Посмотрите в " энный " раз фильм " Старомодная комедия " . Игра Фрейндлих и Владимирова – изумительна
Даже не читая титров угадывается трогательная музыка Таривердиева
Старомодная комедия, или как нарисовать птицу. Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
Вчера вечером, да и сегодня утром, канал «Культура» показал фильм «Старомодная комедия» с Алисой Фрейндлих и Игорем Владимировым. С необычайным трепетом всегда смотрю эту трогательную ленту. Да и повод есть написать о героях мелодрамы.
2014 год является как бы юбилейным для двух замечательных людей. Игорь Владимиров родился 1 января 1919 года (95 лет назад). Алиса Фрейдлих 8 декабря отметит свой юбилей, 80-й День рождения.
В декабре 2012 году в своем мейловском блоге сделала запись, к Дню рождения Алисы Фрейдлих и презентации книги Игоря Владимирова.
«Как нарисовать птицу». Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров
После просмотра же фильма «Старомодная комедия», так захотелось вспомнить эту запись, вернее её главную часть… И, так!
Для меня, наверное, и для многих, имя Алисы Фрейндлих неразрывно связано с именем замечательного актёра, режиссера театра им. Ленсовета и мужем актрисы – Игорем Владимировым.
Период их совместной работы в большой степени был связан их любовью, поэтому вспоминать о них порознь – трудно. Ему повезло несказанно. Он встретил несравненную единственную актрису, истинную звезду – Алису Фрейндлих!
Уведя молодую актрису из театра имени Комиссаржевской в театр им. Ленсовета, Владимиров многие годы создавал репертуар прежде всего в расчете на нее.
Он, можно сказать, «подарил» ей театр. Да, да, – Театр одной актрисы! Если угодно. Как театр Веры Комиссаржевской, Сары Бернар и даже Клары Газуль, выдуманной Мериме.
Владимиров строил репертуар из любви к Алисе, своей жене и главной актрисе театра. Находил в этом любовном творческом союзе основу для своего индивидуального развития, создания своего стиля режиссуры.
И долгие годы это был «их театр» – Владимирова и Фрейндлих, не похожий ни на один другой русский театр того времени.
«Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Дульсинея Тобосская», «Трехгрошовая опера» и много других. Вот к каким результатам приводил его «легкомысленный» творческий метод! Когда начались его спектакли-фейерверки, зрители не хотели покидать зрительный зал, и долго-долго продолжалось ощущение некой невесомости.
На сцене каждая роль Фрейндлих, свидетельствуя небанальную жизнь души, становилась событием. Но меняется всё, и наступил момент, когда актрису со сцены стали оттеснять обстоятельства жизни. Она решилась уйти. Из Театра Ленсовета, от прежних ролей, уйти от Игоря Владимирова.
С берега, на котором оставался Театр Ленсовета, перебралась на противоположный, где блистал БДТ. Со стороны казалось: как с родины на чужбину. Но куда еще было идти первой актрисе ленинградской сцены? Конечно, к Товстоногову. Всё, казалось, правильно. Но оказалось, непоправимо поздно.
Молчаливая драма Алисы на глазах у всех растянулась на десятилетия. Алисе так и не удалось обрести здесь то, ради чего она сожгла прежние мосты.
Всё как будто есть в её нынешней жизни: роли, успех, признание, заработки. Даже возможность (всегда оставаясь в тени) помогать не столь удачливым коллегам.
Нет лишь его, Главного Режиссера – того, кто способен предложить игру на равных, продлить не биографию, а судьбу. Говорят, Игорь Петрович Владимиров не раз и не два просил её вернуться в театр. Он уже не узнает: она все же вернулась. В канун своего 75 – летнего юбилея. На один спектакль.
В 1978 году режиссёры – Эра Савельева и Татьяна Березанцева сняли изумительный фильм по пьесе Арбузова «Старомодная комедия». Этот фильм, фильм двух актёров – Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Их дуэт и должен, по мысли авторов, приковывать внимание зрителей разнообразием исполнительских стилей: от комедии к драме или мелодраме, от фарса к мюзиклу… Это им прекрасно удалось!
