В ноябре 1947 года на Второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН решался вопрос о судьбе Палестины. В ХХ веке в ближневосточном регионе тесно переплелись интересы крупнейших государств, трансконтинентальных корпораций, финансовых объединений, еврейского народа и арабов.
Великобритания много лет чувствовала себя хозяином в подмандатной Палестине. При этом она опиралась на арабских шейхов. Голда Меир, которая была первым послом Израиля в Москве, а потом министром иностранных дел и главой правительства, писала:
"Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью сорок седьмого года происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому глубоко сочувствуют евреям, так тяжело пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство".
Интересовала ли Сталина судьба евреев, ставших жертвой геноцида? Конечно, нет. Он хотел насолить англичанам и надеялся использовать в своих интересах еврейское государство. Но эти его надежды не оправдались.
Великобритания внесла в ООН предложение о создании на территории Палестины арабо-еврейского государства. Естественно, в этом государстве евреи были бы национальным меньшинством.
Однако на Второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН был представлен и другой проект – советско-американский. Бывшие союзники во Второй мировой войне, СССР и США выступили совместно.
Их интересы совпали. Они стремились ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке, оттеснить ее от огромных источников нефти. Советско-американский проект предусматривал создание на территории Палестины двух государств – еврейского и арабского. Проект СССР и США поддерживало больше государств, которые намеревались голосовать за раздел. Однако борьба шла за каждый голос, так как за резолюцию должно было проголосовать не простое большинство, а две трети всех делегатов…
А Либерия все колеблется, а представитель Парагвая все еще не получил инструкций от своего правительства. Делегат от Гаити в предварительных прениях высказался против раздела Палестины. Французы не раскрывали своих карт до самого конца. Греция решила голосовать против, несмотря на нажим американцев, Филиппины – против. Но стоило американскому представителю посмотреть в глаза послу этой страны, Филиппины решили голосовать за.
Наступил день 29 декабря 1947 года. В шестом часу вечера председательствующий на Генеральной Ассамблее Освальдо Аранха (Бразилия) объявил результаты голосования – за раздел Палестины – 33, против – 13, воздержалось – 10. Две трети голосов удалось набрать. (См. Михаил Штереншис, "История Государства Израиль", Герцлия, ИсраДон, 2003).
Однако голосование не было окончательным решением проблемы Палестины. Сессия установила, что указанная резолюция остается в силе, если на следующей сессии Генеральной Ассамблеи, именно – 14 мая 1948 года до 18.00 не произойдет никаких перемен. А перемены не заставили себя ждать.
За полгода в расстановке политических сил на международной арене произошли большие изменения. США были озабочены ростом советского влияния в Европе и других регионах. Начался период "холодной войны", гонки вооружений, острой конфронтации СССР с США. И в этих условиях Соединенные Штаты резко изменили свою позицию. Американцы решили на Генеральной Ассамблее ООН в мае 1948 года поддержать предложение Великобритании о создании на территории Палестины единого арабо-еврейского государства.
За Соединенными Штатами шли страны Латинской Америки, а они тогда составляли половину членов ООН. Группа стран входила в сферу влияния Великобритании. Таким образом, свыше 40 стран были готовы поддержать британский проект о создании единого арабо-еврейского государства. Только СССР, Украина, Белоруссия, Польша, Чехословакия и Югославия отстаивали проект, принятый Генеральной Ассамблеей в 1947 году. Еврейское государство, еще не родившись, уже оказалось в смертельной опасности..
.
Советский Союз рассчитывал, что новое еврейское государство будет следовать в фарватере советской внешней политики. Поскольку эти расчеты не оправдались, очень скоро отношение СССР к Израилю сменилось враждой. Ну, а пока в ООН СССР активно выступал за образование еврейского государства.
В своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко говорил:
"Представители арабских стран указывают на то, будто бы раздел Палестины является исторической несправедливостью. Но с этой точкой зрения нельзя согласиться хотя бы потому, что еврейский народ был связан с Палестиной на протяжении длительного исторического периода времени".
