18.11.2024

Он не предал отца, ел объедки в столовой, спал на вокзалах и мечтал сыграть дерево. Евгений Лебедев


Евгений Лебедев. Артист. Глыба.

Сколько раз пересматривала спектакль «Энергичные люди», особенно ту сцену, в которой Лебедев ( Аристарх Кузькин) наливает себе в стакан вино, так и не поняла КАК он это играет…

Или его знаменитый Холстомер в «Истории лошади». Вроде перед тобой актер стоит и ты это ясно понимаешь, а в то же время он лошадь…

Фантастический дар перевоплощения, такому ни в каких театральных академиях мира не научат. А он их и не оканчивал. Сам Евгений Алексеевич любил все свои роли и говорил, что в каждой из них есть часть его биографии.» В любом человеке есть и добро, и зло, важно – что в этом единоборстве побеждает…»

Родился он зимой 1917 года в Балаково. Отец его был диаконом. За это Женю в школе дразнили «поповским сынком», учиться ему по законам того времени разрешалось только до четвертого класса. Он плакал ночами в подушку, но терпел.

Даже одна училка ему как — то раз заявила перед всем классом:

— «Ну что, «лишенец», опять ходил в церковь? Опять слушал этот обман, этот опиум для народа? Ступай к отцу и скажи, что он – длинноволосый дурак!»

В семь или восемь лет ему мало было понятно про какой — то опиум, но ее слова он запомнил на всю жизнь. С таким злорадством они были сказаны.


Маленький Женя с родителями

Чтобы избежать ссылки на Соловки, его семья вовремя перебралась в Кузнецк, потом уже в другой городок, везде их преследовали. Чтобы Женя мог учиться дальше, ему надо было переселиться из «поповского дома». Вот и отправили его родители к деду с бабкой в Самару. Там он скрыл свое происхождение, окончил восьмилетку. Потом поступил в ФЗУ на слесаря, а еще он увлекся театром, по вечерам занимался в драмкружке.

В 15 лет Евгений уже играл на сцене самарского ТРАМа! Все бы хорошо, да тут один «хороший» человек как -то узнал про происхождение Лебедева, да донес на него в милицию. Было собрание, на котором его отчитывали перед всем залом.

Из воспоминаний Евгения Лебедева: «Поповское отродье!» И еще: «Тебе не место среди нас! Театр – трибуна, а что ты будешь с этой трибуны говорить? Нести вражескую пропаганду? Вон! В колонию! На перевоспитание в социалистическом духе!» И все это выкрикивали мои друзья, для которых еще вчера я был – свой, Женька… Так я узнал, что такое предательство. Меня пригвоздили к позорному столбу. Кричали, ярлыки всякие клеили… Я стоял и плакал, мне было шестнадцать лет».

За укрывательство своего происхождения ему грозила ссылка в трудовой лагерь, поэтому он быстро уехал из Самары к родителям.

1933 год. В Нижнем Поволжье страшный голод. Людей не успевали хоронить, его отец священник тайком отпевал всех сутки напролет, хотя сам уже опухал от голода… Женю пристроили в техникум, в соседний городок, но отец ему сказал, что не стоит рисковать, все равно донесут чей ты сын. Посоветовал ехать ему подальше, в Москву.

Он и поехал в столицу. С первого раза поступил в театральный техникум при Театре Красной Армии. В техникум-то поступил, а где жить? На что питаться? Нет ни прописки, ни продовольственной карточки. Жил на вокзалах, ночевал в подъездах, подбирал объедки в столовой, подрабатывал на стройке разнорабочим. Зимой(!) он ходил в каких — то драных физкультурных тапочках, вместо шарфа на шее — старое вафельное полотенце. Заболел малярией, потом фурункулезом.

Живя в таком аду, он учился и мечтал о большой сцене, перевелся в Центральный техникум театрального искусства (сейчас эти ГИТИС). Но вскоре его переформировали и Лебедева отправили в школу Камерного театра. Тот самый, который возглавлял Таиров. На сцене — роскошь, шелка, бархат и тощий Лебедев в штопанных штанах, худой, больной. Будто только из концлагеря сбежал. Он пошел в театр, даже поднялся на второй этаж, а потом убежал резко оттуда. Постыдился он предстать в таком жутком виде перед самим Таировым.

Он решил до конца вылечиться, одеться, привести себя в порядок и уже в нормальном виде заявиться в театр. Чудом устроился разнорабочим на фабрику «Красный Октябрь», в шоколадный цех. Это его и спасло. Шоколад, который он ел тайком, помог организму справиться с болезнями.

