11.01.2025

Тариф «Президентский». Как торговая война Трампа ударит по глобальной экономике и самим США


Даже если он выполнит только часть своих обещаний, глобальной торговле стоит готовиться к снижению товарооборота, а мировой экономике — к замедлению. Особенно пострадают развивающиеся страны, но и самим США протекционистская политика может выйти боком.
 

Популярность доллара как валюты расчетов и резервов во всем мире — одна из важных идей будущего президента США Дональда Трампа. Он уже обещал, что попытки отказаться от доллара дорого обойдутся тем, кто будет их инициировать. Вот как звучала угроза в адрес стран БРИКС:

«Мы требуем от этих стран обязательств не создавать новую валюту БРИКС и не поддерживать никакую другую валюту для замены могущественного доллара США, иначе они столкнутся со 100-процентными пошлинами и должны будут попрощаться с продажами в замечательную экономику США».

При этом усилить доминирование доллара, увеличивая тарифы и снижая импорт в США, невозможно.

Фанат тарифов

Любовь Трампа к высоким импортным тарифам не новость. Еще в 1980-х годах он говорил, что Япония — вторая на тот момент крупнейшая экономика мира — «обдирает» США, экспортируя в свою страну намного больше, чем импортирует из нее. По одной из версий, на Японию у него была личная обида: Трамп в 1988 году проиграл аукцион по покупке пианино из культового фильма «Касабланка». Раритет отошел компании, представлявшей интересы японского коллекционера.

Пианино из фильма «Касабланка», вероятно, настроило Трампа против Японии

Пианино из фильма «Касабланка», вероятно, настроило Трампа против Японии

«Я очень верю в тарифы», — сказал тогда Трамп, застройщик Манхэттена, только начинавший проявлять политические амбиции, журналистке Дайан Сойер. Помимо Японии, по его мнению, высоких тарифов заслуживали Западная Германия, Саудовская Аравия и Южная Корея. «Америку обдирают, — сказал он. — Мы страна-должник, и мы должны облагать товары налогами и тарифами, мы должны защищать эту страну».

Отчасти Трамп смог воплотить свою мечту во время первого президентского срока. Он обложил тарифами импорт из Китая, занявшего в его глазах место главного злодея. Однако прошлая тарифная война меркнет в сравнении с новыми планами: за время избирательной кампании Трамп обещал ввести универсальные тарифы на импорт и повышенные тарифы для Китая и Мексики.

Уже после выборов он пригрозил, что Китай ожидают дополнительные 10-процентные импортные пошлины на все товары из-за поступающих в страну контрабандой из КНР наркотических веществ. А для Мексики и Канады, если они не примут дополнительных мер для пресечения потока наркотиков и нелегальных мигрантов через границы США, пообещал пошлины в 25%.

«20 января в качестве одного из моих первых исполнительных указов я подпишу все необходимые документы, чтобы обложить Мексику и Канаду 25-процентными пошлинами на ВСЕ товары, поступающие в Соединенные Штаты», — пишет Трамп.

Если же избранный президент реализует свою давнюю угрозу про пошлины в 60% для Китая, эта страна пострадает больше всего, учитывая важность производственного сектора для ее экономики. КНР ждет потеря около 3% ВВП за три следующих года, подсчитали в UBS. Сами США при этом потеряют до 1,5% ВВП. Удар по экономикам Мексики и Канады будет, вероятно, сопоставимым с китайским, ведь экспорт в США — значительная часть их внешней торговли: 27% от ВВП Мексики и 20% у Канады.

Если Трамп реализует угрозы, Китай ждет потеря около 3% от ВВП за три следующих года

Европа под ударом

Даже у Европы, главного союзника США, есть причины для беспокойства. «Вот что я вам скажу. Все эти милые маленькие европейские страны, которые собрались вместе, — они не покупают наши автомобили, они не покупают наши фермерские продукты. Но они продают миллионы и миллионы автомобилей в Соединенных Штатах. Нет, нет, нет, им придется заплатить высокую цену», — заявил Трамп в ходе предвыборного турне.

У еврозоны положительный торговый баланс с США, то есть ее страны продают Америке на $200 млрд больше, чем покупают у нее. При введении 10-процентного тарифа, который обещал Трамп, экспорт в США упадет на треть, а экономика ЕС потеряет 1,5% ВВП за три года, по подсчетам аналитиков ABN Amro.

