О сне мы уже, казалось бы, должны знать всё. А не знаем почти ничего! Чуть не полжизни спим и всё никак не проникнем в какие-то главные тайны особого состояния мозга, затейливым пунктиром сцепленного с реальной жизнью человека.
Не подремать ли после обеда?
Нормальный человек спит обычно 6—8 часов в сутки, хотя в зависимости от степени усталости и других факторов эти границы колеблются в пределах 4—10 часов. По последним исследованиям, мужчине, чтобы выспаться, требуется чётное количество часов: 6 или 8, а женщине – нечётное: 5, 7 или 9.
Бывают и патологические случаи, когда люди впадают в спячку на несколько дней или, наоборот, отключаются всего на пару десятков минут в сутки.
Листая популярную литературу, убеждаешься, что бессонница — одна из самых изматывающих человеческих мук. Пожалуй, наиболее убедительной методикой избавления от этого недуга (конечно, не в злостных его проявлениях) считается комплекс простых правил, санитарным образом отточенных в начале XX века:
• ложиться спать только тогда, когда хочешь спать;
• пользоваться кроватью только для сна и секса;
• если не удаётся заснуть, не лежать в кровати более 10 минут — кровать должна ассоциироваться только с быстрым засыпанием;
• утром просыпаться в одно и то же время – по будильнику;
• не спать днём.
Увы, этим правилам могут следовать только совсем уж закоренелые эгоисты и педанты. Ряд пунктов подтверждается людьми, прожившими долгую жизнь слишком дисциплинированно. Так, Анастасия Цветаева говорила, что в кровать ложилась только спать и никогда просто поваляться. А Лев Толстой, призывавший «спать как можно меньше», довольно-таки часто любил вздремнуть после обеда.
Кстати, о последнем пункте: недавнее исследование, проведённое в Греции университетом Афинской медицинской школы совместно с Гарвардским университетом, подтвердило: получасовой послеполуденный отдых-дрёма хотя бы трижды в неделю снижает риск гибели от сердечного приступа на 37 процентов.
Учёные попытались установить необходимую продолжительность сна для некоторых профессий.
Так, астронавтам надо спать 2 часа днём и 4 — ночью. Пилоты самолётов после обеда обязательно должны 40 минут подремать. 10-минутный дневной сон приравнивается к 30-минутному ночному. В любом случае после 16 часов ложиться вообще не следует. А по заветам предков, ни в коем случае нельзя засыпать на закате, как бы ни клонило в дрёму! Считалось, что это опасно для жизни.
Сиеста поневоле
Многие творческие личности испокон веков предпочитали работать в ночной тиши, не говоря уже о дне сегодняшнем, при нынешнем уровне городских шумов и беспрестанном треньканье мобильников. В XXI веке распространилась типичная бессонница из-за соцсе-тей, где люди, часто в жизни скованные и одинокие, находят хоть и виртуальную, но всё же вполне живую компанию в Фейсбуке или «В контакте».
В конце концов, климатические условия тоже не последнее обстоятельство. При 50-градусной жаре не больно-то поработаешь. В европейских странах, где к полудню наблюдается форменное пекло, жители предпочитают уединяться в домашней обстановке в прохладной, закрытой ставнями комнате, лучше с кондиционером, и подремать после лёгкого обеда. Такой сон называется сиестой.
Вообще считается, что послеобеденный упадок сил естественным образом наступает через 8 часов после утреннего пробуждения независимо от того, обедает человек или нет. Рекомендуется спать не более 30 минут (чтобы не спровоцировать ночную бессонницу). Зато потом, прохладным вечером, можно подольше посидеть в уличном кабачке и пропустить стаканчик-другой хорошего вина, наблюдая вместе со всеми за трансляцией футбольного матча на большом экране. Типичная картина даже для самых маленьких городков летней Испании!
Сиеста, по убеждению учёных, оздоровляет циркуляцию крови, снимает стресс, предупреждает гипертонию, повышает работоспособность и позволяет бодрствовать до позднего вечера. Достаточно сказать, что приверженцами этой привычки были такие умницы, как Уинстон Черчилль и Альберт Эйнштейн (они «заразились» ею на Кубе). В результате их работоспособность стала просто феноменальной.
Сегодня даже офисным работникам не возбраняется на 15-20 минут расслабиться и покемарить за компьютером часа в два-три.
Ночью в гости
И вот недавно в зарубежной печати появилась сенсационная статья о том, что наши предки вообще спали не так, как мы, а дважды за ночь! А сплошной восьмичасовой сон в тёмное время суток — привычка последних веков.
Открытие принадлежит Роджеру Экирчу, профессору истории Политехнического университета Виргинии. Изучив большое количество художественной литературы, записей, судебных документов и личных бумаг, он пришёл к выводу, что люди в Европе за ночь, несомненно, спали дважды, причём обычай этот был повсеместным и обыденным — нигде он не подчёркивается как нечто странное. Свою теорию Экирч изложил в книге «В конце дня: ночь в прошлом».
Итак, судя по всему, в XVIII веке (до эпохи электричества) люди спали так: около половины девятого вечера ложились на боковую. Примерно в полтретьего ночи просыпались и бодрствовали два-три часа, а затем снова почивали до утра. В ночной промежуток полного сознания кто-то молился, кто-то читал (при свете свечи), а кто-то с божьего благословения занимался любовью. Вполне приличным считалось навестить соседей, естественно, предварительно одевшись.