На сессии Генеральной Ассамблеи ситуация складывалась таким образом, что противники раздела Палестины имели абсолютное большинство и только чудо могло спасти еще не родившееся государство Израиль. Принятие англо-американской резолюции считалось гарантированным. Неожиданностей не предвиделось. Однако 14 мая 1948 года в последний рабочий день сессии Генеральной Ассамблеи ООН произошло событие, которое трудно был предвидеть. Была сорвана попытка проведения голосования по англо-американскому проекту.
Причем особую роль в том сыграл представитель Украины в ООН Василий Тарасенко. Благодаря избранной им правильной тактике и проявленной находчивости было подтверждено решение, принятое сессией Генассамблеи в 1947 году о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств. Напомним читателям, что в принятой тогда резолюции было записано, что решение вступает в силу, если на следующей сессии Генеральной Ассамблеи –
14 мая 1948 года до 18.00 не произойдет перемен. И вот настал этот день. Было всеобщее убеждение, что принятие англо-американского проекта резолюции предопределено и гарантировано. Дипломаты устали от длительного заседания, от речей и предвкушали скорый отдых. Стремились поскорее проголосовать и покинуть заседание. Их мало волновали проблемы еврейского народа.
Председательствующий на сессии доктор Арсе (Аргентина) прервал очередное выступление заместителя министра иностранных дел СССР Андрея Громыко и объявил о начале голосования. До 18.00 оставалось 30 минут. И вдруг с места поднялся глава делегации Украины Василий Тарасенко и попросил слова. Не обращая внимания на отказ председателя, он быстрым шагом направился к трибуне. И тут произошло недоразумение. Английское словосочетание "хочу высказать другую точку зрения" прозвучали у украинского дипломата как "поговорить о вас".
Председатель воспринял это как угрозу в свой адрес и направился к двери, ведущей в комнату отдыха. Он так и не вернулся во время выступления Тарасенко. Необходимо было затянуть время, чтобы сорвать голосование.
Василий Тарасенко экспромтом произнес свою речь о исторической необходимости и важности создания независимого еврейского государства. На заседании присутствовало много евреев – жителей Нью-Йорка. Выступление Тарасенко они встретили громом аплодисментов. Представитель Украины покинул трибуну, когда стрелки часов показывали начало седьмого.
Вернувшийся на свое место председатель доктор Арсе заявил: "Поскольку внеочередная сессия Генеральной Ассамблеи не смогла принять к установленному сроку альтернативную резолюции генассамблеи 29 ноября 1947 года, то решение последней об образовании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского – остается окончательным решением палестинской проблемы".
Когда доктор Арсе намеревался уже объявить о закрытии сессии, попросил слова глава делегации США генерал Осборн. Он попросил продлить работу сессии и предоставить ему возможность связаться с президентом США Трумэном для обсуждения ситуации, которая сложилась на сессии. Просьба Осборна была удовлетворена.
Примерно через два часа Осборн сообщил, что США пересмотрели свою позицию по палестинской проблеме и соглашаются с решением об образовании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского. Так сбылась двухтысячелетняя мечта евреев. Они обрели свое государство. Украине удалось внести в это дело свой вклад. В тот же день 14 мая в Тель-Авиве было провозглашено создание независимого государства Израиль.
Премьер-министр Давид Бен-Гурион позвонил по телефону в ночь с 14 на 15 мая Моше Шарету, который присутствовал на сессии Генассамблеи ООН и просил передать украинскому дипломату от себя лично и от правительства Израиля благодарность за выступление на заседании специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которое сыграло важнейшую роль в судьбе Израиля. Кроме того Бен-Гурион поручил Шарету получить от Тарасенко его согласие на присуждение ему звания почетного гражданина Израиля.