«Будут и вторичные эффекты в виде снижения занятости, а также уверенности у предпринимателей и потребителей, — пишут они. — Слабая стартовая позиция для промышленности еврозоны, которая все еще пытается оправиться от энергетического кризиса, может усилить эти вторичные эффекты. Особенно уязвима Германия. Три ее крупнейшие экспортные позиции в США — химикаты, оборудование и транспортные средства — все еще испытывают дефицит спроса. Тарифы США могут стать тем ударом, который подтолкнет немецкую экономику к более серьезному спаду».

В худшем положении, чем вся еврозона, окажутся, вероятно, Нидерланды. Им предсказывают снижение на 2% ВВП за три года. В аналитическом центре ING и вовсе считают, что надвигающаяся торговая война может подтолкнуть экономику еврозоны от вялого роста к полномасштабной рецессии.

Надвигающаяся торговая война может подтолкнуть экономику еврозоны от вялого роста к полномасштабной рецессии

Европа всеми силами старается избежать этого: Еврокомиссия готова закупать больше американских товаров и ищет способ, как нарастить импорт из США и сократить торговый профицит. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен предложила Трампу поставлять больше сжиженного природного газа (СПГ), заместив поставки из России. По словам чиновников и дипломатов, которых цитирует WSJ, блок также мог бы рассмотреть возможность закупки большего количества американской сельскохозяйственной и оборонной продукции.

С другой стороны, возможны и положительные эффекты — инфляция тоже снизится, что позволит ЕЦБ еще сильнее снизить ставку. А кроме того, через страны пойдут потоки на реэкспорт. Здесь больше всего пострадает экономика Германии, которая в значительной степени зависит от торговли с США, особенно от тарифов на импорт автомобилей — акции европейский автопроизводителей уже упали на 5% после победы Трампа, в ожидании снижения прибыли. Кроме того, неопределенность позиции Трампа в отношении Украины и НАТО может подорвать недавно стабилизировавшиеся показатели экономической уверенности в Европе.

Угроза для всей мировой экономики

Многие другие страны тоже могут оказаться на линии огня: положительное сальдо торгового баланса у Вьетнама, Японии, Кореи и других составляет более $50 млрд в год. И если Трамп сильно разойдется в своей протекционистской политике, то это может иметь крайне негативные последствия, так как постоянный спрос со стороны Соединенных Штатов имеет решающее значение не только для стран-экспортеров, но и для мировой экономики в целом.

Если цунами из тарифов случится, то мир накроет волна инфляции. Впрочем, со временем она замедлится из-за нехватки спроса, но вот замедление мировой экономики, которое последует за введением тарифов, уже никуда не денется. Особенно усилятся эти эффекты, если другие страны пойдут на ответные меры, вводя свои тарифы на импорт из США.

Единственными выигравшими в этой ситуации могут быть союзники США, у которых нет заметного положительного сальдо в торговле с Америкой и которые могут надеяться на милость Трампа. Так, возможным исключением станут Британия и Израиль, которые являются крупными партнерами США, но не имеют такого весомого торгового профицита, как другие страны.

Если цунами из тарифов случится, то волна инфляции накроет весь мир

Лучиком надежды для мировой торговли могло бы стать повторение сценария первого срока Трампа. В прошлый раз он оказался настолько большим транжирой, снизив налоги для большинства американцев и предоставив им стимулирующие льготы, что это сделало жителей США богаче и позволило тратить значительную часть своих денег на импортные товары, несмотря на рост их стоимости из-за тарифов. Поэтому во время первого срока Трампа дефицит торгового баланса США удвоился.

Однако в этот раз такой ситуации, к сожалению, может не повториться — из-за департамента эффективности правительства, D.O.G.E. (Department of Government Efficiency) с Илоном Маском во главе, который будет следить за эффективностью государственных расходов и уже пообещал урезать $2 трлн «лишних» трат из бюджета. Сам Маск намекнул, что его планы приведут к тому, что американцев ждут «временные финансовые трудности», поэтому вряд ли у мировой торговли есть надежды.

Доллар как оружие

Ущерб экономике многих стран, в основном развивающихся, Трамп может нанести иначе. Пока на американских фондовых рынках ажиотаж: инвесторы ждут роста прибыли крупнейших компаний, после того как новая администрация снизит налоги и упростит регулирование. Это означает, что у американских компаний появится преимущество перед иностранными. Поэтому американский фондовый рынок за первые четыре дня после выборов вырос на 5%, а во всем остальном мире акции падали.

Трамп пообещал сократить экологические нормы, одновременно снизив стоимость электроэнергии внутри страны, что делает европейские товары менее конкурентными, поскольку у них жесткое экологическое регулирование и высокие цены на электроэнергию.

