Британский аристократ, потомок испанского короля, наследник солидной банкирской династии, юдофил и сионист — Ричард Майнрецхаген
Андрей НИКСОН
Майнрецхаген со своей добычей — африканской большой дрофой. Намибия, 1915 г. Фото: Wikipedia \AshLin
Этот офицер британской разведки говорил:
"Я не могу себе представить, чтобы евреи могли жить под властью арабов".
Но до того как он произнес эту фразу, его ждала полная приключений и подвигов жизнь.
Впервые об этом человеке я прочитал в книге Феликса Канделя "Земля под ногами" и заинтересовался его судьбой.
Ричард Майнрецхаген (3 марта 1878 г. — 17 июня 1967 г.) родился в Англии в богатой семье. Отец его, Даниэль, был представителем второй по состоянию банкирской династии в мире, уступавшей лишь Ротшильдам. Уроженец Германии, Майнрецхаген-старший женился на представительнице старинного аристократического рода Джорджине Поттер, которая гордилась тем, что среди ее предков был и король Филипп III Испанский.
Еще совсем юным Ричард вступил в британскую армию, стал офицером, в поисках приключений отправился в Индию, а затем попросил, чтобы его перевели в Африку.
Там он нашёл то, что искал: в него стреляли отравленными стрелами, он спасался от смертельной погони, пересекал вплавь реки с крокодилами. Тогда же, как ни странно, заинтересовался орнитологией — и имя его в науке "о птичках" очень хорошо известно.
Во время Первой мировой войны его послали в тогда еще находящуюся под османским владычеством Палестину.
Майнрецхаген сел на корабль, и они отплыли из Марселя — сотни британских солдат и десятки лошадей.
Море было спокойным, они плыли неподалёку от берега, а навстречу шел другой корабль, с которого забрасывали рыболовные сети.
Неожиданно кто-то закричал:
"Торпеда! Торпеда!"
Три торпеды выпустил немецкий военный корабль, замаскированный под рыболовное судно, и все они попали в цель. Британское судно начало тонуть, матросы спускали шлюпки, лошади падали за борт, многие паниковали, а Ричард Майнрецхаген спокойно надел спасательный жилет, запихал в карманы несколько бутылок бренди и прыгнул за борт. Качаясь на волнах, прихлёбывал из бутылки и пребывал в уверенности, что рано или поздно придет спасение.
Его подобрали через пять часов абсолютно пьяного, но вполне здорового. Вскоре после этого Майнрецхаген сел на другой корабль и уже благополучно приплыл в Палестину.
Здесь он служил в штабе британской армии. Будучи офицером разведки, Ричард быстро окунулся в водоворот событий, узнал, кто есть кто на Святой земле, и сделал свой выбор — на чьей он стороне.
До приезда в Палестину, как признавался сам Майнрецхаген, он был убежденным юдофобом.
Израильский историк Том Сегев в биографии первого израильского президента Хаима Вейцмана написал о Майнрецхагене:
"На нашей первой встрече он рассказал мне о себе: оказывается, он был антисемитом, хотя все, что знал об иудеях, было почерпнуто из нескольких случайных антисемитских книг. Повлияло на его мировоззрение допалестинского периода и то, что он не раз встречался с богатыми евреями, которые не были особенно привлекательными людьми".
Но когда в Эрец Исраэль он познакомился с одним из основателей и руководителей подпольной еврейской организации "Нили" Аароном Ааронсоном, взгляды британца стали меняться кардинальным образом. Мужество и интеллект нового знакомого — ученого-ботаника, — потрясли Майнрецхагена.
Недаром впоследствии Майнрецхагена, у которого в роду не было евреев, называли "сионистом на 101 процент", "одним из самых преданных друзей еврейского народа". Именно Ричард Майнрецхаген вычертил карту будущего еврейского государства, включив в неё плато Голан, Мёртвое море и значительную часть полуострова Синай. Сослуживцы раскритиковали его, а непосредственный начальник поинтересовался, не работает ли он на сионистов. Но репутация Ричарда была безупречной и оправдываться ему не пришлось. Более того, он повлиял на группу офицеров, которые тоже прониклись симпатией к представителям еврейского ишува.
В 1919 году он участвовал в Парижской мирной конференции и был главным экспертом по политическим вопросам в команде генерала Эдмунда Алленби. Он был важным действующим лицом в превращении Палестины в подмандатную территорию Соединенного Королевства, при этом не раз подчеркивая, что мандат должен иметь ограничение — вплоть до момента, когда евреи смогут создать независимое государство.
