18.11.2024

Катынь – кровоточащая рана Польши

Гоча Гварамиа
Эксперт по вопросам национальной безопасности и российско-грузинским отношениям

Это было лишь начало. Со временем стало известно, что таких массовых захоронений было несколько не только в лесах Катыни, но и в разных местах Советского Союза.

Но это не вся история… был еще случай, который смело можно назвать – Катынь-2. 4 июля 1943 года в Гибралтарском проливе исчез самолет пребывающего в изгнании тогдашнего премьер-министра польского правительства, 62 летнего генерала Владислава Сикорского, который среди поляков значился весьма авторитетным человеком. Кроме генерала в самолете находились его дочь, и 15 сопровождающих лиц. Генерал был осведомлен от немцев о произошедшей трагедии с польскими военнопленными, попавшими в руки НКВД. Ранее он не раз интересовался их судьбами по официальным каналам через Красный Крест, но всегда получал один и тот-же ответ – «… мы не располагаем информациями о судьбе военнопленных… возможно они сбежали в Манчжурию…».

Затем, в 2010 году, правопреемница Советского Союза – Россия спустя 70 лет в том же Смоленске устроила Катынь-3. Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньски с супругой Марией, а также делегация в составе которой была вся политическая и военная элита Польши, вылетели из Варшавы в Смоленск с целью посещение Катынского мемориала под Смоленском в день 70-летия Катынского расстрела. При посадке самолет потерпел крушение. Все находившиеся на борту 96 человек, 89 пассажиров и 7 членов экипажа – погибли. Спастись не удалось никому. В отличие от официальной Москвы, все сходятся во мнении, что крушение самолета Качинского было некоего рода местью Путина, который одним разом устранил всю элиту правительства Польши, взвалив всю вину на пилота, который несколькими днями ранее выполнял тот-же рейс и хорошо знал этот аэродром.

Однако, давайте по-порядку….

Катынь -1

Для начала стоит привести хронологию фактов, предшествовавших этой трагической дате.

– 25 июля 1932 года СССР подписал с Польшей «пакт о ненападении» (Pakt o nieagresji Polska – ZSRR)

– 23 августа 1939 года СССР заключает с нацисткой Германией «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (Deutsch-sowjetischer Nichtangriffspakt); который также известен как пакт Молотова — Риббентропа. — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. До появления на постсоветском пространстве интернета, где можно найти практически любую информацию, мы не знали, что этот договор имеет также секретный дополнительный протокол «о разграничении между сторонами сфер интересов в Восточной Европе» на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства», и Бессарабии в сферу интересов СССР. Литва и западная часть Польши были отнесены в сферу интересов Германии. Именно этот листок бумаги и предопределил начало второй мировой войны, в ходе которого СССР и Германия должны были разделить Европу между собой.

1 сентября 1939 года, через неделю после достижения договоренности между Москвой и Берлином о переделе сфер влияния в Европе, Германия, нарушив договор с Польшей «о ненападении» вторглась не ее территорию. А еще через 16 дней, 17 сентября 1939 года, СССР также нарушив достигнутые соглашения 1932 года «о ненападении» вторглась в восточную часть Польши. Польская армия не смогла вести оборонительные боевые действия на двух фронтах и вынуждена была капитулировать как перед Германией, так и перед Советским Союзом. Таким образом Польша была разделена на две части, и дан был старт Второй мировой войне.

Вернемся к событиям Катыни. После капитуляции Польши, около 400 тысяч поляков в качестве пленных достались СССР. Из этого числа НКВД выделило свыше 125 тысяч офицеров среднего и высшего состава, а также военных специалистов. Их судьбы были неизвестны пока в 1942 году в лесу под Катыни (к тому времени Смоленская область уже была оккупирована Германией) польские железнодорожные рабочие случайно обнаружили массовые захоронения расстрелянных польских офицеров и мирных граждан. Картина была настолько ужасающей, что самим нацистам стало жутко. По распространенным информациям – «18 февраля 1943 года солдаты немецкого вермахта под командованием Haupt-Sturm-Fuhrer Von Gernsdorff начали раскапывать и эксгумировать массовые захоронения, полные польских офицеров и хорошо одетых гражданских лиц, которые годом ранее были обнаружены польскими железнодорожными рабочими. Были обнаружены и идентифицированы 4 243 трупа только с одного захоронения, в последующем были найдены десятки такого же масштаба общие могилы поляков. Всех их, т.е. 15 131 польских военнопленных расстрелял НКВД до 3 апреля 1940 года. И это лишь только Катынь!