Как отметил тогда Шарет – это будет первый случай предоставления почетного гражданства представителю иностранного государства. Однако, обсудив с Тарасенко неизбежные для него последствия за такое согласие, решили воздержаться. Об этом Шарет сообщил Бен-Гуриону. Премьер-министр выразил сожаление и понимание. Он хорошо знал политическую обстановку в СССР. Он попросил Шарета повторить благодарность и добрые пожелания от него лично и от правительства Израиля.
15 мая 1948 года делегация еврейской общины Нью-Йорка прибыла в резиденцию представительства Украины при ООН. Состоялась теплая встреча с Василием Акимовичем Тарасенко. Звучали слова благодарности. Ему торжественно вручили Тору.
14 мая 1948 года. Четыре часа дня. Большой черный автомобиль Бен-Гуриона остановился у ступеней музея Тель-Авива. Хотя место проведения церемонии провозглашения независимости хранилось в тайне, тысячи людей узнали о нем. Все улицы вокруг музея были запружены народом. В зале размещались приглашенные – руководители ишува, раввины, командиры Хаганы и Пальмаха, мэры городов, журналисты. После исполнения "а-Тиквы" Бен-Гурион зачитал две страницы машинописного текста – Декларацию независимости. Она начиналась с утверждения, что земля Израиля была тем местом, где еврейский народ родился.
В ночь на следующий день 15 мая арабские армии напали на только что родившееся государство. Началась война за Независимость. У Израиля тогда был только один танк и то без пушки. Потом были другие войны и конца их не видно до сих пор. Но мир убедился – евреи умеют себя защищать.
* * *
В заключение еще немного о Василии Акимовиче Тарасенко. Он родился в 1907 году. После окончания университета находился на преподавательской работе. Участник Отечественной войны. Демобилизован в связи с ранением. В 1943-1945 г.г. – директор Запорожского педагогического института. С мая 1945 года помощник министра иностранных дел Украины. Входил в состав делегаций Украины на Генеральной Ассамблеи ООН, с 1948 года – руководитель делегации. Избирался непостоянным членом Совета Безопасности от Украины. Был заместителем министра иностранных дел. Доктор исторических наук, профессор.
С 1950 по 1984 год – заведующий кафедрой новой и новейшей истории зарубежных стран Киевского государственного университета.
В 90-х годах прошлого века Василий Тарасенко был президентом созданного по его инициативе общественного фонда "Украина – Израиль". Этот фонд много сделал для развития экономических и культурных связей между двумя странами. Когда торжественно отмечалось 50-летие образования государства Израиль правительство и Кнессет пригласили Тарасенко посетить нашу страну в качестве почетного гостя. Вместе с Василием Акимовичем приехали его сын и дочь. Гости побывали в Иерусалиме, Тель-Авиве, Нетании и Хайфе. Посетили торжественные мероприятия, встретились с земляками с Украины, с ветеранами Отечественной войны.
После посещения Израиля Василий Тарасеннко заявил:
"Мы переполнены восхищением от увиденного и услышанного. Мы получили возможность наблюдать очень много явлений, о существовании которых у нас было лишь смутное представление. Да, действительно, Израиль – это чудо, жемчужина Ближнего Востока. Преображены пустыня, песок и камень в цветущий сад. Лично мне это доставило величайшее удовлетворение. Я испытал изумление, восхищение и зависть, но зависть в добром понимании, – почему моя страна – Украина, обладающая природными богатствами, не может повторить чудо Израиля? Могу лишь утешить себя мечтой, что и в Украине произойдет чудо.
Я безмерно рад, что в мае 1948 года сыграл определенную роль в срыве плана создания единого арабо-еврейского государства и тем самым внес свой личный вклад в создание Государства Израиль" (См. "Новости недели", за 23 августа 2001 г.). Это заявление Тарасенко сделал незадолго до своей смерти. Он умер в 2001 году. Память о нем навсегда сохранит народ Израиля. Имя Василия Тарасенко неотделимо от истории нашей страны.
Иосиф ТЕЛЬМАН