На фабрике он активно играл в художественной самодеятельности. Как-то раз его отправили даже в Харьков на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности работников пищевой промышленности, на котором он выступил лучше всех. За что сам Микоян подарил ему за это добротный костюм. Небывалая роскошь, он о таком и мечтать не смел. И вот уже в 1936 году он, в костюме и приличных ботинках, вернулся в школу Камерного театра.

А за ним последовал 1937 год. Отца и мать Евгения Лебедева арестовали и вскоре расстреляли. В 20 лет он стал полным сиротой и сыном «врагов народа.» А еще он спас маленькую сестру Нину от этого клейма. Сам отвел ее в детский дом. Соврал, что нашел девочку на улице и даже не знает как ее зовут. Свою сестренку Лебедев спустя годы будет долго искать и найдет…

А в далекой Москве в те годы на него никто не донес. За все это время он несколько раз встречался с родителями тайно, по совету отца Евгений выдавал себя в столице за круглого сироту. Говорил, что лишился отца и матери еще в детстве.

Его не выдали, но Евгений Алексеевич всегда чувствовал, что он » пегий», с особым клеймом. Так он про себя говорил.

Потом в его судьбе был Тбилисский театр, судьбоносное знакомство с Георгием Товстоноговым, (у его матери он снимал комнату) и с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба.

Потом война. Сотни выступлений перед фронтовиками на передовой и в госпиталях.

В 1949 году он сыграл на сцене самого Сталина, за эту роль он был удостоен Сталинской премии. Тогда уже все знали кем был его отец.
» В обкоме партии возмутились: «Как можно роль товарища Сталина доверить Лебедеву чьи родители знаете, кто были?..»

Товстоногов возражал: «Но ведь товарищ Сталин тоже в духовной семинарии учился…». Еле отстоял. Вскоре меня выдвинули в депутаты Ленсовета, и все равно поступило указание: «Про родителей в автобиографии не указывать». За границу не выпускали.»

В 1950 году актер женился на сестре Товстоногова — Нателе. Это был его второй брак. О первом браке с актрисой Натальей Петровой, в котором в 1939 году у них родилась дочь Ирина, известно очень мало. Раньше не принято было об этом спрашивать. А с Нателой Товстоноговой актер прожил душа в душу всю оставшуюся жизнь.

Почти сразу после свадьбы им дали квартиру рядом с квартирой Георгия Товстногова, и вскоре в стене была прорублена общая межквартирная дверь. Лебедев и Товстоногов были как братья, они были единомышленники, одной породы… В 1952 году у Евгения и Нателы родится сын Алексей. Годы спустя он станет режиссером.

Спустя шесть лет Лебедев перейдет с Товстоноговым в Большой драматический театр им. Горького, на сцене которого прослужит до конца жизни.

Много Евгений Алексеевич снимался и в кино, всех ролей и не перечислишь, а первый его киногерой на экране был Кощей Бессмертный в фильме » Римский — Корсаков».

Снялся он и в первой экранизации романа Каверина «Два Капитана».

Очень мощно он сыграл в фильме «Блокада», за роль Королева он получил государственную премию.

Евгений Алексеевич играл в театре, снимался в кино, преподавал актерское мастерство, а еще он писал рассказы, эссе, и любил вырезать из дерева разные фигурки. Он не любил рассуждать об искусстве,он просто играл так, что глаз не оторвать…

После инсульта в преклонном возрасте он очень быстро восстановился и свой 80- летний юбилей, который был в середине января, он отмечал с размахом, в театре в его честь был большой бенефис, а 9 июня 1997 года актер скончался. Похоронен Народный артист СССР Евгений Лебедев на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге. Его супруга Натела Товстоногова пережила его на шестнадцать лет. Теперь они вместе. Светлая память.

Евгения Алексеевича как-то спросили о роли, которую он мечтает сыграть. И он ответил неожиданно:

«Хочу сыграть дерево. Да, дерево! Ему, которое за триста или даже четыреста лет столько на своем веку всякого повидало, наверняка есть о чем поведать людям… Понимаю, идея немного сумасшедшая, но все же – если бы нашелся автор, чтоб написать такую, несколько отстраненную, философскую роль…».

Очень жаль, что он не успел сыграть дерево. Он бы смог…

/КР:/
Актёр от Бога…
Молодыми ходили, как на праздник на галёрку к Товстоногову…/

48


67 элементов 1,149 сек.