Катынская трагедия — это не только массовые расстрелы, она подпитана еще и неслыханным цинизмом. В теченик трех лет советское руководство утаивало от представителей официальных лиц польского правительства в изгнании и Красного креста судеб плененных поляков, заявляя им, что они не владеют никакой информацией об их местонахождении, и тем более об их состоянии здоровья. А 3 декабря 1941 г. на личной встрече в Кремле с польским премьером генералом Владиславом Сикорским (польское правительство продолжало работать в Лондоне) и командующим польской армией в СССР генералом Владиславом Андерсом Сталин заявил, что «пленные… возможно, сбежали в Маньчжурию!»

Однако, Германия в апреле 1943 года сообщило миру о неслыханной жестокости Советского Союза в отношении польских офицеров и гражданских лиц. С 10 по 13 апреля, в течении 4 дней, немцы в отрытом эфире по радио передавали списки идентифицированных расстрелянных офицеров, найденных в катынском лесу. Более того, Берлин, через Красный Крест и британскую разведку, за эти 4 дня сумел передать премьер-министру Польши в изгнании генералу Владиславу Сикорскому все материалы по Катыни, в том числе фотодокументы, снятые во время эксгумации останков, и личные документы расстрелянных поляков, добытые за время оккупации Смоленской области. Советский Союз сразу опроверг обвинения заявив, что эти военнопленные были задействованы на строительных работах, и попали к немцам летом 1941 года, после того, как советские войска оставили территорию, и отошли назад. Но тут возникает вопрос – если в правительстве знали, что военнопленные были задействованы в строительных работах, и что они попали в плен к немцам, то почему скрывали? И еще одно – где Смоленск, и где Манчжурия? Таким образом Советский Союз косвенно признался о содеянном.

«Тягчайшее военное преступление» – так определяет устав Международного военного трибунала, судившего в 1945–1946 гг. в Нюрнберге главных нацистских преступников, бессудные уничтожения военнопленных. «Преступление против человечности» – так определяет тот же устав бессудные казни гражданского населения захваченных территорий, которые составляли большинство узников тюрем, расстрелянных по решению Политбюро.

Катынь – 2

Катынская трагедия не закончилась лишь расстрелом десятков тысяч поляков. В Москве хорошо понимали, что рано или поздно настанет день, когда придется официально отвечать за преступление перед человечеством. Чтобы этого не произошло, надо было уничтожить улики и всех свидетелей. Советские палачи постарались уничтожить не только оставшихся свидетелей, но не пощадили и тех, кто хоть как-то косвенным образом, мимолетно услышал историю о Катыни.

В этом списке главной целью был польский премьер генерал Сикорски. Его ликвидация не была простым вопросом. Сикорски постоянно находился на виду, и его охраняли не только поляки. Более того, несмотря на ее пребывание в изгнании, с польским правительством серьезно считались в мировом политическом обществе, что было обусловлено героическим сопротивлением польского народа против фашистских захватчиков, а также за проявленную генералом Владиславом Сикорским личную отвагу в I мировую войну, и за его заслуги в деле восстановления польской государственности. Ликвидировать такую личность составляло весьма сложную задачу. Однако, 4 июля 1943 года случилось непоправимое – в Гибралтарском проливе исчез самолет генерала Владислава Сикорского, в котором летели сам генерал Сикорский, его дочь, и 15 сопровождающих лиц.

К факту исчезновения самолета Сикорского прямо привязать Москву не получается, хотя косвенно определенная связь все-же существует. В частности, по распространенным информациям следует, что за день до вылета Сикорского, на тот же аэродром приземлился самолет российского посла Ивана Майского. Также есть другое примечательное совпадение – в то время английской Гибралтарской разведывательной зоной занимался офицер английской разведки Ким Филби, который в последствии будучи разоблаченным спасся от британских спецслужб бегством в Москву.

