25 лет назад, осудив разгон демонстраций на площади Тяньаньмэнь, США ввели санкции против Китая, очень похожие на антироссийские. Теперь экономика Запада сильно ослабела, зато китайская занимает второе место в мире, а США – основной должник КНР. Как Китай смог разбогатеть на санкциях – рассказывает обозреватель «АиФ» Георгий Зотов
– 25 лет назад, осудив разгон демонстраций на площади Тяньаньмэнь, США ввели санкции против Китая, очень похожие на те, которые действуют сейчас в отношении России. Многим компаниям запретили торговать с КНР, банкам перекрыли кредиты на Западе, американцы ввели эмбарго на поставки оружия и ограничили доступ к высоким технологиям. И что? Теперь экономика Запада сильно ослабела, зато китайская занимает второе место в мире, а США основной должник КНР. Если китайцы пожелают, доллару придёт конец. На деле санкции – это шанс для россиян сделать свою страну богатой и перестать оглядываться на Штаты.
Кража технологий
Китайский бизнесмен Цзю Фынь, управляющий компанией «Люнг» (сеть магазинов электроники в провинции Гуандун), уверен, что КНР осталась бы нищим государством, если бы не попытка Запада наказать китайцев. «Нас рассматривали как сырьевой придаток, легион рабов, за копейки на фабриках шьющих джинсы для сытого западного потребителя… Но Поднебесная заставила уважать себя, показала – она вполне может обойтись без Запада. А вот он без нас – нет». И верно, Китай нашёл способ обернуть санкции себе на пользу. Запрещено поставлять высокие технологии? Не проблема! Китайцы скопируют всё что угодно. Едва лишь выйдет очередная версия айфона, тут же появляется китайский вариант, да ещё в улучшенном варианте – три сим-карты и две видеокамеры. Китайцы не мучаются, как мы, уже 20 с лишним лет, чтобы сделать нормальные автомобили: они просто берут и слизывают лучшие западные аналоги. Правительство КНР без проблем обошло санкции США, не покупая технологии, а получая их незаконно: Запад ничего не сумел сделать. Хакеры из КНР элементарно крадут секреты технологий западных компаний, взламывая компьютеры корпораций. Не хотели продавать – отдадут бесплатно, вот и вся разница.
Пекин. 1989 год
– Ситуацию с торговлей тоже удалось изменить, – рассказывает профессор университета города Чанчунь Ван Цзилин. – Китай стал тайком выходить на скромные компании маленьких стран Европы, предлагая им выгодные контракты, способные обогатить местных олигархов. В итоге бизнесмены начали искать лазейки в законе, чтобы торговать с Китаем, и эмбарго провалилось. Экономика КНР стала развиваться с такой скоростью, что США и Европа вскоре поняли – они теряют сотни миллиардов долларов. Санкции сошли на нет. Правда, оружие не поставляют до сих пор, но зачем? У Китая есть своё и российское.
Коровы и айфоны
Именно после 1989 года началось серьёзное развитие в Китае отдалённых регионов. 25 млн человек остались без работы в результате западных санкций, однако правительство переправило трудовых мигрантов на юг страны, где полным ходом шло строительство специальных экономических зон – Чжухай и Шэньчжэнь. Теперь на месте бедных рыбацких деревушек выросли небоскрёбы, новые города-мегаполисы с десятками миллионов жителей превратились в центры китайской электронной промышленности. Именно в Шэньчжэне находится фабричный комплекс, поставляющий по всему миру айфоны и айпады. В результате Запад понял – Китаю-то ничуть не хуже, а вот он элементарно лишает себя дешёвой одежды и электроники. Даже нынешним бурным развитием животноводства КНР тоже обязана западным санкциям: китайские власти прежде попросту не могли прокормить огромную страну и массу продовольствия закупали за границей. Однако после запретов Китай развил у себя производство той же говядины и сейчас экспортирует её за рубеж, хотя раньше приобретал в США. В общем, китайцам надо молиться на санкции, обогатившие страну.
Придумали «пулю»
От Нанниня до Гуйлиня я ехал в скоростном поезде-«пуле» CRH – 250 км/ч, весьма приемлемая цена, комфортабельные сиденья и качественное обслуживание. А ведь в 1989 году средняя скорость поездов в Китае составляла 48 км/ч: старые развалюхи не ехали, а тащились, для междугородного сообщения люди предпочитали автобусы. После событий на Тяньаньмэнь КНР отказали не только в новых технологиях, но и в приобретении скоростных японских поездов «Синкансэн», поэтому китайцам оставалось рассчитывать только на себя. Они, собственно, и рассчитали. Уже в 1996 году была принята программа «Новые железные дороги», а в 2008-м, после призыва правительства Поднебесной развивать провинцию в пику экономическому кризису, поезда-«пули» появились повсеместно… В 2015 году готовится к выпуску новая модель – 500 км/ч, аналога которой нет даже в Японии. Короче говоря, весьма забавно получилось.
Пекин. 2008 год
У нас сейчас по телевизору хватает антиамериканской риторики. Мол, они ещё пожалеют, у них самих убытки, куда они без нас денутся и так далее. Может, всё это и верно, но Китай после объявления Западом санкций в 1989 году действовал иначе. Там не увлекались пустой говорильней, а моментально приняли планы экономического развития страны – от откровенного копирования нужных технологий до постройки железных дорог.
Прошло 25 лет, и где в итоге очутился Запад, помпезно объявивший санкции Китаю, можно наблюдать воочию: США отныне главный должник КНР, а крупнейшие компании Европы куплены китайскими бизнесменами. У нас есть огромный Стабфонд с кучей денег, зато нет нормальных дорог в регионах, совершенно не развито фермерство…
Ругать Америку, конечно, проще. Но, может быть, уже пора брать пример с китайцев?