Кроме того, значительно укрепляется доллар. Это почувствовали даже в России. Дело в том, что, несмотря на клятвы Трампа, что «инфляция полностью исчезнет», многие его шаги — проинфляционные. Так, снижение налогов, несмотря на огромный дефицит федерального бюджета, дерегуляция рынков, обещание интеграции слабо регулируемых и волатильных криптовалют в финансовую систему и введение торговых тарифов окажет огромное давление на Федеральную резервную систему (ФРС) и может вынудить ее сохранить процентные ставки на более высоком уровне, чем они были бы в противном случае.

Несмотря клятвы Трампа, что «инфляция полностью исчезнет», многие его шаги — проинфляционные

В ноябре ФРС немного снизила ключевую ставку, но Джером Пауэлл, ее председатель, оставил открытой возможность того, что ФРС сохранит ставки на прежнем уровне на своем декабрьском заседании, а не продолжит их снижение. В заявлении, сопровождающем его решение, на этот раз не говорилось о «большой уверенности в том, что инфляция устойчиво приближается к 2%», как это было в прошлый раз.

Более высокие ставки, в свою очередь, делают владение долларовыми ценными бумагами привлекательнее, что обеспечило доллару отличные перспективы роста: индекс доллара по отношению к корзине основных валют вырос более чем на 4% со дня выборов.

И это проблема для всех, кроме США, а особенно для развивающихся экономик. Рост курса доллара на 10% к национальным валютам приводит к снижению производства в странах с формирующейся рыночной экономикой на 1,9% через год, показало исследование МВФ. Богатые страны страдают меньше, но их производство все равно может сократиться на 0,6%.

Значительная часть мировой торговли, даже без участия США, проходит в долларах. При сильном долларе у импортеров вырастут издержки, снизится спрос на товары из-за рубежа и сократятся общие объемы торговли. Таким образом, во многих странах колебания курса доллара имеют не меньшее, а может, и большее значение, чем поведение местных валют. Рост курса доллара на 1% по отношению к корзине главных валют вызывает сокращение торговли между странами остального мира на 0,6%, показало исследование американских экономистов.

Рост курса доллара — это проблема для всех, кроме США

Для стран и компаний, которые занимали в долларах, но не имеют долларовых источников дохода, рост курса автоматически увеличивает их долговое бремя и процентные расходы. Более высокие процентные ставки в Америке в сочетании с растущим курсом доллара также делают инвестиции в остальной мир менее привлекательными. Капитал имеет тенденцию к оттоку с развивающихся рынков, что также вынуждает их повышать процентные ставки и замедлять свою и без того проблемную экономику.

Список победителей будет коротким. Помимо союзников с нейтральным торговым балансом, в него войдет разве что криптовалютная индустрия. После победы Трампа биткоин подорожал с $67 тысяч до рекордных $99 тысяч. Dogecoin, мем-монета, которую часто продвигает Илон Маск и в честь которой он решил назвать свой департамент, выросла в цене на 200% со дня выборов.

Участники рынка полагают, что продвижение Трампом криптовалют во время президентской кампании указывает на то, что новая администрация будет к ним благосклонна. Трамп принимал пожертвования в криптовалюте и, несмотря на огромные риски, поддержал создание национального резерва биткоинов для оплаты государственного долга. Он также пообещал ослабить регулирование, чтобы сделать США «криптостолицей планеты».

Что может пойти не так

Во-первых, Трамп известен своей непредсказуемостью, и без разумных ограничений в правительстве его политика и глобальные перспективы могут быстро измениться. Он может распоряжаться тарифами в стиле «крестного отца», предоставляя льготы странам и компаниям в зависимости от того, насколько они подчиняются его воле. В таком случае Белый дом станет центром лоббизма, Америка подорвет конкуренцию в мировой экономике и быстро потеряет свою репутацию. Что, впрочем, тоже означает глобальные потрясения.

Во-вторых, Трамп также обещал, что во время его пребывания в Белом доме процентные ставки снизятся, и ради этого хочет подмять под себя ФРС, которая до сих пор была абсолютно независимым органом. От успеха Трампа в этом вопросе зависит многое: политизация центрального банка может подорвать доверие к доллару и финансовым рынкам США. Это приведет к катастрофе в мировой финансовой стабильности.

В-третьих, хотя многие торговые партнеры Америки просто надеются избежать гнева Трампа, более смелой и эффективной реакцией было бы объединение стран в торговые блоки даже без участия США. Такие соглашения могли бы поддерживать международную торговлю на приемлемом уровне до тех пор, пока США не вернутся за стол переговоров.
 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 элементов 1,122 сек.