В Москве также хорошо знали, что повторному захвату Польши в будущем будет мешать существование такой личности, как Владислав Сикорски с его авторитетом не только среди поляков, но и в мировых политических кругах. А само правительство Польши, пребывающее в Англии, создавало проблемы московской политике развития отношений с союзниками – мнение польского правительства в отношении Советского Союза всегда учитывалось. А это уже – мотив преступления!

Катынь – 3

Снова Смоленск! Снова первое лицо Польши! Снова самолет – борт№1 польского правительства! Снова апрель! «Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньски с супругой Марией вылетели из Варшавы в Смоленск на борту польского правительственного самолёта Ту-154М, пилотируемого польским экипажем. Вместе с президентом летела делегация, состоящая из политических, военных, общественных и религиозных деятелей Польши. На борту самолета было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Целью визита было посещение Катынского мемориала под Смоленском в день 70-летия Катынского расстрела. При заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный», в тумане, самолет на удалении 1,5 км от взлетно-посадочной полосы пошел ниже глиссады. Не долетев до полосы, самолёт столкнулся с деревьями и разрушился. Все 96 человек на борту погибли» – такова официальная версия причины происшествия.

Согласно официальной позиции Москвы, самолет Качинского потерпел крушение из-за ошибки пилота, который не учел погодные условия, в частности туман и плохую видимость, и не справился с управлением, налетел прямо на деревья. Однако, в заявлениях Москвы упущено одно пояснение из официальной версии причины катастрофы – «самолет на удалении 1,5 км от взлетно-посадочной полосы пошел ниже глиссады». Чтобы понять о чем речь, давайте поясним что такое «глиссада», и с чем его едят.

Глиссада — траектория полета летательного аппарата (самолёта, вертолёта, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой. Стандартная глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров. Угол наклона глиссады — контролируется либо радиотехническими средствами (глиссадный радиомаяк), либо пилотом визуально по передней кромке взлетно-посадочной полосы, либо по величине вертикальной скорости снижения летательного аппарата. На величину угла наклона глиссады может влиять наличие препятствий в зоне аэродрома (деревья). Глиссада в математической модели — это параллельный перенос вектора вдоль геодезической кривой, при котором его угол с геодезической остается неизменным. Скорость снижения — «ухода» вниз — измеряется радиусом кривизны геодезической. Полет по глиссаде может осуществляться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах управления. В результате полета по глиссаде летательный аппарат попадает в зону приземления на взлетно-посадочной полосе.

Другими словами – «глиссада» – это траектория полета снижения летательного аппарата, по которой определяется конечная высота – 15 метров над взлетно-посадочной полосой. То есть то место, откуда самолет должен уже начать непосредственной процесс посадки. Если по каким-то причинам эта точка окажется передвинута от посадочной полосы, или в глубь, то самолет терпит крушение. Хотя во втором случае, пилот может вырулить, и если полоса позволяет набрать обороты, то можно взлететь и заново зайти на посадку. Но в первом варианте, это катастрофа. Так же важно, что этот процесс – снижение по глиссаде – может проходить как в автоматическом, так и в полуавтоматическом и ручных режимах. Самолеты такой категории как «борт №1» оснащены современными приборами авионики, и имеют возможность осуществлять посадку в автоматическом режиме. Для этого необходимо всего лишь ввести в бортовой компьютер данные полученные от диспетчера управления полетами, дальше самолет все делает сам. Если учесть, что в тот день был туман и соответственно видимость плохая, то пилот поступил бы именно так, и не стал бы сажать самолет вручную. Значит, пилот ввел те данные, которые передали ему с диспетчерской.

