02 июня 2014, 15:45
И почему популисты, которые призывают отменить этот пост, не видят дальше собственного носа
В нашей стране есть немало популистов, которые призывают отменить пост Президента Израиля, чтобы якобы сэкономить 30 миллионов шекелей – можно подумать, что 30 миллионов имеют хоть какое-нибудь значение в бюджете государства. Однако их демагогия падает на благодарную почву – потому что многие действительно не понимают, зачем нужна эта, "чисто церемониальная", как им кажется, фигура.
Мое мнение, однако, полностью противоположно. Я считаю, что президент является в Израиле очень важной фигурой, и даже если конкретные президенты не выполняли в достаточной степени свои функции, – это еще не говорит о том, что пост нужно отменять. Наоборот – просто нужно избрать такого человека, который сможет реализовать потенциал этого поста.
Политическое устройство современных государств основано на принципе разделения властей, предложенном Монтескье в 18 веке, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны быть разделены, чтобы создать систему "сдержек и противовесов". К этим трем ветвям власти сегодня добавляют СМИ как четвертую ветвь. По идее, противостояние различных ветвей власти предотвращает ее узурпацию и обеспечивает более правильное развитие общества. Этот принцип, признаваемый сегодня во всем цивилизованном мире, однако, существовал задолго до Монтескье. Он провозглашен в Торе за три тысячи лет до него – хотя, конечно, четыре ветви определены в Торе несколько по-иному, чем в государстве Монтескье.
В книге Второзаконие (раздел Шофтим) описаны четыре ветви власти, которые должны быть в правильном еврейском государстве. И это: (1) царь, задача которого – правильно управлять страной; (2) Санhедрин, т.е. собрание мудрецов, призванное поддерживать традицию и базисное законодательство Торы; (3) первосвященник, призванный осуществлять единство Израиля перед Богом; (4) пророк, который призван критиковать все три предыдущие ветви власти, если они действуют неправильно.
В проекции на современную политическую систему, царь является законодательной, исполнительной и судебной властью. Санhедрин, отвечающий за традицию, соответствует в сегодняшнем Израиле раввинату. Пророк, критикующий всех – функция СМИ, четвертой ветви власти. А вот первосвященник, призванный осуществлять единство Израиля перед Богом – это та должность, которую при правильном подходе к государству призван реализовывать президент.
Для развития системы необходимы внутреннее противостояние и конфликт различных частей, но в ней должно быть и нечто общее, соединяющее все части так, чтобы конфликты ее не разрушили. В древности этим общим была религиозная компонента, а ее центром – Храм. В сегодняшнем Израиле базой, без которой государство развалится, является "светская религия сионизма". По исходному замыслу, верховным первосвященником этой религии сионизма должен был выступать президент Израиля, которому по статусу запрещено принимать какую-либо из сторон во внутриизраильском конфликте: он должен символизировать единство как для собственных граждан, так и для всего мира.
В этом смысле функции президента отнюдь не являются только церемониальными. Его сила заключается не в том, кто и как ему подчиняется, а в том, что он способен поставить в повестку дня те вопросы, от которых правительство отмахивается, как от слишком проблематичных. Он способен поддержать силы, которые важны для будущего продвижения государства, поддержка которых не лежит в сфере текущих интересов, на которых ориентированы политики.
Президент – это такой политик, который заканчивает свою карьеру. После этого поста ни на какой другой он избран не будет, поэтому ему нужны не текущие политические дивиденды, а правильная позиция в дальнейшей ретроспективной истории Израиля. Он может стать правильной оппозицией к текущей власти, ставить и поднимать вопросы, которыми власть не занимается, организовывать консенсус по сложным проблемам социальной жизни страны. И, конечно, быть представителем Израиля на различных международных форумах, что необычайно важно и чем премьер-министр заниматься не способен, потому что есть много текущих вещей, которыми он должен быть занят.
Такая работа действительно совершенно необходима государства, и ее ценность намного превышает те 30 миллионов шекелей, которые пост президента стоит стране. Другой вопрос – что для этого нужен человек определенного склада , имеющий и внутренний, и международный авторитет.
Кстати, Шимон Перес был чрезвычайно активным и действенным президентом. Проблема в том, что он занимал политическую позицию, которую большая часть народа опровергает, поэтому его президентство было ужасающим. Но сами по себе активность и эффективность Переса были, конечно, очень высокими – жаль только, что направлены они были не в ту сторону.
Я бы лично предпочел, чтобы президентом Израиля стал Натан Щаранский. По-моему, он исключительно подходит для этой должности – как с внутриполитической, так и с внешнеполитической стороны. Но, к сожалению, политическая раскладка такова, что это не произойдет. Кстати, я не думаю, что правильно, чтобы президента избирал парламент. Может быть, правильнее, чтобы его избирало более широкое представительство народа; например, вместе с парламентом все представители избранных местных властей – тогда выборы были бы менее зависимы от политических договоренностей и больше бы выражали действительное настроение Страны. Мы могли бы избрать в президенты человека, который бы стал авторитетным представителем и, в некотором смысле, совестью государства. Но это уже детали.
Сейчас, когда президентом будет избран, наверное, Руби Ривлин, – я не знаю, что из этого получится, будет ли он хорошим президентом. Но в любом случае, государственный деятель, который будет в оппозиции к сиюминутным интересам исполнительной и законодательной власти, который будет обращать внимание не только на текущие выгоды, но и на долговременные – Израилю совершенно необходим.
Пинхас Полонский Исследователь учения р. Кука и активный участник процессов модернизации иудаизма, преподаватель Университета Ариэль (в прошлом – преподаватель Бар Илана и один из основателей Маханаим), автор книг