Кто откажется иметь свой портрет? А говорят, это очень рискованно. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек – заболеет или умрет…
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.
Не знаю, правда или нет (с религией знакома плохо), одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит – не делай никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.
Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур.
Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время.
Рембрандт, один из величайших мастеров кисти. Пережил двух жен и всех детей. Саския, знакома всем по "Флоре" и "Даная", умерла спустя 8 лет после свадьбы.
Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый дожил лишь до 27 лет.
Вторая жена – Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.
Модильяни… На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.
Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена – красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь. Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте.
Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурмент, тоже ставшей его натурщицей.
Вскоре Елена…, похоронила своего супруга. Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.
Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.
Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику. Известно, что после смерти бедная мать приходила к Перову, и просила отдать ей эту картину, но она уже висела в Третьяковке..Но Перов отозвался на горе матери, и позже отдельно нарисовал портрет ее мальчика.
Даже эксперты признают: какая-то мистическая загадка существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), говорит, что портрет – это биоэнергоинформационный фантом человека. И механизм воздействия более прост, ведь на выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин…
Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девочка с персиками".
Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".
Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда".
Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не стану, а вот о странном воздействии образа на зрителя стоит поговорить. Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею.
Кончилось плохо – знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок.
Великий художник никогда так долго не работал над обычным заказным портретом. Вроде, обычная заказная вещь, но которую так и не получил заказчик.
Художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет бесконечно переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни…
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение.
Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.
Когда-то читала, работники Лувра отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко.
Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана…" и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же…
Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника Крамскому, Шишкину, Брюллову.
История говорит, полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника.
Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.
Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
—————
Конечно, где-то здесь может и совпадение, и подтасовка, и случайность….Можно к этому относиться с иронией и скепсисом… Но вот так молва разносит…
Кстати, читала о нашей современнице из Винницы, Светлане Телец, работа называется "Женщина дождя"…Художница сама рассказывает, как будучи студенткой сидела перед чистым полотном, думала, чтобы изобразить этакое. И вдруг прямо на пустом холсте увидела будущий портрет женщины… Через 5 часов он был практически закончен…
И с тех пор начались его приключения… Картина была выставлена в местном салоне, и тут же продана… Но вскоре возвращена по причине – "не могу… ощущения присутствия кого-то, как будто чьи-то глаза за мной следят, ощущения страха, тревоги.."
Продавцы утверждают, что эту картину уже трижды покупали, но вскоре возвращали… По городу молва, что картина проклята… Художница и сама не рада, что написала эту работу…
Сейчас работа висит без рамы в Винницком худсалоне за 500 долларов…
Не стоит заказывать собственные портреты. Связь между портретом и оригиналом всегда существует. И не дай бог с картиной что-то случится: связь каким-либо образом обязательно проявится!
Что же касается картин-портретов чужих людей, то при их покупке следует обязательно обращать внимание на глаза. Если они хорошо прорисованы, лучше выбрать картину поплоше. Ведь, в основном, портрет магнетизирует глазами, реже руками. Такова сверхзадача любого художника.
В Королевском музее Эдинбурга хранится старинный, написанный на дереве портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. Иногда некоторым посетителям музея кажется, что старик едва заметно шевелит пальцами. Можно принять это за обман зрения или игру солнечных лучей на портрете.
Однако служители музея утверждают, что солнечные зайчики здесь ни при чем, и пальцы на портрете действительно время от времени шевелятся. Более того, этот жест предвещает увидевшему его неминуемую… смерть от пожара!
Жуткая легенда, придуманная для того, чтобы привлечь в музейные залы больше посетителей? Отнюдь нет. Как-то лорд Сеймур во время осмотра экспозиции Эдинбургского музея заметил, что старик на портрете пошевелил пальцами.
Лорд сказал об этом директору музея, а тот передал ему все, что знал об атом явлении. Лорд усмехнулся и, естественно, не поверил ни единому слову. Однако прошло несколько месяцев, и лорд Сеймур трагически погиб во время пожара в своем замке Ситингем.
Другой подобный случай произошел в 1908 году. Капитан океанского лайнера "Скотт" Р. Бэлфаст гостил у своих родителей в Эдинбурге. Перед дальним плаванием он решил посетить музей и, остановившись перед мистической картиной, вдруг увидел, что пальцы у загадочного старика пошевелились.
Зная о музейном предании может домыслить то, что изображено на холсте. "Я не могу дать конкретных советов по поводу того, какие картины можно держать дома, – говорит профессор Бухановский. – Но знаю точно, что реалистические произведения вроде портретов или ландшафтов не способны вызвать депрессию. Хотя некоторые больные могут себя ассоциировать с тем, что изображено на картине, – человеком или неодушевнии, капитан стал остерегаться огня. Однако от судьбы не уйдешь. Бэлфаст понял это спустя полгода, когда лайнер "Скотт", находившийся в Индийском океане в 120 милях от Коломбо, охватил пожар. Капитан боролся с огнем наравне с матросами. В результате корабль был спасен, но Бэлфаст погиб…