Даже самому способному дизайнеру нужно постоянно доказывать свой талант и бороться с сотнями конкурентов за внимание клиента. Оскар де ла Рента учит, как добиться успеха, используя социальные связи.
Всегда безупречно одет, в идеально сидящем костюме, с непременным шелковым платочком в нагрудном кармане пиджака, Оскар де ла Рента похож не на дизайнера, а на европейского аристократа, на персонажа из старого кинофильма, на денди, блиставшего в высшем свете несколько десятилетий назад. Его творчество было высоко оценено еще при жизни, его костюмы и эскизы вошли в историю моды, его карие глаза будут гореть и улыбаться нам с фотографий. Оскар де ла Рента ушел из жизни 20 октября в возрасте 82-х лет.
Классик американской моды. Это определение «приклеилось» к Оскару де ла Рента уже давно. Кажется, дизайнер был классиком еще в молодости. Он сам немного «ретро», как будто из другой эпохи: сейчас никто уже так не одевается и так не выглядит. В одном из интервью он признался, что хотел бы носить джинсы и цветастые рубашки, но носит костюмы и галстуки, потому что опасается, что портье не пропустит его, приняв за латиноамериканского музыканта. Конечно, он иронизировал. И, конечно, в этом была доля правды: родившись в Доминиканской Республике, Оскар де Рента прошел длинный путь перед тем, как стать классиком американской моды. Добиться признания и уважения снобского американского общества ему помогли его звездные клиентки: голливудские дивы, светские львицы и первые леди. Он был знаком с герцогом Виндзорским и одевал любовь всей его жизни – Уоллис Симпсон. Он шил наряды практически для всех первых леди США от Жаклин Кеннеди до Мишель Обамы. Он прекрасно осознавал, что именно сильные социальные связи в «свете» выведут его на вершину модного олимпа.
Завязывать контакты и поддерживать нужные знакомства кутюрье помогали его жены. Первая жена дизайнера, Франсуаза де Ланглад, была главным редактором французского Vogue: невозможно отрицать, что женщина, находящаяся в самом центре мировой моды, очень сильно способствовала росту популярности супруга. На его показах появлялись влиятельные персоны, у богатых и знаменитых клиенток одежда от Оскара де ла Рента считалась хорошим вкусом. Через несколько лет после ее смерти Оскар женился во второй раз на светской львице и дочери угольного магната Аннетт Энгельхард. Положение дизайнера еще больше укрепилось в высшем обществе: в их салон приходят самые известные люди, об их гостеприимности рассказывают Анна Винтур и Хиллари Клинтон.
Дом Оскара де ла Ренты славился своими приемами и обедами, на которых собирался весь цвет Америки. Дизайнер знал, что держать салон – это непростая и тонкая работа. Продуманные до мелочей вечера и выверенный список гостей создавали необходимую ему репутацию человека, вращающегося в высших кругах общества: согласитесь, не к каждому модельеру на обед заглядывают Клинтоны.
При этом Оскар де ла Рента никогда не забывал, откуда он родом, и занимался благотворительностью: он усыновил и воспитал мальчика из Доминиканы, организовал там приют и школу дизайна, жертвовал средства на борьбу с раком (с которым сражался и сам), был членом попечительских советов нескольких крупных культурных и благотворительных организаций.
Тут надо оговориться, что никакие пиар-ходы не помогли бы Оскару де ла Рента, если бы не его безусловный дар делать женщину красивой. Учившись дизайну и крою у самого Баленсиаги, Оскар де ла Рента отказывался следовать современным тенденциям: в его коллекциях вы не найдете спортивных элементов, его эстетике чужды перемены и революции, он не любил деконструкцию и унисекс и тяготел к теме ретро. Да, он не задавал тренды, но создал намного большее – свой собственный стиль. Размашистый почерк дизайнера узнается сразу и стоит больше, чем мимолетный тренд. Оскар де ла Рента видит женщину цветком, наряжает ее в пышные юбки, драпирует в тяжелые атласные ткани, ставит на изящные каблучки, украшает цветами и камнями. Его наряды выбирают для того, чтобы блистать на балах, красных ковровых дорожках, на светских раутах, на приемах в Белом доме или на инаугурации. Все его творения – это гимн женственности и красоте, в котором слышится негромкая нотка тоски по тем временам, когда женщины подчеркивали талию, носили перчатки, меняли платья по три раза в день, переодевались в бриллианты и вечерние наряды к ужину и хотели нравиться мужчинам.
Недавно Питер Коппинг был назначен новым креативным директором модного дома Oscar de la Renta. Последняя коллекция самого Оскара весна-лето – 2015 поступит в продажу через несколько месяцев, но уже сейчас можно не сомневаться в том, что вещи, к созданию которых в последний раз приложил руку мастер де ла Рента, разметут с прилавков моментально.