Интересно, что Майнрецхагена можно увидеть в фильме "Опасный человек: Лоуренс после Аравии" (1990 г.) — в его роли снялся британский актер Джим Картер (не путать с печально знаменитым американским президентом-юдофобом!).
Ричард Майнрецхаген в 1922 году. Фото: Wikipedia \ Ludovika26
* * *
После того, как полковник Майнрецхаген демобилизовался из армии, он много ездил по всему миру, занимался наукой и писал книги. Благо, что финансовое положение позволяло жить в свое удовольствие.
Его известность была велика. Настолько, что однажды Майнрецхагена к себе пригласил Адольф Гитлер. Цель была далеко идущей: "вождь нации" хотел выяснить отношение англичан к его политике и попутно обрести в лице Ричарда агента влияния. По мнению Гитлера, сын немецкого иммигранта и представитель банкирской династии, имевшей особые интересы в Германии, просто не мог не откликнуться на патриотический призыв.
Фюрер пошёл навстречу гостю через огромный кабинет, вскинул руку для приветствия и воскликнул:
"Хайль Гитлер!"
Майнрецхаген тоже вскинул руку и провозгласил в ответ:
"Хайль Майнрецхаген!"
Рейхсканцлер Германии был в шоке от такого нахальства, но предпочел изображать из себя вполне демократичного правителя. Разговор закончился ничем — Майнрецхаген вежливо, но твердо отказался от сотрудничества. Позицию же Лондона озвучил, сославшись на публикации в британских газетах.
В 1935 году состоялась вторая встреча Майнрецхагена с Гитлером. Последний явно не терял надежды обрести в строптивом британце союзника. После этого рандеву он записал в дневнике:
"Во время беседы я затронул тему — евреи и Германия. Это повлияло на Гитлера неожиданным образом.
Голос его возвысился до крика, кулаки застучали по столу, глаза засверкали ненавистью, даже волосы на его голове будто встали дыбом".
В 1939 году Гитлер пригласил Майнрецхагена на третью встречу — на сей раз в присутствии министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа.
"Я чуть было не отказался — потому что не было желания у меня видеть этого человека, — писал в дневнике Майнрецхаген. — На всякий случай положил в карман заряженный пистолет, чтобы доказать себе, что я мог бы его уничтожить".
Гитлер произнёс пламенную речь, обвиняя англичан во враждебных умыслах против Германии и предательстве интересов арийской нации. Майнрецхаген сначала внимательно слушал, а затем встал и молча, по-английски, вышел из кабинета.
Он отметил в дневнике:
"Была у меня возможность убить Гитлера и Риббентропа, и это беспокоит меня до сих пор. Если вспыхнет война, — а я уверен, что так оно и произойдёт, — не буду ли я виноват в том, что не убил этих людей?.."
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. К тому же еще неизвестно, отступила бы нацистская верхушка от своих планов, а вот сам Майнрецхаген точно погиб бы.
Но убить Гитлера в его логове — как это все-таки было заманчиво!
* * *
В 1948 году Ричард прибыл в качестве туриста в зарождающееся еврейское государство, границы которого во многом были определены благодаря его карте. В самом начале Войны за независимость дела позвали его в обратный путь. В хайфском порту Майнрецхаген сел на корабль, чтобы отплыть к родным берегам.
Неожиданно судно стали обстреливать арабы. Майнрецхаген, будучи уже пожилым человеком, отнял у одного из британских солдат ружьё и стал отстреливаться. Как он потом сам заметил, Ричард спасал не только свою жизнь, но и защищал молодое еврейское государство.
В 1959 году Майнрецхаген написал в своей книге "Ближневосточный дневник":
"Слава Богу, я дожил до рождения Израиля. Это одно из самых больших исторических событий последних двух тысяч лет, и, слава Богу, я имел честь приблизить его хотя бы в малой степени. Уверен, рождение государства Израиль принесет человечеству пользу".
К сожалению, в этом отнюдь не уверены многие другие британцы, занимающие проарабскую позицию…
Британские войска во главе с генералом Алленби входят в Иерусалим. Фото: Wikipedia
* * *
Уже после последнего визита в Эрец Исраэль, Майнрецхаген в 1948-1949 годах сопровождал Филипа Клэнси в его орнитологических экспедициях в Африке и западной части Азии. А затем он все больше занимался литературой.
Скончался Майнрецхаген, не дожив нескольких месяцев до своего 89-летия