Красивая, чуть наивная и трогательная история любви двух уже немолодых людей, заставляет посмотреть на мир другими глазами, сопереживать вместе с ними. Элегантная, с претензией на модную оригинальность – как в одежде, так и в манере поведения, особа Алисы – на самом деле легко ранимая, немолодая женщина, сохранившая искренность и глубину чувств, душевную красоту и благородство…
Взбалмошная сумасбродка на поверку оказывается обаятельной и остроумной собеседницей, убивающей наповал доводами, которым нельзя отказать в своеобразной логике, умеющей перенять и едко высмеять тон партнера, полностью перехватить инициативу, то есть «вести в счете» до конца «тайма»…
История заканчивается тем, что дама решает уехать, но понимает… что не в силах этого сделать.
***
15 марта 2012 года на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге – прошла презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу». Долгих 13 лет книга ждала своего часа.
В первом ряду сидела Алиса Фрейндлих, с видео кадров на нее смотрел Игорь Владимиров. Казалось, что он рядом, а высочайшее напряжение электрического тока любви между этими людьми прошивал и всех присутствующих.
Дочь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова актриса Варвара Владимирова призналась:
«Мне бы хотелось родиться пораньше. Я у отца поздний ребенок. Сегодня у меня масса вопросов к нему. Мне его не хватает. Благодаря книге я многое узнала о нем. Я училась на его последнем курсе, когда у него уже не было таких физических и моральных сил. Как же сильно я скучаю по нему и как люблю его!»
Героиня книги Алиса Фрейндлих, поклонившись портрету Владимирова на экране, сказала:
«Спасибо вам, Игорь Петрович, за самые счастливые 25 лет моей творческой жизни! А создателям книги спасибо за колоссальный труд! Рекомендую эту книгу всем молодым актерам как мастер-класс, как задачник».
Книга «Как нарисовать птицу» заканчивается сном Владимирова.
«Мне часто снится Алиса… Тонкие, чуть нервные пальцы осторожно касаются моих плеч. Тепло подбородка струится по волосам, приятно щекочет макушку. Это Алиса. Я узнаю ее по рукам. Мое воображение находится в плену дурманящей осязаемости. Мне даже кажется, что я ощущаю подрагивание воздуха на ресницах Алисы.
Никто из нас не нарушает тишину, мы наслаждаемся ниспосланной свыше благодатью, прислушиваясь к чему-то внутри себя. И я начинаю чувствовать, как одухотворение сердца, оставленное этой неудержимо ускользающей во мрак красотой, становится нашим общим, единым.
Я просыпаюсь, силюсь – но никак не могу вспомнить, было ли это на самом деле. Наверное, и не раз. А может быть, именно так и не бывало никогда. Возможно, эта мизансцена – предвестие какой-то другой, пока неведомой нам жизни…»
Посмотрите фильм «Старомодная комедия». Всего несколько дней из судьбы немолодых людей, сумевших сохранить интерес к жизни, непосредственность чувств. История светлая и чистая, лирическая и чуть сентиментальная…
«Её глаза»
Посвящено Алисе Фрейндлих
Её глаза как бездна или море,
В них светят звёзды, и блестит луна.
В них, посмотрев, вдруг забываешь горе,
И хочется всего лишь их тепла.
Её глаза мой образ растворяют,
Мне дарят солнце, жизнь и небеса,
В них всё плохое очень быстро тает
И превращается как в сказке в чудеса.
В Её глазах весь день я утопаю,
Они мне освещают жизни тьму.
И без Её красивых глаз я погибаю –
В них есть тот свет, с которым я живу.
Трепещет сердце, разум замирает,
Когда свой взгляд ОНА подарит мне.
И я себе так быстро повторяю,
Что это всё возможно лишь во сне.
Спустилось солнце, мгла всё закрывает,
На улице погасли фонари.
А мне всю ночь так нежно освещают
Её глаза как ясные огни.
Lyarder