не
восхищать даже тех, кто традиционно не любил евреев. Командир 249-го
полка Федор Лысенко, офицер-казак, не скрывавший своих антисемитских
взглядов, со временем стал восхищаться героизмом и мужеством евреев.
Он лично рекомендовал присвоить высокое звание "Герой Советского
Союза" своим подчиненным – командиру батальона Вульфу Виленскому и
двум артиллеристам – Калману Шуру и Гиршу Ушполису.
17 февраля 1943 года дивизия была переброшена в район Алексеевки
Орловской области. Этот переход был совершен на пределе человеческих возможностей. Отставали
орудия крупного калибра, подводы с боеприпасами и продовольствием.
Дивизия прибыла в район назначения Орловской области с обессиленными и
голодными людьми.
Немецкая армия по тщательно подготовленной "Операции Цитадель" утром 5
июля 1943 года перешла в наступление, но встретила ожесточенное
сопротивление. 23 июля в контрнаступление включилась и Литовская
дивизия, которой удалось прорвать линию обороны фашистов и освободить
56 населенных пунктов, в том числе село Литва.
За мужество и героизм в этих боях были награждены орденами и медалями
1817 солдат и офицеров дивизии. Среди них было более 1000 евреев.
Илья Эренбург в статье "Сердце Литвы", опубликованной в газете
"Правда", писал о героизме санинструктора Шейнель. Она за два дня на
своих плечах вытащила с поля боя более 60 тяжело раненых солдат и
офицеров, а сама потом погибла под вражеским пулеметным огнем.
Эренбург рассказывал о том, что у Шейнель было слабое здоровье, ее не
хотели пускать на опасные операции, но она настаивала на своем. Даже
тяжело раненная в грудь, она продолжала спасать своих боевых
товарищей. "Может быть, – говорилось в статье Эренбурга, – что те же
немцы, которые ее убили, замучили до смерти родителей Шейнели в
еврейском литовском местечке".
Дивизия воевала геройски. Из 12 солдат и офицеров дивизии, которым
было присвоено звание "Герой Советского Союза", были 4 еврея: Вульф
Виленский, Калман Шур, Гирш Ушполис, Борис Циндель. По существу не
было ни одного еврейского солдата и офицера дивизии, не награжденных
советскими орденами и медалями за мужество и героизм на поле боя.
Многие из них прошли с дивизией в боях около 400 км, освободили более
600 городов и сел, уничтожили тысячи солдат и офицеров противника,
взяли в плен 12000 нацистских вандалов.
В дивизии было немало еврейских женщин, которые воевали наравне с
мужчинами. Это были девушки из литовских местечек, они горели желанием
отомстить врагу за гибель родителей, за братьев и сестер, которые
оставались в Литве на растерзание оккупантов – 86 евреек добровольно
пошли на фронт.
Первая женская группа состояла из радисток и медицинских сестер. В
феврале-марте 1942 года в Балахне формировалась женская рота в составе
150 солдаток – это были литовские, еврейские и русские девушки. Многие
еврейские солдатки были награждены орденами и медалями. Среди них –
Белла Шапиро, награжденная шестью орденами и восьмью медалями, Хася
Дисник, Этти Служистель и много, много других. Они спасли десятки
раненных на полях сражений, а сами погибли.
В медицинской службе дивизии были врачи разных национальностей, но
большинство, свыше 80% были евреи. Руководителем и организатором
медицинской службы дивизии был полковник Эдуард Кушнер. Отличился в
боях и доктор А.Шейнберг, бывший участник гражданской войны в Испании.
Немало человеческих жизней спас и командир-профессор Хацкел Кибарский,
один из лучших кардиологов Литвы. Хирургическим отделением медицинской
службы руководили врачи Шалом Пташек, Соломон Рабинович и Хана
Гольдберг, а сложную работу по приему раненных возглавлял энергичный и
опытный врач Моше Соболь.
Под огнем, на поле боя, отличились санитары и медицинские сестры Соня
Ивенските-Виленская, Вита Тетра, Хана Москович, Шимон Исаков, Бенцион
Шломович и многие другие, а Гуревич, Борок, Магит, Гордон,
Глезер-Керенский и другие пали смертью храбрых при спасении раненых.
Учитывая, что в Литовской дивизии были самые опытные врачи, то многие
из них, в том числе евреи, были переведены в другие военнные
формирования. Изабелла Файнберг-Пинкус принимала участие в
Сталинградской битве, Ихазкиел Савитег, Давид Аронин, И.Левин, Хана
Тонер и другие воевали на других фронтах.
6 октября 1943 года дивизия в составе 3-й армии вела упорные бои в
районе Витебска. Зимой 1944 года она участвовала в освобождении
Вильнюса, в составе 3-го Белорусского фронта летом 1944 года прошла в
боях более 500 км.
В новом наступлении 1-го Балтийского фронта, которое началось 5
октября 1944 года, перед дивизией была поставлена задача: очистить
Северо-Западную Литву от нацистов. В кровопролитных боях дивизия
приблизилась к Восточной Пруссии в районе города Тильзита. За эту
операцию в октябре 1944 года орденом Боевого Красного Знамени года был
награжден 31 воин, 10 человек получили высокое звание Героя Советского
Союза, и среди них – 4 еврея.
В конце 1944 года вся Литва, за исключением порта Клайпеда, была
очищена от врага. В том же году дивизия была переброшена на север
Курляндии, чтобы завершить ликвидацию окруженных немецких дивизий.
В конце января 1945 года дивизия ликвидировала окруженные немецкие
войска в Клайпеде. Бои шли с 27 по 30 января. Ей было присвоено
почетное звание "Клайпедская". После капитуляции нацистской Германии
Клайпедской-Литовской было поручено разоружить 8 немецких дивизий и
перевести пленных по назначению. Одним из руководителей этой операции
был полковник Соломон Коэн Цадик. После победы штаб дивизии был
дислоцирован в Вильнюсе. В конце 1945 и в начале 1946 годов
большинство участников боев демобилизовалось, и осталась только часть
офицерского состава.
Так завершилась краткая история героической "еврейской" 16-й Литовской
дивизии, покрывшей себя неувядаемой славой.
Эфраим Гринберг, доктор исторических наук, "The Yonge Street Review"