Как иначе объяснить, что врач предписывал пациенту для занятий и размышлений «время между первым и вторым сном»? И почему в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера (XIV век) героиня отправляется спать после «первого сна»?..
Существовали целые религиозные ритуалы, специальные молитвы, призванные заполнить собой этот тихий островок бодрствования.
Фонарь, перевернувший жизнь
С бурным развитием цивилизации «двойной» сон стал уходить. Разве что древние бабушки по стародавней привычке колобродили по своим фамильным имениям со свечой в руках, до смерти пугая приехавших погостить внуков!
Экирч считает, что переориентация двойного сна на полный ночной произошла с появлением уличного, а вскоре и домашнего освещения. Писатель Крэг Козловски в книге «Вечерняя империя» развивает идею: с появлением фонарей позднее тёмное время (назовём его ранней ночью) резко уменьшило активность криминальных элементов.
Оно стимулировало активную жизнь общества и стало пригодно для работы. Два сна, из-за которых терялись эти часы ранней ночи, оказались для человечества слишком большой роскошью. Постепенно в городах стали появляться кафе, где это время короталось после работы весьма приятным образом в кругу друзей.
Русский мужик и офранцуженная княгиня
В России всё было, конечно, немного иначе. Трудовой день крестьянина летом составлял 14-15 часов в день. Днём «белые рабы» (по выражению А. Герцена), конечно, устраивали перерыв на сон. Не по лени, а в компенсацию к слишком короткому сну ночному. Зимой же работы не превышали двух часов в день для мужчин и 4-5— для женщин; и в это время года они спали на 2-3 часа дольше, чем летом. В среднем же за год в будние дни сон крестьянина не превышал 7,5 часа в сутки.
У аристократии всё было поставлено с ног на голову. Из предреволюционной Франции пришла мода просыпаться на закате солнца, а ложиться с рассветом. Подобно француженкам, наши дамы стали считать, что «солнце — это для черни»!
Так, красавица княгиня Авдотья Голицына (Princesse Nocturne), в которую были влюблены Пушкин и Вяземский, никогда принципиально не появлялась при дневном свете! В своём особняке на Миллионной она собирала либералов-интеллектуалов исключительно по ночам.
И у них была такая возможность! Военные лица на службу ходили к шести утра, гражданские— к восьми. К двум часам дня они уже были дома, и, прилично отдохнув, к семи отправлялись на частные вечера, завершавшиеся обычно к двум ночи. Или к трём, если после бала следовал ещё ужин…
«Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фрунтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина»,— пишет Юрий Лотман.
Вас будит коварный Грандисон
В наши дни был проведён интересный эксперимент: 15 мужчин в течение месяца существовали в условиях ограниченных часов светового дня. Отоспавшись (о чём мечтает каждый), подопытные начали просыпаться посреди ночи, то есть у них восстановилось два сна! В течение 12 часов они почти все спали 4-5 часов, затем пару часов бодрствовали, потом засыпали вновь. Общий сон составлял не более восьми часов.
Но кроме проявившегося реликтового двойного сна учёных ещё больше интересовало состояние исследуемых в промежуток между двумя отключками. Каждый отмечал, что был необычайно спокоен и что состояние напоминало медитацию.
Оксфордский профессор нейробиологии Рассел Фостер считает, что, несмотря на все наши укоренившиеся предубеждения и привычки, пробуждение среди ночи не должно вызывать паники. «Это значит, что человек просто переживает рецидив бимодальной модели сна, доставшийся в наследство от предков», — объясняет он.
При этом ясно, что в наше-то время спать дважды за ночь как-то неудобно, это не даёт никаких преимуществ, к тому же может всерьёз напугать домашних. Мы так привыкли к своему «могильному» 8-часовому сну, в который проваливаемся после трудового дня!
И вряд ли человечество согласится вернуться к «рациональному» расписанию: ранний подъём, ранний отход ко сну. Однако Дуглас Рашкофф в книге «Шок настоящего: когда всё происходит прямо сейчас» пишет: «Да, мы переживаем хронобиологический кризис с депрессиями, самоубийствами, раковыми заболеваниями, плохой производительностью и социальным дискомфортом. И всё это потому, что нарушаем и сбиваем ритмы, которые поддерживают нас и синхронизированы с природой и между собой».
«Но я не уверен, что начну спать по два раза за ночь!» — продолжает Рашкофф. По его мнению, современный человек не имеет другого выхода, как принять новое ощущение, новый ход времени и соответствовать ему.
И всё же российские учёные отмечают: в последнее время ночные пробуждения людей стали всё более частыми. Многие специалисты прямо говорят: для хорошего самочувствия надо спать три раза в сутки: два раза ночью и один раз днём.
Так что если, свалившись спать в девять-десять вечера, в три ночи вы вдруг проснулись и, что называется, ни в одном глазу, не надо паниковать, метаться в постели и пить валокордин. Скорее всего вам передаёт привет ваша прапрапрапрапрабабушка, которая два века назад в этот момент упивалась «Историей кавалера Грандисона» или воображала себя на месте «Душеньки» Богдановича.
Андрей Ардер