Ровно 45 лет назад, в ночь с 5 на 6 февраля 1970 года, в эйлатском военном порту раздались мощные взрывы. Египетские диверсанты морем добрались до города из расположенной напротив иорданской Аккабы и прикрепили магнитные мины к двум израильским судам.
Вспомогательный корабль ВМФ «Бат Галим» пошел ко дну прямо в акватории порта. Десантному кораблю «Бат Шева» повезло больше: несмотря на повреждения в носовой части, он все же сумел добраться до берега.
Синайский полуостров в то время принадлежал Израилю, поэтому попасть в Эйлат египтянам было непросто. Выручили иорданцы: еще осенью они предоставили в распоряжение Египту свою базу в Аккабе, располагавшуюся по другую сторону залива. В итоге до конца весны 1970 года египтянам удалось совершить четыре подобные вылазки, самой удачной из которых стала эта февральская.
Уже на следующий день был предпринят ответный рейд израильских ВВС, названный «Зикукит-Бет» («Второй фейерверк»). Название операции возмездия, вероятно, должно было напоминать о мощном «фейерверке», устроенном при уничтожении израильской артиллерией египетских нефтеперегонных заводов в Суэце за два с небольшим года до того, в ответ на потопление эсминца «Эйлат».
В четыре часа пополудни девять пар легких штурмовиков «Скайхок», вооруженных 200-килограммовыми авиационными бомбами, вылетели друг за другом в сторону портов Хургада и Сафага в Красном море, к югу от Синайского полуострова.
Неподалеку от берега они обнаружили морской тральщик модели Т-43, полученный Египтом из СССР. Первая пара штурмовиков промахнулась. А одна из бомб второй пары, хоть и попала прямо в корабль, не смогла его потопить. Тральщик начал быстро отступать к порту, прижавшись вплотную к оказавшемуся рядом гражданскому судну: египтяне знали, что израильтяне не станут атаковать, рискуя попасть в невоенный корабль.
Самолеты развернулись над портом, сделав вид, что покидают район. Успокоившийся капитан тральщика приказал отдалиться от гражданского судна. Но в этот момент израильтяне вернулись. Четырем звеньям не удалось поразить корабль, но следующие три разбомбили и потопили его у входа в порт. Около 80 египетских солдат и офицеров погибли.
По ходу боя египтяне пытались отогнать самолеты израильских ВВС с помощью зенитного огня, но, поскольку этот район был прикрыт куда хуже северной части Египта, причинить ущерб противнику египетские ПВО не смогли.
Диверсия в эйлатском порту и ответная акция израильских ВВС стали частью шедшей в те годы Войны на истощение, развязанной Египтом против Израиля. Глава Объединенной Арабской Республики Гамаль Абдель Насер надеялся отвоевать Синайский полуостров, атакуя Израиль вдоль всей линии границы и стремясь компенсировать отставание в военной сфере многократным количественным превосходством в человеческих ресурсах. Очнувшись после разгрома в ходе Шестидневной войны, он немедленно обратился к руководству СССР с просьбой восстановить утраченный военный потенциал.
Советские власти рассматривали Египет как важнейший стратегический плацдарм на Ближнем Востоке, поэтому военная техника, в первую очередь системы ПВО, потекла из СССР рекой.
Однако довольно скоро стало ясно, что израильтяне куда профессиональнее египтян и одними поставками оружия тут не обойтись. К началу 1970 года правительство СССР приняло решение начать операцию «Кавказ». В условиях строжайшей секретности в Египет было направлено более 30 тысяч советских военных. Они выезжали из города Николаева переодетыми в штатское, а по прибытии в Египет получали местную военную форму. Их основная задача заключалась в том, чтобы прикрывать стратегические египетские цели от ответных налетов израильской авиации.
Советские военные специалисты участвовали в подготовке и других операций. Весьма вероятно, что они же спланировали и организовали диверсионный рейд египетских аквалангистов в Эйлат.
Столкновения продолжались на протяжении всей первой половины года. Использование передовых систем ПВО и вовлечение советских войск, куда более умелых, чем их египетские протеже, позволили Египту и СССР добиться определенных успехов. Уничтожив около 150 египетских самолетов, израильские ВВС все же потеряли 17 своих машин.
В конце июля в воздушном бою израильтяне, не понеся потерь, сумели уничтожить пять советских МиГов. Через неделю после этого советское руководство сообщило египетской стороне, что «не может далее гарантировать неприкосновенность египетских воздушных рубежей». Убедившись в военном превосходстве израильских ВВС, Насер согласился на прекращение огня. Через два месяца он умер.
Сменивший его Анвар Садат, разочарованный и обиженный недостаточной поддержкой со стороны Советского Союза, взял курс на сворачивание социализма в Египте и отказ от роли вассала СССР. В 1972 году он выслал из страны советских военных советников, а проиграв через год Войну Судного дня, окончательно переориентировался на США.
Александр Непомнящий