Книга Галины Артемьевой «Зрелой женщине принадлежит мир!» — полный психологический практикум для женщин. Никто не комплексует так из-за внешности, как женщина! По правде говоря, не все мы от природы красавицы.
Значит, что-то должно быть внутри… Особенное, ваше.. Впрочем, дам слово тем, кто понимал и понимает толк в красоте.
Грета Гарбо: «Когда я была ребёнком, на меня все показывали пальцем, потому что я была слишком крупной». Актриса привыкла в детстве считать себя нелепой и некрасивой. Но умела ставить перед собой цель, умела идти к ней. Для ряда поколений она эталон красоты.
Одри Хепбёрн не раз высказывала мудрые мысли о внешности женщины: «Красота женщины становится ярче с её годами». Её рецепт красоты — универсальная формула: «Для красоты глаз излучайте добро; чтобы губы стали соблазнительными, произносите только добрые слова; чтобы фигура была стройной, делитесь едой с голодными, а для уверенности живите с осознанием того, что вы не одна».
А вот выдержки из интервью с Марией Мироновой:
Вопрос: А возраст вас не пугает?
Ответ: Внутренний свет не зависит от возраста.
Вопрос: И где вы эту энергию черпаете?
Ответ: В позитивном отношении к жизни. В радости и благодарности за всё, что есть.
Ищем плюсы!
У юности свои плюсы, у зрелого возраста — свои. Надо искать плюсы. А когда начинается остервенелая гонка за молодостью… Подтяжки-перетяжки… Без внутренней энергии всё это будет выглядеть страшно.
Да! Душа человека отражается в его глазах, улыбке, общем облике. И красивая деятельная жизнь не уродует — украшает. Прекрасно сказал Уильям Фолкнер: «Жизнь — это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми». И красота — не имущество, которое надо сберечь, ежеминутно боясь любого изменения. Привожу размышления на эту тему потрясающего, прекрасного, удивительного человека — Ирины Михайловской. Ирина счастливая мать дочки Анечки и маленького Пашеньки, который родился совсем недавно, когда Ирине исполнилось 44.
— Если я скажу, что после 40 чувствую себя лучше, красивей, уверенней, сексуальней, прости господи, чем в 25, — меня заподозрят в лукавстве. И совершенно справедливо: я сама раздражаюсь от подобных заявлений поп-див и прочих персонажей (так сказать, активных и самостоятельных женщин) на ТВ и в женских журналах.
В декларации «40+, мол, гораздо лучше, чем 25» есть,согласитесь, какая-то истерическая нотка, эпатаж, желание переспорить и перещеголять природу. Но молодость есть молодость: она прекрасна даже тогда, когда трудна, бедна и глупа, — этого никто и никогда не отменит. Поэтому не хочется вступать в странное соревнование и доказывать, что 40+ — это круче, чем 25. Это не круче, это просто совсем другая категория, другое измерение, другой спрос с себя и с окружающих.
Возраст по паспорту и по жизни
Известное научно-популярное наблюдение: человек ощущает себя в среднем на шесть-семь лет моложе паспортного возраста. Оценки со стороны нередко с этим совпадают, и это тоже приятно. Но не более. Не стоит слишком всерьёз говорить или думать: «Я выгляжу гораздо моложе своих лет», — рано или поздно можно больно уколоться. И уж тем более не стоит ставить собеседников в неловкое положение, отвечая на вопрос о возрасте кокетливым «А на сколько выгляжу?» или «А сколько дадите?». Ответ из известного анекдота «Столько не живут!» — ещё лучший вариант!
Гораздо неприятней услышать цифру, совпадающую с вашим возрастом, понимая при этом, что собеседник в уме сбросил вам пяток лет, чтобы не обидеть! Моё собственное отношение к возрасту меняется вместе со мной: когда в 30 с лишним мне давали 25−26, а ближе к 40 — 32−33, это было приятно, не скрою. Но чем старше мы становимся, тем призрачней возрастные границы.
Вот сейчас мне 44, не исключаю, что некоторые добрые люди искренне оценивают меня, допустим, на 38. Но, поверьте, для меня это сегодня не имеет значения. По той простой причине, что 38 в моём сознании примерно то же самое, что 44. Из одной категории. Которая начинается где-то как раз после 37 и не является молодостью, как ни крути.
Назовём эту категорию средним возрастом. Это на самом деле интересная тема — потому что категория «взрослости», «зрелости», «среднего возраста» в последние десятилетия ушла из общественного сознания как что-то постыдное.
Заложницы молодости
Массовая культура потребления и обслуживающие её отрасли — реклама, глянец — внушают: жизнь принадлежит молодым и только молодым. Поэтому нужно из кожи вон лезть и, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Намажься кремом, сделай зарядку, съешь йогурт, купи мини-юбку — и будешь так же молода, как 19-летняя модель или актриса, которая это рекламирует.
Мысль ясна: всё это бизнес, индустрия, огромные деньги — и мы становимся заложниками такой схемы. Причём первыми заложниками становятся именно молодые! Никогда раньше я не слышала от 20-25-летних столько слов о том, как они панически боятся и не желают стареть. Мы в последнее время не раз обсуждали это с подругами-ровесницами: когда нам было по 20−25, мы вообще не думали о возрасте, старении, морщинах, пластических операциях и совсем не боялись «страшного» 30-летнего, допустим, рубежа! А сегодня мысль о том, что ты жив и нужен кому-то, только пока юн, упруг и свеж, отравляет существование очень и очень многим юным существам.