Есть еще вариант – при плохой видимости современная техника обеспечение полетами позволяет с диспетчерской напрямую координировать процесс снижения самолета задавая нужные данные, а глиссадный радиомаяк делает свое дело, давая возможность автопилоту благополучно посадить летательный аппарат. Единственная причина, что могло бы вынудить пилота сажать самолет вручную, это отказ аппаратуры автопилота, или бортового компьютера. Однако, это исключено, так как незадолго до этого злополучного рейса, этот борт вернулся из капитального ремонта, который сделали в России. Хотя, как сказать?!…

И еще – мотивы! Каждое преступление обязательно имеет свои мотивы. А их в этом случае у Кремля хоть отбавляй:

– Лех Качински полностью подкосил российское влияние в Польше;
– усилил присутствие в стране военных НАТО;
– активно продвигал дело о признании расстрелянных в Катыни поляков жертвами репрессий Советского Союза, также признание действия Москвы в 1940 году как «преступление против человечности», что прямо било по репутации России;
– в 2008 году, во время военной интервенции России против Грузии, открыто поддержал приехав в столицу – Тбилиси – лично, а также мобилизовав десяток лидеров европейских стран, что тогда помешало России полностью воплотить свои планы по захвату Грузии;
– официально отказался от приглашения Москвы принимать участия в помпезно-пропагандистском празднике вчесть годовщины победы над фашизмом, и решил в место этого поехать почтить память жертв Катыни.

Конечно же, для царька, которому свойственно злопамятство, такие мотивы представляются весьма убедительными аргументами для планирования «возмездия». Разумеется, доказать все это трудно, но факты говорят сами за себя.

Катынь – «сегодня»

13 апреля 1990 г., что тоже символично, Советский Союз признал вину, и официально заявил о «непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных», и расстрел польских военнопленных назвал «одним из тяжких преступлений сталинизма».

В связи с этим признанием Главная военная прокуратура (ГВП) начала расследование уголовного дела по факту расстрела польских пленных. В первые же годы расследования были установлены неизвестные до этого места захоронений расстрелянных военнопленных из Старобельского и Осташковского лагерей. По распространенным информациям были выявлены инициаторы, организаторы и участники расстрельной операции НКВД 1940 г. Из них были найдены и допрошены – бывший начальник управления НКВД по делам военнопленных Петр Сопруненко и начальник управления НКВД по Калининской области Дмитрий Токарев. Найденными доказательствами разоблачили фальсификацию доводов и свидетельств, положенных в основу сообщения комиссии академика Бурденко. Этим итогам способствовало изданное ранее распоряжение Бориса Ельцина, в силу которого были рассекречены и обнародованы «решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.» и другие секретные документы о расстреле польских военнопленных и заключенных, разоблачающие и доказывающие вину о совершении преступления членов Политбюро Ворошилова, Молотова, Микояна, Калинина и Кагановича, а также участников расстрельной операции НКВД.

Несмотря на такие обстоятельства, особенно официальное признание Москвы о совершении преступлений, а также то, что имена, отчества, фамилии и годы рождения значатся в ведомственных документах НКВД СССР о расстрельной операции, ГВП и суды России отказались признать «жертвами преступления» даже поименно названных расстрелянных польских военнопленных. Более того, военные прокуроры отказались подтвердить политический мотив казни и даже признать сам факт гибели этих людей, удерживая их статус в форме «безымянных жертв». Если у жертв нет статуса «жертвы преступления» и не установлены их личности, то их количество простая статистика, и не более того.

В конечном итоге, в 2004 году дело было прекращено «за смертью виновных», все материалы засекречены, а виновными были признаны лишь четверо: Берия и назначенной Политбюро для оформления смертных приговоров члены т.н. тройки –замнаркома Меркулов, начальник Главного экономического управления НКВД Кобулов и начальник 1-го спецотдела НКВД Баштаков. Сталина, Ворошилова, Молотова, Микояна, Калинина и Кагановича, а также участников расстрельной операции НКВД вообще вывели из дела, а действия тех четырех квалифицировали как превышение должностных полномочий.

И нет никому дело до того, что имена и места захоронения всех польских граждан, расстрелянных по решению Политбюро, включая до сих пор неизвестных заключенных из тюрем Западной Белоруссии, еще не установлено.

(Материал подготовлен на основании информаций разных российских СМИ)

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"

/КР:/
Трагедию польского народа надо не только признать, но найти и наказать виновных…/


66 элементов 1,116 сек.