Молодым нынче положено считаться до старости — и это странно и смешно. А «взрослый» стыдливо говорят про тех, чей возраст приближается к семидесяти.
Повторю, что в категории так называемого среднего возраста нет ничего страшного и унизительного! Унизительно другое — в 50 делать вид, что тебе 25. Да, всегда найдутся льстецы или глупцы, которые будут кричать, что это возможно и что вам или какой-то там другой женщине это удаётся… Не верьте — это не так.
Чего хочет глянец?
Я полтора десятка лет проработала в глянцевых журналах, много писала о косметике и процедурах, знаю индустрию красоты близко и подробно, видела вблизи всех отечественных и многих зарубежных светских и звёздных персонажей. Так вот: женщина за 40 с хорошо сделанной подтяжкой (уколами, лазерной шлифовкой) выглядит как женщина около 40 с хорошо сделанной подтяжкой (уколами, шлифовкой).
Если все те же процедуры сделаны плохо, то женщина за 40 выглядит после них как дама за 60: вы ясно видите, что на её лице и теле нет живого места, что она оттюнинговала себе всё что можно, но не понимаете, как всё выглядело «до», и предполагаете худшее (в плане её возраста). Особенно обидно за красивых женщин: им есть что портить, и ненужные манипуляции в погоне за более гладкой кожей часто лишают их того неуловимого очарования, что было изюминкой их красоты. Поймите правильно: я не против процедур и ухода за собой. Просто нужно разделить понятия «стать моложе» и «выглядеть хорошо». Первое невозможно. Второе — возможно и обязательно к применению.
Мини-юбки и кокетство оставьте юным. У вас есть опыт, юмор, снисходительность, умение прощать, умение держать удар и сохранять лицо, умение ценить каждый прожитый час, каждого умного собеседника, каждый красивый и широкий жест, каждую искреннюю улыбку — вы уже знаете, что всё это редкость. Да мало ли что ещё у вас есть! Право поучать и ворчать, давать советы и называть окружающих «деточка»! Право излучать доброту и покой. Потому что вы, скорее всего, уже знаете, что такое горе. Ну а если вдруг в этом самом среднем возрасте вы неожиданно получаете не «радости скупые телеграммы», а настоящие волшебные подарки судьбы — настоящую любовь, новую радость материнства, — то не надо думать, что это вам за хорошее поведение! Просто так бывает.
Что значит думать о будущем?
Только незрелый человек, думая о будущем, мечтает исключительно о материальных благах. Деньги сами по себе никого ещё счастливыми не сделали. К тому же, доставаясь по случаю человеку неразумному, деньги принесут скорее вред, нежели пользу, и быстро испарятся как дым или просочатся как вода между пальцами.
Думаю, мало кто будет спорить с тем, что главное всё-таки здоровье человека. Здоровый человек может добиться очень многого. При определённых условиях. При том, что к здоровью приложены разум и умение им пользоваться. Необходимо разрабатывать стратегию собственной жизни, бережное отношение к ней. Необходимы чувство собственного достоинства, собственной ценности и нужности в этом мире, стремление понять, что же есть человек.
Когда человек в юности наносит вред своему здоровью невинными, на его взгляд, делишками — курением, выпивкой (надо ли продолжать?), — не мешало бы задуматься хоть на минутку: какой след это оставит в его жизни? Что даст его уму, душе, организму? Как часто юные люди отвечают на призыв поберечь себя фразой: «Это моя жизнь! Я распоряжаюсь ею как хочу!»
Ложь! Каждый человек получает жизнь не сам по себе. Каждая жизнь — звено в цепочке предыдущих жизней. И великий дар. Проматывать этот дар по пустякам — преступление. Принимаясь за что-то сомнительное, спросите себя серьёзно: что мне принесёт это в будущем? Подумайте над этим.
Этюды оптимизма
Очень хочу рассказать вам об учёном, чьи труды, поиски, идеи повлияли на круг моих интересов. И произошло это, к счастью, в юности. Я говорю «к счастью», потому что вовремя прониклась ведущей мыслью этого исследователя, и вся жизнь моя стала своеобразным опытом, проверяющим изложенные им идеи.
Речь идёт об Илье Ильиче Мечникове, втором российском лауреате Нобелевской премии, много и плодотворно занимавшемся вопросами старения. Он наблюдал за образом жизни и питанием большого числа долгожителей во Франции и Швейцарии. Результаты всесторонних исследований привели его к выводу, что старость и смерть людей нашего времени (речь идёт о недалёком от нас XX веке) наступают преждевременно как следствие самоотравления организма микробными и иными ядами.
Огромное значение Мечников придавал кишечной флоре. Он разработал комплекс профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма (стерилизация пищи, ограничения потребления мяса, питание молочнокислыми продуктами). Человеку положено жить значительно больше ста лет, доказывал учёный. Теме преждевременного старения и вопросам борьбы с ним посвящены его труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».
В «Этюдах оптимизма» Мечников приходит к следующему выводу: «Человеческая природа, способная к изменениям точно так же, как и природа организмов вообще, должна быть видоизменена сообразно определённому идеалу. (…) Мы всё же вправе составить себе идеал человеческой природы, к которому человечеству следовало бы стремиться. Я думаю, что идеал этот заключается в ортобиозе, то есть в развитии человека с целью достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти»